Журнальный клуб Интелрос » Самопознание » №2, 2015
Доктор философских наук, профессор Института философии
Санкт-Петербургского государственного университета,
историк русской мысли
Любовь Ульянова: Уважаемый Игорь Иванович, на Ваш взгляд, Иван Ильин — в первую очередь, философ или философствующий публицист?
Игорь Евлампиев: На мой взгляд, Ильин, прежде всего великий русский философ. Но как всякий великий мыслитель, он не мог не откликаться на «злобу дня», ведь вокруг происходили трагические события, которые переживала Россия и вся Европа в первой половине ХХ века. Поэтому его публицистика является непосредственным продолжением его философии. Также нужно учесть, что по своему образованию он был юристом, специалистом по философии права и государства, поэтому для него было совершенно естественным обращение к философскому анализу политических процессов. Важно вспомнить и тот факт, что его непосредственным учителем в Московском университете был Павел Новгородцев, который вместе с целой плеядой ярких философов второй половины XIX — начала ХХ века (Б. Чичерин, К. Кавелин, С. Муромцев, П. Струве, Л. Петражицкий, Е. Трубецкой, С. Франк, Н. Алексеев), принадлежал к очень глубокой и оригинальной школе русского либерализма. Так что, оценивая политические взгляды Ильина, мы и его должны признать сторонником либеральной политической модели общества и государства — причем не только до эмиграции. Достаточно прочитать его главный труд по философии права, книгу «О сущности правосознания», или позднюю работу из сборника «Наши задачи», «О творческой демократии», чтобы убедиться в этом. Как для всякого либерала, для него важнейшей ценностью, которая должна учитываться при организации государства, является свобода отдельной личности. Но при этом свобода личности может пониматься (и понималась в истории) очень по-разному, это и приводит к возможности разных вариантов либерализма.