Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Альманах "Русский мир и Латвия" » №32, 2013

Глава 1. Высшее образование в Русском зарубежье в 20-30-е годы XX века
Просмотров: 568

В результате революций 1917 года и последующих событий, как известно, из Рос­сии были вынуждены уехать миллионы лю­дей, большинство из которых нашло приста­нище во Франции, Германии, Чехословакии, Югославии и Китае (Харбин).

Эмигрантам, пережившим произо­шедшие на родине перемены как трагедию, приходилось теперь обустраивать свою жизнь на чужбине.

Трагические события всколыхнули рус­ское общество, заставили пересмотреть под­ходы к фундаментальным мировоззренчес­ким вопросам. Взамен нигилизма и атеизма, оказывавших большое влияние на россий­скую социально-политическую и духовную жизнь до революции, произошел всплеск религиозности. Русскую интеллигенцию стала объединять миссия спасения России, а несколько позже — идея сохранения рус­ской национальной идентичности в условиях эмиграции. Важную роль начали играть ор­ганизации религиозного толка, в частности, Русское студенческое христианское движение.

В эмиграции русские переселенцы стали создавать научные общества и обра­зовательные учреждения. Ученые общества, русские учебные заведения возникли в Югос­лавии, Болгарии, Великобритании, Италии, Польше, Швеции, Швейцарии, Финляндии, Эстонии, Чехословакии, Латвии, Германии, Франции, Китае, и в близкой к развалу Ос­манской империи (в частности, в Константи­нополе). Стали регулярно проводиться съез­ды русских академических организаций.

По словам В.В. Костикова, автора од­ной из первых книг о русской послереволю­ционной эмиграции, вышедшей в СССР, «... Русская академическая и учебная жизнь за границей, можно сказать, была «обречена» на активное существование в силу хотя бы того прискорбного факта, что советская Россия с вызывающей. неосмотрительностью выпро­важивала в эмиграцию свои академические силы».

 

Без сомнения, русская интеллигенция принесла в эмиграцию лучшие традиции российского академического образования. Был использован опыт российских предрево­люционных учебных заведений, альтернатив­ных государственным. Имеется в виду Санкт- Петербургский Психоневрологический ин­ститут, Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского.

Архив журнала
№34, 2013№33, 2013№32, 2013№31, 2013№30, 2012№29, 2012№28, 2012№27, 2011№26, 2011№25, 2011№24, 2011№23, 2010№22, 2010
Поддержите нас
Журналы клуба