Журнальный клуб Интелрос » Самопознание » №6, 2016
ВЯЧЕСЛАВ СЕРБИНЕНКО
доктор философских наук,
профессор, заведующий кафедрой
отечественной философии РГГУ,
руководитель Общества историков русской
философии им. В.В. Зеньковского
В последней книге Жиля Делеза и Феликса Гваттари «Что такое философия?» никакой особой «русской» темы нет. Есть, правда, замечание о том, что «Декарт, попав в Россию, сходит с ума», и сама эта фраза способна подтолкнуть к неким выводам общего порядка. Например, хотя бы, об иррационализме русской мысли… В действительности же, речь идет о совершенно конкретном историко-философском сюжете: о своего рода «мутации» концептуального персонажа Идиота, прежде всего, в его декартовской версии, как «частного мыслителя, противостоящего публичному профессору (схоласту)». Соответственно, мутирует «идиот» — на страницах книги французских философов — в философии абсурда Льва Шестова, и (только уже косвенно, через призму шестовского восприятия) то же самое происходит с ним у Достоевского.