Журнальный клуб Интелрос » Самопознание » №6, 2016
доктор исторических наук,
профессор Научно-исследовательского университета
Высшая школа экономики
(Москва)
В статье «Этика нигилизма», опубликованной в 1909 г. в сборнике «Вехи», Семен Франк, вскрывая идейные истоки радикальной русской интеллигенции, писал: «Веруя в Лассаля и Маркса, мы, в сущности, веруем в ценности и идеи, выработанные Руссо и Де Местром (выделено мной. — В.П.), Гольбахом и Гегелем, Берком и Бентамом, питаемся объедками с философского стола XVIII и начала XIX века». Под «мы» — в данном случае понимаются нигилисты, к которым Франк относит русских социалистов в их народнической и марксистской разновидности. Объединение имен Жан-Жака Руссо и Жозефа де Местра в одной паре не случайно и отражает сложную картину преемственности и полемики этих двух крупнейших представителей просветительского и антиреволюционного этапов в истории европейских идей XVIII — начала XIX вв.2 Однако задача Франка не только в том, чтобы провести линию, связывающую Руссо и Местра, но и отметить их влияние на формирование социалистических идей. Если учесть, что у Руссо была репутация крайне левого идеолога, идейно подготовившего Французскую революцию, а у Местра — крайне правого, одного из самых ярких и знаменитых обличителей этой революции, то соединение их идейных влияний в единой социалистической доктрине может представляться парадоксальным.