Журнальный клуб Интелрос » Русская жизнь » №13, 2008
На днях в Питере произойдет знаменательное событие: в торжественной
обстановке закрывается Программа помощи России. Помогало правительство
Швеции. В течение пятнадцати лет. Помогали Новгороду, Вологде, Пскову,
ну и, конечно, Северной столице. Помогали не деньгами: запрещено, —
а лекциями, семинарами, добрыми советами. Присылали инструкторов
и специалистов, им платили неплохую зарплату, иностранные консультанты
были довольны, но особенно довольны были наши чиновники, вволю
накатавшиеся по Скандинавии «в рамках проекта». Я видела первоначальные
списки приглашенных: медсестры, нянечки, социальные работники,
инспекторы детской комнаты милиции... Ездило начальство, и ничего
с этим нельзя было поделать. Знай, сверчок, свой шесток.
В середине 90-х началась Программа помощи питерским безработным.
Помните, что тогда творилось? Биржа труда раздробилась на районные
центры занятости, куда занимали очередь с пяти утра. Надо отдать
должное шведскому правительству: убогие, мрачные конторы превратились
со временем в красивые офисы, с отдельной комнатой для психолога,
с кухней, где сотрудники могли приготовить себе обед. В центрах
занятости есть теперь особое помещение для релаксации: каждый инспектор
должен ежедневно снимать усталость и раздражение — послушать записанный
на пленку шум моря. Даже душ установили! В коридорах — мягкие кресла
для посетителей.
Пятнадцать лет назад большинство безработных были женщины за сорок,
бывшие сотрудницы научно-исследовательских институтов. Их институты —
НИИ крупяных культур, НИИ монголоведения, НИИ фанеры — закрыты,
по-видимому, навсегда. А что им предлагали взамен? Вакансий было
немного: ночная уборщица в метро, сортировщица белья в больничной
прачечной, школьная гардеробщица. Вы бы пошли сортировать туберкулезное
белье, если двадцать пять лет проработали завсектором института
Докембрия? Вот и доктора наук не хотели, предпочитали сесть на пособие
по безработице, до лучших времен...
Шведские специалисты сказали: все делаете неправильно! Надо забыть
слово «безработный», оно ранит человека, подавляет волю. Отныне будете
говорить — «ищущий работу». Ликвидировать очереди, они унизительны.
Пришел посетитель в первый раз в центр занятости, а вы ему тотчас же
выдаете номерок: какого числа прийти, к какому часу. Чтобы не было
неразберихи, надо сотрудникам носить на шее платочки разного цвета:
инспектору, принимающей новичков, — голубенький, а инспектору,
работающей с повторными посетителями, — розовый.
Необходимо немедленно организовать курсы переобучения! Куда девать
уволенных c военной службы офицеров и инженеров с закрытых заводов?
В школу их, в среднюю. Один год послушают лекции по педагогике и станут
преподавать физику или черчение. А отставники могут и физкультуру.
Жизнь показала, что переобученные долго в школе не задержались.
Остались немногие, у кого свои дети в этой школе учились. Остальные
бежали, не оглядываясь.
И всех работников Службы занятости поголовно надо учить азам
демократии. Потому что тут шведы попали в каменный век. В поселке
Комарово — час ехать на электричке — арендовали бывший пионерлагерь
и по пятьдесят человек ежемесячно гоняли слушать лекции по шведской,
образцовой демократии. Представьте: после рабочего дня, с кошелками
(в обеденный перерыв бегали по магазинам в поисках съестного) переться
на Финляндский вокзал, ехать в холодной темной электричке, чтобы два
часа слушать никому не нужную лабуду! Целый месяц. А ведь некоторые
жили в Кронштадте, в Гатчине. Кто-нибудь о них подумал? Эти
возвращались домой в полночь, в слезах. Деваться некуда, начальство
приказало учиться шведской демократии, иначе — вплоть до увольнения.
Сидели на этих лекциях и дремали. Просыпались, когда шла перекличка:
не сбежал ли кто...
Чему учили в Комарово? Главное: активно работать в профсоюзах,
отстаивать свои права. Не проходить мимо, если заметили непорядок.
