Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №22, 2011-2012
Андрей Россомахин — литературовед, искусствовед, автор нескольких книг, в том числе о Хлебникове, Хармсе, Заболоцком, а также трех книг в рамках историко- искусствоведческого проекта «Россия глазами Запада» (в соавторстве). Область интересов: русский «классический» авангард, английская политическая гравюра XVIII—XIX веков, искусство книги.
Чьи вы, чьи, единственные и неповторимые судьбы, вершащиеся в двух шагах от меня, в неугомонной пивной?..
Х.Л. Борхес
Примерно последние 15 лет пиво превращалось в маркер определенного образа жизни. Компании повсеместно взяли на вооружение инструмент под названием брендинг, и теперь они не только угадывают предпочтения потребителя, но и формируют их, тем самым занимая дополнительный сектор рынка. Мы являемся участниками рекламных и технологических экспериментов, в ходе которых осваиваются все новые ниши, и при этом до насыщения публики еще далеко1. Диверсификация стилей, создание модных трендов, креатив — это трюизмы, обязательные условия современного бизнеса. Сегодня в крупных сетевых магазинах представлено до сотни наименований пива, и даже в любом уцелевшем ларьке будет присутствовать до тридцати брендов, а если меньше — потребитель уже привередничает: не из чего выбрать.
Стоит обратить внимание на сопровождающий пиво антураж — бутылку, пробку, банку, этикетку, бирдекель, вобблер — чей эстетический импульс может стать основным стимулом покупки.
Несколько лет назад автору этой статьи довелось формировать раздел промышленной графики для одной выставки. Основной объем экспозиции занимали пивные этикетки. В наше время выставку можно создать из чего угодно, и вряд ли данный тезис нуждается в доказательствах. На фоне разнообразнейших «арт-проектов» выставка пивных этикеток — предприятие вполне академическое; пиво, бесспорно, благодарная тема для культуролога, но также и для социолога, политолога, историка, искусствоведа.
Пиво — весьма демократичный напиток. При всем разнообразии сортов/брендов/«целевых аудиторий»/«референтных групп» цена самого дешевого пива будет отличаться от цены самого дорогого не более чем в 4-5 раз. Если бы в столь же сбалансированном диапазоне различались и доходы его потребителей! К сожалению, выведенное еще Платоном допустимое соотношение граждан по уровню доходов — тот самый разрыв в 4-5 раз — для нынешней России уже недостижим2.
Следует напомнить, что пивная отрасль в конце 1990-х годов была чуть ли не самой успешной в России; она была модернизирована и росла сказочными темпами на фоне упадка во всех прочих секторах экономики. И лишь сверхблагоприятная конъюнктура на энергоносители (и последовавший рост государственного потребления) отодвинула пивоваров на вторые ряды. Но пивовары чутки к запросам времени — и с наступлением 2000-х мы наблюдаем новейшие «тренды» — гламурную «державность» в рекламных стратегиях, повсеместное создание этикеток с медвежьей символикой3 и ренессанс советского стиля4.
В самое недавнее время наиболее яркой иллюстрацией этой тенденции стало создание и продвижение пива «Жигули Барное» компании «Моспивком». Об успехе этого проекта свидетельствует уже то, что буквально через год после его старта (май 2009 г.) по всей стране стали возникать клоны данного бренда, копирующие дизайн и эксплуатирующие «ностальгический» потенциал советской эстетики путем вдумчивого использования всего комплекса визуального оформления, начиная с цветовой гаммы и шрифтов и заканчивая советскими аббревиатурами, ГОСТом 1936 года и знаком качества. Официальный сайт указанного бренда гласит:
«„Жигули Барное" представило новую коллекцию ультрамодных ретроаксессуаров. Для многих уже стало очевидным, что бренд „Жигули Барное" — это не просто знаменитое пиво с историей, но и особая культура. В первую очередь, культура отдыха. Его вкус, упаковка и общий антураж напоминают о тех 60-70-х годах, когда на Новом Арбате был открыт и набирал популярность ставший легендарным ресторан „Жигули". В настоящее время на пивном рынке нет ни одного бренда, базирующегося на элитарных ценностях советской эпохи. „Жигули Барное" предлагает прикоснуться и ощутить дух той эпохи не только непосредственно через продукт, но и окружить себя предметами, выполненными в соответствующей стилистике»5 (курсив мой. — А.Р.).
