Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Социология власти » №3, 2015

Михаил Агапов, Федор Корандей
Пять одиноко светящихся окон на опустевшем истфаке: модели, практики и ритуалы неформальных интеллектуальных сообществ (на примере Тюменского университета второй половины 1990‑х — первой половины 2000‑х годов)

Агапов Михаил Геннадьевич
историк (Тюменский государственный университет, 1999 г.),
доктор исторических наук
(Тюменский государственный университет, 2012 г.),
ведущий научный сотрудник Института проблем освоения
Севера Сибирского отделения РАН (Тюмень),
научный сотрудник Лаборатории исторической географии
и регионалистики ТюмГУ
Email: magapov74@gmail.com

Корандей Федор Сергеевич
историк (Тюменский государственный университет, 2002 г.),
кандидат исторических наук
(Тюменский государственный университет, 2005 г.),
старший научный сотрудник Лаборатории исторической
географии и регионалистики ТюмГУ.
Научные интересы: историческая география,
история популярного географического знания.
Email: fskorandey@gmail.com 

В статье предпринята попытка реонцептуализации метафоры университета как сообщества в русле микроинтеракционизма, разработанного американскими социологами И. Гофманом, Р. Коллинзом и др. С этой точки зрения сообщество рассматривается как событие коммникации. В центре внимания оказывается «общность человеческих коммуникативных операций» (generality of human communicative operations) или «цепочки интерактивных ритуалов» (interaction ritual chains). Понимаемые таким образом сообщества не существуют постоянно, но возникают и исчезают в конкретных обстоятельствах. Они являются ситуативными, нестабильными, степень их солидарности все время разная. Авторы описывают и интерпретируют основные модели неформальных интеллектуальных сообществ на  примере исторического факультета Тюменского государственного университета как типичного представителя «разночинских» университетов, открывшихся в СССР в 1970‑е годы в быстро растущих республиканских и областных центрах на базе пединститутов. Неформальные интеллектуальные сообщества выделяются на базе нескольких агрегированных признаков: они возникают на основе низовых инициатив, действуют в университетском «третьем месте» (third space), ставят своей целью создание и развитие независимой интеллектуальной среды, иначе говоря, своего собственного «внутреннего университета». Порожденные характерным для провинции кризисом идентичности неформальные интеллектуальные сообщества представляли собой особые коммуникативные зоны интеллектуальных сетей. Рассмотренные ниже кейсы в основном касаются таких интерактивных ритуалов, как лекция и диспут. Именно они, по мнению участников неформальных интеллектуальных сообществ, с одной стороны, наиболее полно воплощали университетский образ жизни, а с другой — сами должны были способствовать его формированию.

 

Agapov Mikhail
historian (Tyumen State University, 1999),
D. Sc. in History (Tyumen State University, 2012),
Leading researcher of the Institute for the Development of the North,
Russian Academy of Sciences, Siberian Department (Tyumen),
researcher of the Laboratory for Historical Geography and Regional Studies,
Tyumen State University.  
Email: magapov74@gmail.com. 

Korandey Fyodor
historian (Tyumen State University, 2002),
PhD in History (Tyumen State University, 2005),
senior researcher of the Laboratory for Historical Geography
and Regional Studies, Tyumen State University.
 Email: fskorandey@gmail.com

Five Lonely Lighted Windows of an After Hours History Department:
Models, Practices and Rituals of Informal Intellectual Communities
(case of Tyumen State University, second half of 1990th — first half of 2000th)

The article deals with the attempting to reconceptualisation the metaphor «University as community» into micro-interactionism, that has been developed by American sociologists Erving Goffman, Randall Collins and others. From that point of view, community is considered as an event. Thus, it focuses on what Randall Collins called the «generality of human communicative operations» and «interaction ritual chains». The communities so defined are not always in everyday life, but they are assembled and disassembled under particular conditions. They are unstable, situational, fluid. Description and explanation of the informal intellectual communities on an example of the history department of Tyumen State University as the typical representative of the raznochinetz universities to be had in the Soviet Union in 1970‑s in new, rapidly growing the capitals of the Soviet Republics and regional centers at the base of teacher’s training colleges. Informal intellectual communities as a defined communicative locales of intellectual networks were generated by identity crisis inherent in the transition from Periphery to Provinces. The actors of intellectual communications are aimed at creating and development of the free intellectual sphere, or in other words, their own in ward university. Based on this example, we consider such basic interaction rituals as lecture and dispute as an essential elements of intellectual networks.



Другие статьи автора: Агапов Михаил, Корандей Федор

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№2, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№ 1, 2015№4, 2014
Поддержите нас
Журналы клуба