Журнальный клуб Интелрос » Самопознание » №6, 2016
Леонид Поляков
доктор философских наук,
профессор Департамента политической
науки НИУ-ВШЭ (Москва),
член Экспертного совета фонда ИСЭПИ
В размышлениях на тему «Бердяев и консерватизм» заложена изначальная двойственность. Не та, которую сам Бердяев неустанно изобличал в русской душе, в русском интеллигентском и народном сознании и которая стала корневой причиной русской революции. А та, что побуждает говорить не только о его оценках консерватизма, но и о том, был ли консерватором он сам. Впрочем, на самом деле, эта двойственность сродни двум сторонам одной медали: ведь для того, чтобы понять логику бердяевских оценок консерватизма, нужно дать самой этой логике исходное определение. Можно ли предположить, что она в методологическом и мировоззренческом смысле является «консервативной»? И если да, то насколько сам автор этой логики может быть однозначно охарактеризован как «консерватор»?