Но вернемся в прошлое. Как ностальгически сказал поэт—«Я географию страны / Учил по винным этикеткам.. .»6. Именно по винным — не пивным, ибо абсолютному большинству граждан СССР вряд ли доводилось отведать за всю свою жизнь более дюжины сортов, отсюда — и бедность печатной графики. Напомним названия массовых стандартизированных советских сортов: «Жигулевское», «Рижское», «Московское», «Русич», Нижний Новгород; «Витязь Никас», Ульяновск; «Аристократ Русское Благородное», Рязань; «Владимир Великий», Владимир; «Адмирал Колчак», Иркутск «Ленинградское» (светлые); «Бархатное», «Украинское», «Мартовское», «Портер» (темные сорта). Позднее появились «Славянское», «Ячменный Колос», «Столовое» и «Адмиралтейское». Впрочем, встречались также многочисленные республиканские и местные сорта7.
Все изменилось в начале 1990-х годов. Панорама пивных этикеток позволяет ощутить дух того времени. В течение десятилетия зарубежная и отечественная этикетка соотносились как черно-белая и цветная фотография: лаконизм и избыточность. После «скучных» советских ГОСТов8 не было удивительным желание заказчика втиснуть на клочок бумаги все цвета радуги и дюжину шрифтов. Удивительно, что художники шли на это. Трэш и кич, не осознающие себя таковыми, — довольно жалкое зрелище. Впрочем, к концу 1990-х все чаще разработку этикеток стали заказывать иностранным дизайнерским агентствам (что может объясняться и значительным участием иностранного капитала в этой отрасли9). В постсоветское время на российский рынок хлынул поток и западных сортов, а отечественный потребитель (чей предел мечтаний ранее ограничивался пенным напитком дружественной Чехословакии) стал азартно отклеивать доселе невиданные хольстены, туборги, миллеры, гиннессы. Возможно, в какой-то момент пивная этикетка стала одним из самых популярных предметов коллекционирования. Коллекционеры пивной атрибутики объединялись в клубы по всей стране; своеобразным апогеем этого бума можно считать образование в 1994 году «Партии любителей пива» (ПЛП)10.
Партия участвовала в выборах в Государственную думу II созыва (декабрь 1995) и заняла 21-е место из 43, получив почти полмиллиона голосов избирателей. Однако уже к следующим выборам партия была распущена, хотя, несомненно, что внятная, не в пример прочим партиям, идеология вкупе с существующими протестными настроениями в обществе способна придать серьезный электоральный потенциал ПЛП в случае ее возрождения11.
Вернемся к этикеткам. По названиям и дизайну пивной продукции можно проследить своеобразную хронику «лихих 90-х», плавно переходящих в «стабильные нулевые»: слом страны, первоначальное накопление капитала, маргинализация общества, бандитизм, с годами приобретающий респектабельность и входящий во власть. В пивном брендинге того времени мы можем выделить несколько важных тенденций: 1) названия, отсылающие к институту власти (как ушедшей, так и настоящей); 2) использование имен национальных героев, в том числе былинных и литературных; 3) милитарная, спортивная и охотничья тематика (репрезентация маскулинности); 4) эксплуатация женских образов; 5) особенный интерес представляет группа номинаций, отсылающих к криминальному дискурсу.
С одной стороны, со второй половины 1990-х годов по всей стране льются многочисленные «Купеческие», «Боярские», «Княжеские», «Царские», «Губернаторские», «Президентские», «Августейшие», «Воеводы», «Аристократы» и «Русичи»; державность и народность педалируются всевозможными геральдическими орлами, стрельцами, шеломами, ковшами, братинами, православными храмами12; на этикетках появляются портреты Владимира Мономаха, Петра Первого, Екатерины Великой, Александра Третьего, Акинфия Демидова, Пугачева, Ермака, Татищева, Кутузова, Суворова, Ермолова, Жукова, Сталина, Дениса Давыдова, адмирала Колчака...
