Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №22, 2011-2012
(Barbara Vinken) — профессор, специалист в области французской литературы и сравнительного литературоведения, сотрудничает с Университетом Гумбольдта в Берлине. Помимо научных трудов, посвященных литературе эпохи Ренессанса, XVIII и XIX веков, написала книгу о моде «Мода после моды: дух и платье в конце столетия» («Mode nach der Mode: Geist und Kleid am Ende des Jahrhunderts») (1993). Среди ее работ также книга «Немецкая мать: длинная тень одного мифа» («Die deutsche Mutter. Der lange Schatten eines Mythos») (2001).
Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (1997. Vol. 1.1)
Мода — явление, принадлежащее современности. Оно возникло во второй половине XIX столетия как постфеодальный феномен. В прежние времена (если взглянуть на вещи упрощенно) существовала система дресс-кодов, смысл и задачи которых заключались в том, чтобы разграничить — с абсолютной ясностью, а то и с беспощадным диктаторским педантизмом — половые и классовые различия, как предписывали установленные правила. Какие меха мог позволить себе человек, какова была допустимая ширина бархатного воротника и даже количество складок и оборок на его одежде — все это примеры своеобразных знаков отличия, позволявших узнавать представителей благородного сословия среди тех, кто не принадлежал к числу знати, и определявших положение человека в классовом обществе. Костюм создавался таким образом, чтобы можно было с первого взгляда понять, с кем вас столкнула судьба. Предполагалось, что строгий порядок в одежде гарантирует общество от социальной неразберихи. Однако соблазн выглядеть не тем, кто ты есть на самом деле, был слишком велик, а добиться этого — в определенном смысле — было не так уж и трудно, и потому специфические дресс-коды не могли оставаться в силе слишком долго. В условиях, когда установленные правила постоянно нарушались, возникла необходимость в регулярных увещеваниях и суровом устрашении, что породило целую лавину указов и постановлений. И мы не погрешим против истины, если скажем, что при сложившемся порядке вещей, когда представления о незнакомце всецело зависели от того, во что он одет, одежда «делала» человека.
Едва возникнув, мода положила конец этому порядку формирования представлений. Она стала подвергать сомнению любое первое впечатление. В этом искажении представлений и состоит ее неповторимая суть; это и делает ее модой. Но при социологическом анализе эта ее специфическая особенность чаще всего оказывалась вне поля зрения или замалчивалась. Социологические исследования пытались превратить моду в то, чем она никоим образом не была. С точки зрения социологии мода — это способ репрезентации. Соответственно, все, что она может дать, — это представление о половой и классовой принадлежности человека, хотя и не такое ясное и отчетливое, как во времена общепринятых дресс-кодов. Поскольку демократия ниспровергла иерархический порядок, поскольку все сделались равными и стало невозможно указывать кому бы то ни было, как следует одеваться, представители низших слоев стали подражать высшему классу, воспринимая его как «референтную группу». Мода, как дружно твердят социологи, живет по закону trickle-down-эффекта, то есть распространяется сверху вниз, от высококачественной продукции к ширпотребу. Потребность выделиться, потребность показать, кто ты есть (Bourdieu 1979: 258-260), и — превыше всего — потребность отмежеваться от низшего класса — вот что (и это очевидно) отличает следование моде от следования дресс-коду (Simmel 1919: 44). Согласно мнению социологов, единственная задача моды, которая чуть ли не движет ею, — гарантировать, что в новых условиях все возрастающей неопределенности одежда будет адекватно отражать половую и, что еще важнее, классовую принадлежность человека.
Этому тезису резко противоречит тот факт, что с самого момента зарождения высокая мода представляла собой искусство переодевания, такова единственно адекватная оценка этого явления. Мода, рискну допустить некоторое преувеличение, — это маскарад: трансвестизм, бурлеск. Это вовсе не означает (по крайней мере безоговорочно), что мода отражает категорию (гендер), о которой социологи просто забыли. Тот факт, что она в высшей степени парадоксальным образом и за счет ярко выраженной сексуальности еще и представляет класс, мир моды не мог, вопреки мнению социологов, оставлять своим вниманием. Как признавали потрясенные социологи моды, именно grande bourgeoisie искала «новые идеи в выгребных ямах парижского полусвета» (von Jhering 1904: 236; Benjamin 1983: 125). Так не означает ли это, что мода проделывала свой путь снизу вверх?
(Продолжение статьи можно прочитать в печатной версии журнала)