ЗакрытьClose

Вступайте в Журнальный клуб! Каждый день - новый журнал!

Журнальный клуб Интелрос » Социология власти » №4, 2015

Александр Назаренко
Образование и наука в университете: столкновение институциональных логик
Просмотров: 251

Назаренко Александр Павлович
социолог (САФУ им. М. В. Ломоносова, 2011).
Слушатель Московской высшей школы социальных и экономических наук.
Научные интересы: социология академического мира, STS,
социология знания, исследования высшего образования.
E-mail: aleksandrnazarenko29@gmail.com

В статье рассматривается напряжение между образовательной и научной деятельностью в современном университете. Основной тезис работы состоит в том, что конфронтация между образованием и наукой связана с двумя институциональными логиками университета: быть совершенным образовательным учреждением («эффективность») и одновременно местом по производству научного знания («истина»). Образовательная деятельность сопряжена с эффективностью, тогда как исследовательская — с поиском истины. Для образования характерны количественное измерение, ориентация на показатели. Наука в свою очередь полагается на этические императивы, которые регламентируют действия ученых в исследовательской работе. Вопрос о комплементарности образования и науки возникает, когда две логики сталкиваются. На примере российских университетов предлагается рассмотреть конфликт логик и определить ряд его следствий. В первом разделе статьи приводится обзор основных принципов гумбольдтовской модели университета и рассматриваются исторические причины ее ослабления в современной системе высшего образования: национал-социализм в Германии; конфронтация между СССР и США в период «холодной войны»; распространение доктрины устойчивого развития. Во второй части проводится различение между логикой эффективности и истины. В частности, акцент делается на концептуальных основаниях обоих. В заключительном разделе подчеркивается тезис о том, что принципы, на которых строится логика эффективности в образовательном процессе университета, переносятся на науку, подминая и редуцируя принципы логики истины. Это приводит к нескольким следствиям. Во-первых, недовольство преподавателей вузов требованиями быть эффективными и в образовательной, и в исследовательской деятельности. Во-вторых, редуцирование логики истины логикой эффективности приводит к неразличимости в академическом мире того или иного университета как «фабрики научного знания».

 

Education and Science in University: Clash of Institutional Logics

Aleksandr Nazarenko 
sociologist (NArFU named after M. V. Lomonosov,

2011), student of the Moscow School of Social and Economic Sciences. Research

interests: sociology of academic world, science and technology studies,
sociology 
of knowledge, high education studies

E-mail: aleksandrnazarenko29@gmail.com

This article deals with the tension between educational and scientific activities in the contemporary universities. We argue that confrontation between education and science is connected with two basic institutional logics of the university: to be perfect educational institution (effectiveness) and at the same time to be ground for the production of scientific knowledge (truth). Educational activities are associated with effectiveness, whereas scientific ones related to the search of truth. Quantitative measurement, and focus on performance indicators are main characteristics for education. Science relies on ethical imperatives regulating scientist’s behavior during research activities. When the two logics come across the question how exactly science and education could be complementary arises. The author suggests to examine this conflict and to identify its consequences on the example of the Russian universities. In the first part an overview of the main principles of the Humboldt University model provided as well as, the analysis of the historical background of it’s weakening in the contemporary higher system: National Socialism in Germany; confrontation between the USSR and the USA during the Cold War; expansion of the doctrine of sustainable development. In the second part we make a distinction between logic of effectiveness and logic of truth, which includes focus on their conceptual grounds. In the final part we demonstrate how principles, that initially were the basis for the effectiveness logic of educational process in the University are extended to scientific activities and how its leads to the breakdown of the truth logic principles. It has several consequences. On the first hand, there is dissatisfaction among university stuff connected with requirements to be simultaneously effective in both educational and research fields. On the other hand, reducing of the logic of truth of effectiveness makes universities indistinguishable as «the factories of scientific knowledge» in the academic world.



Другие статьи автора: Назаренко Александр

Архив журнала
соц№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№ 1, 2015№4, 2014
Журналы клуба