ЗакрытьClose

Вступайте в Журнальный клуб! Каждый день - новый журнал!

Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Социология власти » №4, 2014

Александра Симонова
Формирование космической мифологии как фактора развития научных исследований космоса в СССР и России
Просмотров: 525

В статье рассматривается миф о космосе в динамике его развития на протяжении XX века. Проведенный анализ позволяет проследить, как соотносятся миф, политическое, общественное и научное измерения. Автор демонстрирует, что в СССР и современной России можно выделить три сменяющихся типа представлений о космосе: фольклорный, мировоззренческий и коммуникационный. Возникнув в качестве утопии, схожей с фольклорным творчеством, советский миф о космосе сформировал ядро идеологической системы. Политический кризис совпал с тупиком в техническом освоении внеземного пространства. Распад СССР и утрата вектора политического развития усугубили стагнацию космической программы; в сочетании с крахом научно-фантастической мифологии означало превращение космоса в рынок сбыта, где миф стал коммуникационной бизнес-стратегией. Автор делает вывод, что повседневные представления, оторванные от научных и общественно-политических идей, не смогли создать нового мифа, что вылилось в затухание интереса к космосу в России

The space mythology has passed through different phases during the XXth century. My research focuses on the three main types of myth creation in the USSR and modern Russia, which are folklore, wordview and communication. This analysis of attitudes toward outer space provides an opportunity to follow the juxtaposition of myth, politics, science and society. In the early XXth century myths about outer space were similar to folklore, but later outer space become the central part of the Soviet worldview. Dreams about outer space defined the world of Soviet people. The political crisis in the USSR was tied to the dead-end of technology development for outer space exploration. The collapse of the USSR and the loss of political vector in Russia in the 1990s aggravated the stagnation of space program that followed by losing of mythology based on Soviet science fiction. Pragmatic goals without utopian imagination, scientific passion and political will included outer space in world market where myth emerged as a communication strategy for promotion of big corporations’ interests. Common knowledge separated from scientific basics and strong political values was not able to create new outer space mythology that ended up with loss of public interest as well as the goals for scientific exploration of outer space in Russia

Гипотезой моего исследования стало предположение, что в случае освоения космоса в XX веке мифология, научное знание и общественно-политические взгляды тесно взаимосвязаны. На протяжении столетия формирование утопий шло рука об руку с развитием рациональных подходов к внеземному пространству. В современной России осмысление космоса нашло новые формы, вызванные не только политическим и экономическим кризисом, но и крахом утопических представлений о будущем. Чтобы показать, каким образом в мифе о космосе находит отражение эволюция науки и общества, я рассмотрю философские концепции, утопии и научную фантастику, послужившую источником мифических космических образов в СССР.

Симонова Александра Валерьевна, Центра изучения науки и технологии в ЕУСПб, научный сотрудник. E-mail: simonova.alex@gmail.com
Aleksandra Simonova, research fellow in the Center for Science and Technology Studies (EUSPb). Исследование проведено при поддержке Института медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка». Публикация подготовлена в Европейском университете в Санкт-Петербурге при поддержке Правительства РФ (грант є 14.U04.31.0001). Автор выражает признательность Василию Аузану, Рейниру де Граафу и Лоре Брайд за помощь в проведении исследования, глубокую благодарность Зинаиде Васильевой и Илье Матвееву за комментарии к тексту



Другие статьи автора: Симонова Александра

Архив журнала
№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№ 1, 2015№4, 2014
Журналы клуба