С другой стороны, появляются специфичные названия и каламбуры: «Олигарх» (Рыбинск), «Конкурент» (Ейск), «Тамбовский Волк» (Рассказово), «Мазовое13 пиво Джокер» (Вятские Поляны), «Бумер» и «Лакинский Бумер»14 (Кемеровская и Владимирская области), «Братва Реальное», «Братва Конкретное», «Братва Чисто Светлое» и «Братва Живое» (Кемерово; на этикетке расхожий ернический слоган: Two Beer, or Not Two Beer.), «Владимирское Центральное» (Владимир); в Кировской области к 130-летию одного из пивзаводов изобретают сорт «Елена Юбилейная (sic!)». С этикетки чебоксарского пива под названием «Леди-Ночь» можно соскоблить нижнее белье изображенной красотки. А пиво под названием «Уралмаш Чемпион» (Екатеринбург) скорее ассоциируется с одноименной ОПГ, нежели с футбольной командой (и это отнюдь не вольность интерпретации — словно специально для скептиков на этикетке присутствует надпись: «Гражданин! (sic!) Благодарим Вас за финансовую поддержку футбольного клуба Уралмаш».).
Параллельно с приблатненными появляется и целый ряд жизнерадостных названий: «Попьем!» (Красноярск), «За тех, кто в море!» (Петропавловск-Камчатский), «Гол!!!» (Новороссийск), «Клёвое» (Ва- сильково), «То самое» (Ростов-на-Дону), «Баламут Забористое» (Ногинск), «Полный нокаут» (Казань), «Ёлки-палки», «Во! Брат» (Набережные Челны), «Рок-н-ролл» (Москва), «Пятниццо» (Воронеж) и т.п., завершим этот заведомо неполный перечень сортами «Мужик» и «Супер Мужик» (Краснозерск, Новосибирская область), с которыми «рифмуется» «Витязь V.I.P» из Ульяновска.
Ныне весь этот смак воспринимается как особый колорит эпохи. Этикетка предстает своеобразной исторической картинкой, лубком, полным разгула свободного китча15. И не подлежит сомнению, что пройдет еще какое-то время, и фигурная этикетка с рокайльными завитками вкупе с конструктивистским шрифтом будет цениться во много раз выше, чем «правильные» аналоги, созданные по всем законам графического дизайна.
Несоответствие формы и содержания иногда разительнейшее. Вот некоторые яркие примеры избыточности, доходящей до гротеска. Пиво под названием «Великая Русь» (Ярославская область) не только снабжено, подобно коньяку, звездочками (причем сразу пятнадцатью); чуть меньшим шрифтом на этикетке дана надпись «Избранное на все времена», худосочным курсивом уточняется — «Благородное», а снизу, на золотой ленте, тиснуто «Золотая фильтрация».
Еще больше золота (правда осыпающегося) на удивительно беспомощной этикетке «МЭКс интернейшнл: Для настоящих мужчин» (Пятигорск); среди вакханалии пяти не сочетаемых шрифтов особенно впечатляет надпись стилизованной русской вязью: «Элитное пиво»; витиеватый орнамент, корона в геральдическом навершии и рыцарский шлем с забралом должны, очевидно, усилить ощущение избранности потребителя.
На этикетке с хлебосольным названием «Для Вас» (Нижний Тагил) изображен — что бы вы думали? — танк (!) с поднятым орудием16; в честь 200-летия Пушкина все в том же Нижнем Тагиле запускают не только пиво «Молодой повеса», но и варят пиво «Натали», поместив на этикетке погрудный портрет Натальи Николаевны.
Далеко не всегда можно понять — от заказчика или дизайнера исходили визуальные или вербальные нелепости: так, например, пиво «Наша Пропаганда Дамское» (Кострома), снабжено комичным слоганом «Узнай правду по-дамски!» и портретом молодой работницы, воздевшей сжатый кулак в характерном маскулинном жесте17. Эту этикетку можно признать почти безукоризненной по дизайну. Впрочем, ее героиня полностью заимствована со знаменитого американского плаката We Can Do It!, созданного в годы Второй мировой войны18, а клиновидное оформление фона восходит к не менее знаменитому плакату Александра Родченко для ленинградского Госиздата (1924).
Другой пример инкорпорирования иноземного «культового» изображения в отечественный пивной антураж — дама на качелях, заимствованная у Фрагонара для украшения пива с игривым названием «Ратюр Миндальный» (Екатеринбург). На этой этикетке вуайеристом неожиданно выступает уральский казак с логотипа Исетского завода; этикетка в своем роде замечательный образчик соединения французского с нижегородским: и дама эпохи рококо, и русский казак/стрелец XVII столетия, и шрифт «герольд» — графический символ эпохи Серебряного века.
