ЗакрытьClose

Вступайте в Журнальный клуб! Каждый день - новый журнал!

Журнальный клуб Интелрос » Социология власти » №4, 2014

Екатерина Шмелева
Новые медиа: переписывание или проектирование города? Кейс Foursquare и проекта «Районные блоги»
Просмотров: 524

В статье анализируются механизмы формирования репрезентации города в новых медиа на примере социальной сети Foursquare и проекта «Районные блоги» журнала «Большой город». Автор ставит задачей преодолеть существующее в исследовательском дискурсе противопоставление виртуальной и физической сред города, используя теорию городского воображаемого. Для сравнения медиа-платформ вводится понятие «формата» и делается вывод о релевантности потребительских и дискретных типов описания города. Также автор формулирует альтернативу городских медиа: либо должна существовать инстанция, которая задает язык, проектирующий образ и действия в городе, либо строгий формат, позволяющий полифонически описывать конкретные локальност

In this article we analyze mechanisms of city representation forming in New media on the example of social network Foursquare and «Local blogs» project of «Big city» magazine. For overcoming the existing in scientific discourse opposition of physical and virtual spheres we use the theory of city imaginary. We introduce the concept of «format» to compare two Moscow media-platforms and come to the conclusion about the relevance of some city description formats (consumer and discrete). Also we mark out alternatives for city media — either there should be the instance setting the language which project a city image and actions in the city, or there should be the strict format allowing polyphonic description of concrete localities.

 

До середины 1990-х исследователи города рассматривали масс-медиа как фактор разрушения публичных пространств, социальных связей и исчезновения истории (Э. Сойя, Ж. Бодрийяр, М. Оже, Г. Дебор). В свою очередь некоторые исследователи медиа видели в новых средствах коммуникации демократический потенциал и возможность преодоления неравенства. В настоящее время виртуальное и физическое не противопоставляются друг другу, а рассматриваются как взаимодополняющие среды [Урри, 2012]. Эта идея вписывается в направление современной социальной теории, представляющей город как совокупность отношений разного рода (исследователь Ю. Бедаш называет такие концепции «постметафизическими») и критикующей классический дуализм языка и пространства [Вахштайн, 2014]. Тем не менее подходы к конкретным кейсам в области urban communication studies зачастую сохраняют логику оценочных оппозиций. Влияние медиа рассматривается либо как освобождающее, либо как закрепощающее. Цель нашего исследования — оспорить эти противоречащие друг другу взгляды и найти альтернативный, более продуктивный подход к отношениям города и медиа. Шагом в сторону продуктивного рассмотрения взаимосвязи города и различных сообщений о нем является концепция городского воображаемого (А. Блум, К. Линч, М. Де Серто), которая возникла в конце XX века в качестве ответа на вопрос, что делало и делает трансформирующийся современный город единым целым. «Идея „урбанистического“ в настоящее время все меньше связывается лишь с физической составляющей города, и все больше — с процессами обмена информацией между горожанами, с сообществами, в которые люди соединяются по неким общим свойствам, а не по физической близости друг к другу» [Tierney, 2013, p. 254]. Городское воображаемое — продукт восприятия городской реальности, оформленный в виде «интерпретативных координатных сетей, согласно которым мы мыслим о чем-либо, оцениваем и решаемся на действие в местах» [Сойя, 2003, с. 146]. Таким образом, воображаемое не только репрезентирует социокультурную реальность, но и структурирует и осмысляет практики горожан. Если Б. Андерсон связывал распространение газет и образование «воображаемых сообществ», то в настоящее время имеет смысл говорить о новых медиа. В то же время они отличаются от газет тем, что предоставляют пользователям возможность самим создавать описание города, стимулируя исследования городского воображаемого, конструируемого «снизу».

 

Шмелева Екатерина Вячеславовна, НИУ-ВШЭ, магистрант программы «Визуальная культура». Email: ekaterinashmeleva1@gmail.com.
Ekaterina Shmeleva, MA student of Visual culture program NRU HSE, Moscow. Статья написана по материалам НИР «Городская среда и культурное пространство мегаполиса: сравнительное исследование социальных барьеров городского развития», выполненной по Государственному заданию РАН-ХиГС за 2014 г.



Другие статьи автора: Шмелева Екатерина

Архив журнала
соц№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№ 1, 2015№4, 2014
Журналы клуба