Журнальный клуб Интелрос » Социология власти » №3, 2019
РРНИМУ им. Пирогова, Москва, Россия
В статье рассматриваются эволюционные предпосылки формирования концепта справедливости, а также некоторые ее атрибутивные характеристики, встречающиеся у животных. Эволюционная этика достаточно быстро оформилась как ветвь эволюционной теории. Уже Чарльз Дарвин полагал, что наше моральное поведение, по крайней мере, частично имеет дорациональную природу. И ко второй половине XX века уже окончательно сформировался запрос на обоснование просоциального поведения с точки зрения эволюционной выгоды. Гипотетические построения, вроде взаимного альтруизма и моралистической агрессии нашли эмпирические подтверждения в работах С. Броснан и Ф. де Вааля и поставили вопрос о возможном определении их как прообраза наших представлений о справедливости и честности. Ряд наблюдений и экспериментов с нечеловеческими приматами впоследствии подтвердил, что понятия взаимного альтруизма и моралистической агрессии могут быть к ним применимы. Это поставило вопрос о том, можем ли мы говорить, что представления о справедливости у человека и нечеловеческих приматов гомологичны. В случае хотя бы частично положительного ответа это ставит проблему возможности модернизировать наши моральные контракты согласно этому знанию. В данной работе проводится критический анализ морального реализма на натуралистических основаниях в работах С. Харриса и Р. Бойда и обсуждаются возможные альтернативы ему. Общества гетерогенны в своем представлении о справедливости, и культура оказывает сильнейшее организующее влияние на представления о морали, однако это не делает эволюционную этику бесполезной. В качестве альтернативы, разрешающей противоречия морального реализма в эволюционной этике рассматривается проект К. Бинмора, в работах которого, на основании эволюционной теории игр и философской концептуализации предлагаются решения по модернизации моральных контрактов.