Примеры дизайнерской непредумышленной дикости можно множить. Совершенно невероятное оформление пивной пробки продемонстрировал один из омских заводов: внутри кольца, образованного двуязычной фразой «Пиво из Сибири / Beer from Siberia», на фоне перевернутого (!) российского триколора размещена крупная капля черной жидкости, неминуемо ассоциирующейся с нефтью.
Сегодня картина уже иная: на этикетках по преимуществу цивилизованный дизайн, в бутылках — по преимуществу стерильный евро- лагер, и на фоне текущего респектабельного застоя бурлящие и дикие девяностые приобретают особую привлекательность как поле для исследовательской рефлексии.
Исследователь вряд ли сможет пройти мимо этикетки с названием «Мисс Понедельник»19 (Москва), или «Наш Дом Россия»20 (Иркутск), или гламурных этикеток Владимира Довганя, созданных еще в «догламурную эру» — с его собственными портретами21 на марках «Пиво № 11», «Пиво № 25», «Пиво № 44» и даже «Пиво № 350» (Чебоксары, Тверь, Кострома). А доморощенный «Оскар» (Кемерово), а «Зайка Моя» (Набережные Челны), а пиво «Сероглазка Темное Фир
менное» (Петропавловск-Камчатский), а «Последние романтики» из Ногинска с изображением героев Сервантеса, а шекспировская «Смуглая Леди», разлитая в Новосибирске, на улице Петухова, в доме номер 79?..
Сколько подобных артефактов кануло в Лету на окраинных заводах необъятной страны? Найдет ли их дотошный антрополог, от- рефлексирует ли причуды сиюминутной моды, феномен названия, типографику, визуальное оформление, включающие эти напитки в широкий социокультурный контекст? Задастся ли вопросом, как национальное получает визуальное воплощение? Составит ли картографию визуального вкуса, замерит ли амплитуды региональной безвкусицы?
Материал для этого есть, хотя предварительная каталогизаторская работа еще не завершена22. Сегодня этикетки (и в первую очередь пивные) продаются в букинистических магазинах и в коллекционерских клубах. Рынок на них еще не вполне сложился, но стоит подождать лет 50, и вполне можно будет извлечь выгоду из каких-нибудь нынешних «Трех Медведей», ведь, для примера, хромолитографиро- ванная этикетка начала ХХ века стоит сейчас в Москве около 50 евро. Интересно, что в Екатеринбурге был создан Музей этикетки, основной задачей которого заявлено изучение национальных традиций в графическом дизайне и исследование современной визуальной культуры.
Post scriptum
Некоторые этикетки поражают сразу и достойны рефлексии в духе Ролана Барта или Умберто Эко. Вот блеклая курильская, но эта блеклость руки Хокусая, взывающая (-щего) к реставрации, а вот залихватская «Томская Дамская». Не всегда важен визуальный образ, иной раз зацепит и мельчайшая надпись — то почти булгаковское «Главпи- во», а иной раз нечто вроде «Тульский Облисполком, Наркомат Пищепрома».
А вот этикетка современных «Трех Медведей»: невероятно, но логотип этого бренда чрезвычайно схож с гербом английской «Московской компании» (Muscovy Company), датируемым 1596 годом, где щитодержатели-медведи выступали экзотическим атрибутом страны загадочных московитов23.
... На некоторых чешских этикетках временем основания пивоварен значатся 1530-1580-е годы24! И пусть рациональный скептицизм подсказывает, что здесь не обошлось без натяжек в пару столетий, на наш вкус, такие натяжки из числа блестящих и пылких. Вдумайтесь, в указанные годы в эти заведения мог заглядывать, скажем, Франсуа Вийон! От подобных предположений захватывает дух, пересыхает горло.
О, легкий алкоголь, легчайшая закуска.
Литература
Аникин, Фатюхин 2005 — Аникин С., Фатюхин Д. Каталог пивных этикеток Российской Империи. М., 2005.
Аникин, Фатюхин 2008 — Аникин С., Фатюхин Д. Каталог пивных этикеток Советского Союза 1917-1946. М., 2008.
Аникин, Фатюхин 2009 — Аникин С., Фатюхин Д. Каталог юбилейных и памятных этикеток Советского Союза. М., 2009. Бродский 1992 — Бродский И. Лагуна // Сочинения Иосифа Бродского: [В 7 т.]. Т. 2. СПб., 1992.
