Журнальный клуб Интелрос » Альманах "Русский мир и Латвия" » №31, 2013
Заметим, что наша интерпретация «в онтологическом ключе» нескольких эпизодов из жизни Успенского оказалась неожиданно созвучна учению буддизма ваджрной колесницы об изначальной пустотности (шунье или шуньевости) всего проявленного. То, что и сам Успенский, и его жизнь, будучи вполне проявленными, тоже вернулись в свою изначальную природу, свидетельствуют и приводимые ниже слова его ваджрного учителя, понятые надлежащим образом. Вот отзыв от В.М. Монтлевича, о котором упоминается в эссе, учителя Успенского по тибетско-бурятскому буддизму, бывшему когда-то главой общины соответствующего направления в Риге. Кроме того, что В.М. Монтлевич является буддологом и практикующим буддистом, он имеет степень доктора математики и искусствоведения. Публикуем с сокращениями.
Алексей, приветствую Вас!
Из вашего эссе я понял, что подобное можно писать лишь приблизительно отталкиваясь от реальности.1 Не было никакого С. Успенского среди моих знакомых-буддистов в Риге.2 [...]
Прочел с интересом, но такие понятия, как Мировая душа, даймон, такое определение мышления — для меня экзотика, философское и литературное ископаемое. И дело не в том, что буддизм их не знает или знает что-то лишь формально на них похожее, а в том, что он этим не интересуется. В моём отношении к вашему эссе сказывается ещё и то, что я привык к физике, космологии и вообще к позитивным наукам — внимательно слежу за новыми открытиями. Например, для меня было удивительно и по содержанию многозначительно, что одна из мировых констант (ПСТ — постоянная тонкой структуры) изменяется во времени. Это равносильно краху всей сложившейся картины мира. [...]
А получить весть от вас и прочитать эссе было интересно и тепло.
1 То есть от шуньи, от пустотной природы.
2 Такое вполне может сказать настоящий учитель
пустоты о своем ученике, реализовавшем свою
пустотную природу.