Журнальный клуб Интелрос » Свободная мысль » №3, 2015
МАЙДАНСКИЙ Андрей Дмитриевич —
профессор Белгородского государственного университета,
доктор философских наук
Как многие диалектические натуры, Лифшиц любил парадоксальные формулировки. Дабы сделать «наш материализм вполне современным», он предлагал взять урок у давно усопших идеалистов — Платона и Гегеля. Давайте посмотрим, чему же именно материалист Лифшиц хотел научиться в школе абсолютного идеализма. Главная тема урока истории — революция. И самого себя, и Гегеля Лифшиц называл «сынами революции». Для него, как и для Гегеля, революция стала тем «первопереживанием» (Urerlebnis), с которым каждая личность входит в сознательную жизнь. Вся остальная жизнь, весь жизненный уклад — это лишь оболочка, ряд наслоений, скрывающих «первоначальное ядро». Такое представление о формировании личности Лифшиц вычитал у «представителей школы Дильтея» — вероятно, не без наводки со стороны выпускника этой школы Георга Лукача. Лифшиц «материализует» дильтеевский взгляд, толкуя личностное ядро как «функцию или рупор определенной ситуации, определенных обстоятельств»1. Под этими словами наверняка мог бы подписаться Гельвеций, но едва ли — Маркс, учитывая его знаменитую поправку к созерцательно-материалистическому взгляду на человека («обстоятельства изменяются людьми»)