Увидели сор на улице — обратитесь в уличный комитет, заявите
о загрязнении окружающей среды. Если уличный комитет не принимает меры,
станьте членом этого комитета, возглавьте его, наконец! Добивайтесь
изменения законодательства в здравоохранении, берите пример со Швеции.
Если гражданин неважно себя чувствует, он звонит в страховую компанию
и может три дня не ходить на работу, получая деньги по больничному
листу. Достаточно заявить по телефону. Более того. Если заболел ваш
четвероногий друг, вы же не оставите его в беспомощном состоянии?
Звонок в страховую кассу — и три дня вы имеете право остаться дома
и окружать заботой вашего любимца. Про шведские порядки народ, как
водится, начал рассказывать чудеса: у одного чудака домашний питон
чихнул, а у другого любимая пиранья скуксилась, — оба сидели неделю
дома, а зарплату им начислили полностью. Год продолжалось обучение
наших людей демократии, ничего не получилось, и шведы отступили. Аминь.
Январь. Восемь утра. В клубе МВД сидят тридцать женщин и пятеро мужчин,
сейчас начнутся лекции, а потом и семинары по основам психологии при
работе с временно незанятыми. Все инспекторы окончили в свое время кто
что: курсы бухгалтеров, педвузы, областной сельхозинститут. Не дураки.
Делятся друг с другом новостями, ждут шведских специалистов.
Идут! В зал входят два моложавых шведа, переводчик и начальник
из городской администрации. Начальник приветствует участников семинара
и напоминает иностранцам: «В час — обед в „Астории“. За вами заедет мой
водитель. Айн момент! Вечером идем в ресторан с цыганами». Шведы
радостно кивают, предвкушают.
«Итак, друзья, начинаем занятия. Неделя будет трудная, но, надеюсь,
принесет вам пользу». Лектор включил проектор и вынул из портфеля
удивительную указку с лампочкой на конце. «Расскажу о себе. Мы с семьей
живем в своем доме за городом. Вот, смотрите: это наша гостиная, это —
столовая, в доме четыре спальни, две ванные. Тут вы видите гараж. У нас
три машины: у меня, у жены и у старшей дочери, младшая еще мала, но уже
мечтает о своей машине. С нами живут кошка и собака, они полноправные
члены семьи».
Указку взял второй лектор. «А я живу в центре Стокгольма, квартиры там
очень дороги, и я могу позволить себе только трехкомнатную, хотя нам
с женой тесновато. Своих детей у нас нет, но мы усыновили мальчика
из Нигерии. Купили домик в шхерах, малышу нужен свежий воздух.
Вы знаете, что такое „шхеры“? Кто знает, поднимите руку!» Слушатели
заворожено слушали: три машины у них, собака — член семьи, черных детей
усыновляют... Так до обеда и смотрели слайды о сказочной жизни наши
инспекторы.
Лекторов увезли на обед в «Асторию», а остальным поставили в углу
самовар, коробку с чаем в пакетиках и вазу с крекером «Нежный». После
обеда повеселевшие лекторы велели слушателям рассказать о себе. Народ
заволновался. Чего говорить-то? Не надо, не интересно, время теряем!
Шведы растерялись. «Расскажите хотя бы, как вы пообедали». В зале
засмеялись. «Хорошо пообедали! Обед из трех блюд, с десертом
и коньяком. С гаванскими сигарами».
По отзывам судя, особого толка от лекций не было, но они все-таки
внесли разнообразие в монотонную жизнь. Иногда в конце занятий шведы
выдавали каждому то ручку, то резинку, то разноцветные скрепки.
Смотришь, и сувенир домой принесешь. К концу недели слушателям
сообщили: надо собрать деньги на подарки лекторам. И женам их надо
купить по пестрой павлово-посадской шали. Деньги собрали, никто
не отказался.
В последний день занятий, в пятницу, семинаристам раздали анкеты.
Пункты: что нового вы узнали за прошедшую неделю, насколько повысилась
ваша квалификация, как собираетесь применить полученные знания.
Последний вопрос звучал так: «С каким животным вы могли бы себя
сравнить? Если не хотите отвечать, не отвечайте». Одна женщина сравнила
себя с горной козочкой, другая с ланью, но большинство женщин середины
90-х ощущало себя динозаврами. А мужчины — все пятеро — микробами.