Воривода 1971 — Воривода И. Сборник жаргонных слов и выражений, употребляемых в устной и письменной речи преступным элементом. Алма-Ата, 1971.
Егоров — Коллекция пивных этикеток Павла Егорова. nubo.ru/pavel_ egorov.
Емелин 2002 — Емелин В. Песни аутсайдера. СПб., 2002.
Россомахин, Хрусталев 2007 — Россомахин А., Хрусталев Д. Русская Медведица, или Политика и похабство (С приложением каталога английских карикатур XVIII века, представляющих Россию в образе Медведя). СПб., 2007.
Тимофеев 2005 — Тимофеев М. «Водка мужского рода»: национальные особенности гендерной семантики российской алконимики (19922003) // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы: Вып. 3. Иваново, 2005.
Тимофеев 2008 — Тимофеев М. Для внутреннего употребления: образы медведя на отечественной алкогольной продукции // Визуализация нации: Альманах Центра этнических и национальных исследований ИвГУ. Вып. 2. Иваново, 2008.
Худоногова — Худоногова Е. Китч на водочной этикетке. www.kitsch- museum.ru/articles/eh.
Примечания
1) По среднедушевому потреблению пива Россия отстает, напр., от такой «непивной» страны, как Франция, что уж говорить о странах-лидерах. В России наверняка нет ни одного магазина, где была бы представлена 1000 марок пива. В то время как в Голландии, Бельгии, Великобритании такие специализированные магазинчики не редкость.
2) «На бунт напрашивается то государство, которое допускает разницу в доходах наиболее богатых и наиболее бедных своих граждан более чем в четыре раза», — констатировал греческий мыслитель 2000 лет назад. В 2009 году в нашей стране, по данным Росстата, на долю 10 % наиболее обеспеченных граждан приходился 31 % общего объема денежных доходов, а на долю 10 %% наименее обеспеченных — 1,9 %%. Таким образом, даже официально констатировался 17-кратный разрыв. По неофициальным же оценкам, разрыв гораздо значительней, он превышает 40-кратный порог.
3) Этот феномен заслуживает отдельного масштабного исследования; первый подступ к теме предпринят М. Тимофеевым (Тимофеев 2008: 183-195). В более ранней работе исследователь вводит понятие ал- конимики как раздела ономасиологии, изучающего названия алкогольных напитков (Тимофеев 2005: 175-184).
4) Прежде всего речь идет о советском стиле оформления, но также в 2004 г. два завода независимо друг от друга начали выпуск пива под названием «СССР»: это петербургский «Степан Разин» и Кропоткинский завод (Краснодарский край). Любопытный ход предпринял Томский пивзавод в 2006 г. — на контрэтикетках некоторых сортов появились особые «ностальгические» тексты, тестирующие потребителя на «советскость». Вот несколько характерных максим: «Вы родом из СССР, если: до сих пор не воспринимаете Ригу и Таллин как заграницу; для вас понятно слово „политинформация"; на зимние каникулы вы ездили всем классом в Ленинград; вы помните Майкла Джексона еще негром; вы знаете, что пульт от телевизора — это плоскогубцы».
5) См.: www.zhiguli.net/ru/news. Параллельно с российским бренд завоевывает и международный рынок, см.: infobeer.ru/novosti/v-niu-yorke-nachalis-prodazhi-piva-zhiguli-barnoe.
6) «Великой Родины сыны, / Мы путешествовали редко. / Я географию страны / Учил по винным этикеткам. / Лишь край граненого стакана / Моих сухих коснется уст, / От Бреста и до Магадана / Я вспомню Родину на вкус» (Емелин 2002: 11-13).
7) Иные из них сопровождались нетривиальными этикетками. Так, напр., после войны в Москве некоторое время выпускалось «Карамельное Пиво Питательное», причем на этикетке значилось: «Рекомендовано врачами как диэтетический напиток». Другой исключительно редкий пример — сваренное в Юрге «Пиво Особое» с этикеткой, стилизованной под листок отрывного календаря с текстом: «14 августа 1977 г. СЛАВА Советским Строителям! Изготовлено по просьбе юргинских строителей». См. подробнее: nubo.ru/ pavel_egorov/pivo_sssr.html.
