Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Социология власти » №4, 2016

Давид Хумарян
Место политического в социальной эпистемологии Эмиля Дюркгейма: трансгрессия, аффект, субъективация

Хумарян Давид Гагикович
магистр социологии МВШСЭН
и Университета Манчестера

E-mail: ddpostcard@gmail.com 

В статье предлагается разбор и интерпретация социологической теории познания, в классическом виде разработанной Эмилем Дюркгеймом и Марселем Моссом. При этом основное внимание сосредоточено на дюркгеймовской трактовке этнографических текстов, которые послужили основой для масштабных теоретических спекуляций. Ритуальное действие, понимаемое Дюркгеймом как событие, глубоко укорененное в онтологии социального, стало центральным элементом проекта эпистемологии, однако назвать его проект теоретически и методологически завершенным было бы ошибкой — по-прежнему требует разрешения ключевой для понимания вопрос об источнике происхождения категорий знания. Решение, которое предлагается в данной работе, может называться «политическим решением» вопроса о происхождении категорий знания. Автор выдвигает тезис, что именно оно имплицитно содержалось в тексте «Элементарных форм религиозной жизни», opus magnum Эмиля Дюркгейма. Автор ставит своей задачей доказать, что ритуалы, сопровождаемые явлением, которое сам Дюркгейм называл «состоянием e ervescence» и отводил ему ключевую роль в механизме коллективного производства категорий мышления, могут быть описаны как политический процесс субъективации. Конечная цель данной работы состоит не в том, чтобы раз- работать полноценную методологическую программу исследования политического аспекта знания, но в том, чтобы а) продемонстрировать эвристический потенциал такого подхода применительно к задаче вы- явления и анализа механизмов производства коллективного знания и б) встроить данный аргумент в контекст историко-теоретических дискуссий о наследии Эмиля Дюркгейма.

 

The Place of the Political in Emile Durkheim`s Social Epistemology:
Transgression, 
Affect, Subjectivation

Khumaryan David Gagikovich
MA in Sociology, Moscow School of Social
and Economic Science (MSSES)
and The University of Manchester.
E-mail: ddpostcard@gmail.com

The paper suggests an analysis and interpretation of the sociological theory of knowledge, that was developed in its classical form by Emile Durkheim and Marcel Mauss. Author focuses on Durkheimian interpretation of ethnographic texts, which formed the basis for his further theoretical speculations. Durkheim understood a ritual as an event deeply rooted in the ontology of the social and considered this phenomenon as central element for his project of epistemology. His project is theoretically and methodologically uncomplete and requires a solution for the key question concerning the origin of knowledge categories. The solution considered in this paper is a ‘political’ one. Author suggest that ‘Elementary forms of religious life’ implicitly content this very solution. According to Durkheim the effervescence phenomenon has crucial role in the collective production of categories of knowledge. Author tries to show that effervescence can be described as a political process of subjectivation. The end goal of this article is not to develop a complete methodological programme of research into the political aspect of knowledge, but a) to demonstrate the heuristic potential of this approach applied to the problem of identifying and analysing the mechanisms of collective production of knowledge, b) to embed this argument in the context of historical and theoretical debates on the heritage of Durkheim.



Другие статьи автора: Хумарян Давид

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№2, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№ 1, 2015№4, 2014
Поддержите нас
Журналы клуба