Журнальный клуб Интелрос » Самопознание » №1, 2015
Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Московского гуманитарного университета,
специалист по истории Российской империи второй половины XVIII века, автор книги «Геополитические проекты Г. А. Потемкин» (М., 2000).
Любовь Ульянова: Какую роль играл Крым в православной геополитике Российской империи? Можно ли утверждать, что борьба за вхождение Крыма в состав Российской империи имела под собой, наряду с политическими, религиозные основания?
Ольга Елисеева: Конечно, можно. Крым всегда рассматривался не просто как земля с удобными гаванями для флота, не просто как форпост, который мог бы охранять южные рубежи страны, но и как святыня. Светлейший князь Г. А. Потемкин, предложивший Екатерине II присоединить полуостров к империи, писал, что Херсонес — «источник нашего христианства, а значит людскости». Т. е. человечности, говоря современным языком. Князь Владимир крестился в Херсонесе, затем, вернувшись на Русь, крестил своих подданных, благодаря чему они стали «людьми». Так понимался этот вопрос в XVIII в. Но есть и еще одно толкование, о котором стоит упомянуть. Странное слово написано неразборчиво и может быть прочтено как «лепность», т. е. красота. Наши далекие предки осознавали православное христианство как очень красивое.