8) Теперь в этих самых советских «огуречиках» (так коллекционеры называют кольеретки той эпохи, которые наклеивались у основания бутылочного горлышка) эстетский вкус находит особую притягательность. Вполне уместно сравнить со старинной ксилографией их блеклую печать (в два-три цвета), безыскусный дизайн (или полное отсутствие такового) и оттиски полусбитых штампов.
9) Десять лет назад в России было около 300 пивоваренных заводов, 30 из которых давали более 60 % совокупного производства. Именно на этих заводах доминировало иностранное участие. Число пивзаводов непрерывно уменьшалось, поскольку они поглощались несколькими олигополистами. К 2010 г. пять транснациональных корпораций владели 85 % пивного рынка России: 1) Carlsberg Group, Дания, — около 38 % рынка (подавляющая доля приходится на группу компаний «Балтика»); 2) AB InBev, Бельгия, — около 17 %; 3) Heineken, Нидерланды, — около 12 %; 4) Efes Beverage Group, Турция, — около 10 %; 5) SABMiller, ЮАР, — около 7 %.
10) Среди прочих в ПЛП были фракции любителей светлого и темного пива, славянофилы и западники (предпочитающие импортные сорта), фракции любителей закуски и любителей воблы, любители татуировок, группа любителей водки, фракция непьющих, а также фракция эмигрантов «Пена», возглавляемая не кем-нибудь, а Юзом Алешковским (см.: ru.wikipedia.org/wiki/Партия_любителей_пива).
11) Потенциал пивной этикетки как носителя политической рекламы трудно переоценить, но пока примеры такой рекламы единичны: нам известно пиво «Букет Чувашии Партийное» (Чебоксары), выпущенное к выборам в Госдуму в 1994 г. с портретом председателя местного отделения ПЛП, и пиво «Жириновский» (Таганрог) того же года. Примером скрытой рекламы может быть признана этикетка пива «Наш Президент» со слоганом «Все Путем!» (Волгоград), выпущенная к выборам 2004 г.
12) В этом ряду весьма примечателен сорт под названием «Символ России» (Краснозерск): на этикетке изображены стилизованные маковки церквей, а заголовочный комплекс состоит из трех элементов, набранных стилизованным под устав шрифтом: Символ России / Вера, Надежда, Любовь / Пиво.
13) Мазовое — от воровского «маза» — поддержка, заступничество в преступной среде (Воривода 1971: 48). Ср. со сленговым наречием «мазово» (очень хорошо, здорово; синонимы: классно, клево, рульно).
14) Один из вариантов дизайна этикетки имитирует рваные следы от трех пуль. Очевидно, своим появлением это пиво обязано одноименной криминальной кинодраме, вышедшей на экраны в 2003 г.
15) См.: Худоногова.
16) Из более поздних милитаристских артефактов примечателен сорт «Армейский калибр: Десантное 5,45 образца 1974 года» (Омск), это пиво разливается в бутылки в виде патрона.
17) Лаконичнее всего этот жест описан у поэта: «.Скрестим же с левой, вобравшей когти, / правую лапу, согнувши в локте; / жест получим, похожий на / молот в серпе.» (Бродский 1992: 319-320).
18) Плакат, созданный художником Говардом Миллером в 1942 г., для рекламы американского Координационного комитета по военному производству (United States War Production Commission), действовавшего во время Второй мировой войны.
19) Речь идет об этикетке из серии «Веселая неделька» Хамовнического завода, полностью копирующей дизайн этикеток словацкого пива.
20) Вероятно, не все вспомнят одноименную партию власти, созданную в недрах ельцинского аппарата во главе с премьером Виктором Черномырдиным.
21) В начале 1990-х гг. он одним из первых в России стал использовать свое имя в качестве торговой марки.
22) См.: Аникин, Фатюхин 2005, 2008 и 2009.
23) Этот герб является одним из самых ранних изображений медведей в контексте России; об истоках происхождения интереснейшей «медвежьей метафоры» см. ряд наших работ, в частности: Россома- хин, Хрусталев 2007. Кроме того, в издательстве «НЛО» готовится к печати сборник статей по материалам международной научной конференции «„Русский медведь": история, семиотика, политика».
24) При этом старейшей в мире считается баварская пивоварня «Вайнштефан» (Weihenstephan), основанная бенедиктинцами в 1040 г. при монастыре Св. Штефана близ Мюнхена.