Журнальный клуб Интелрос » Социология власти » №4, 2016
Круглова Анна Борисовна
научный сотрудник Лаборатории экономикосоциологических
исследований НИУ ВШЭ
E-mail: akruglova@hse.ru
Цель этой статьи — представить читателю «свидетельство» — специфический жанр повседневного общения, изученный мной в Перми в конце «нулевых». Свидетельство — способ разговора и размышления о событиях, затрагивающих этический и жизненный горизонт моих информантов. Свидетельство нужно, чтобы поставить под вопрос собственную идентичность, утвердиться в мысли об уникальности своего жизненного опыта. Свидетельство позволяет испытать на прочность силу своих связей с сообществом, — выйти за границу этих связей, чтобы посмотреть на коллективную этику со стороны, соотнести с ней необычные события своей жизни, принять самостоятельное этическое решение. C другой стороны — парадоксально — механика свидетельства позволяет информанту подтвердить свою идентичность именно как морального субъекта, соответствующего общественным этическим нормам. В статье приводится краткий обзор подхода некоторых современных антропологов к нарративам повседневности, и разобраны некоторые концепты, используемые для их описания и анализа — прежде всего, концепт «жалоб» («laments») Нэнси Рис. Представлены конкретные примеры свидетельств моих информантов, связанные с разными аспектами их жизни. Описаны наработанные в философии и антропологической теории подходы к различению событий, которые являются онтологической основой свидетельств. Свидетельство как локальный феномен возможно только там, где этические установки сообщества, к которому принадлежат свидетельствующие, достаточно гибки, то есть могут быть стать предметом рефлексии, несогласия или даже осуждения. Поэтому в статье кратко охарактеризована эклектичная природа позднесоветской этики. Проведен предварительный разбор теоретических источников бытового (вернакулярного) марксизма, являющегося системой этических координат моих информантов. В заключении свидетельство вписано в теоретический контекст «антропологии опыта»
Witnessing: Ethics of Event in Everyday Talks
Kruglova Anna Borisovna
Research Fellow in Laboratory for Studies in Economic Sociology,
National Research University Higher School of Economics
E-mail: akruglova@hse.ru
This article is an initial investigation of “witnessing”, a genre of narrative that I have documented in the Russian city of Perm in the end of the “noughties”. Witnessing is a conversational musing about some event which engages, in a particular way, the ethical and the lived-world’s normativity/ normality of the informants. On one hand, witnessing pursues the goal of undermining one’s identity and therefore affirming the singularity of one’s life and experience. Witnessing allows to test one’s personal compliance with society’s norms, to go outside this zone of compliance, and to look back at those ethical norms as an observer, whose life’s events are extra-ordinary and constitute a personal ethical challenge. The particular mechanics of witnessing, however, allows to re-confirm one’s virtues and merits in accordance with cultural norms. In the article, I review several concepts that contemporary anthropologists use in interpretation of everyday narratives, and present “witnessing” in particular vis-à-vis the genre of “laments” made famous by Nancy Ries. In the article, I present several accounts of witnessing made in reference to various aspects of my informants’ lives. Then I describe some approaches, derived from Western social philosophy, that may be of help in discerning the ontology of events that are made worthy of witnessing by my informants, and of witnessing itself.