Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №22, 2011-2012
Туне Тобиассон (Tone Tobiasson) — журналист, главный редактор журнала Oslo Fashion Week, основатель сайта NICE Fashion (Nordic Initiative Clean & Ethical).
В норвежской народной сказке об Аскеладдене (норвежский Иванушка-дурачок) добрый недотепа Аскеладден с легкостью обставляет своих старших братьев, получая принцессу и полцарства в придачу. А в истории Moods of Norway три веселых «брата» объединились, чтобы играючи завоевать мир при помощи своих народных традиций.
Доводилось ли вам в последнее время видеть голливудских знаменитостей в костюмах ярких расцветок? А розовый трактор? А может быть, вам предлагали вафли на улице и обещали скидку в магазине, если вы приведете туда своего дедушку? Если да, то, скорее всего, вы уже открыли для себя мир Moods of Norway. Когда Педер Бёрресен, Симен Столнаке и их шведский приятель Стефан Далквист учились в колледже на Гавайях, у них возникла одна идея (из тех, что приходят студентам на пьяную голову), которая оказалась достаточно безумной, чтобы вылиться в успешный бизнес. «Мы будем делать счастливую одежду для счастливых людей», — решили они и для начала сообщили миру точное количество тракторов в Норвегии. На тот момент тракторов было 234 243. Это число стало их фирменным знаком и теперь вышито на каждой вещи Moods of Norway.
Они во многом напоминают Custo Barcelona — культовый испанский бренд, вслед за Полом Смитом призывающий современного человека носить цветную психоделическую одежду. Но если Custo Barcelona и Пол Смит ассоциируют себя с городским шиком, то Moods of Norway делают все наоборот: они кинули клич во фьорды с призывом приводить к ним своих бабушек. В своей одежде они используют детали, которые настолько срослись с норвежской историей и сельской культурой, что ранее никому и в голову не приходило, что это может быть модным. Они вышли на рынок со словом «koselig» («уютный, теплый и мягкий») на устах, которое запрещено произносить модным дизайнерам. При всем при этом их одежда ориентирована на молодых городских альфа-самцов. «Учась за границей, ты понимаешь, насколько экзотична твоя родная страна и как она выглядит в глазах иностранцев. <...> Даже название „Норвегия" означает, что мы живем на крайнем севере, что само по себе экзотично. Мы хотим рассказать о Норвегии c помощью своей одежды», — говорил Симен Столнаке в недавнем интервью для материала журнала Harvard Business Review, посвященного истории успеха Moods of Norway (Harvard report 2009).
Вообще-то норвежские мужчины обычно не носят розовую одежду и не водят розовые лимузины. Но только не дизайнеры из Moods of Norway. Одно время они даже рыбачили на розовой лодке, а на открытие своего первого магазина в Лос-Анджелесе заказали целую гору снега, чтобы посетители могли прокатиться на лыжах по тротуару. Недавно в продаже появились вафельницы, делающие вафли в форме трактора. В крупном магазине Moods of Norway в Осло удивление посетителей вызывают вырезанные в дверях примерочных кабинок сердечки — точно как в сельских уборных, каковые повсеместно существовали до появления в деревне водопровода.
«Мы гордимся тем, что принесли в Осло здоровый и добрый деревенский дух. Наши магазины в плане дизайна должны выглядеть как открытка из Норвегии», — объясняет Симен.
Хотя дизайнеры проводят почти все время в Осло, их имидж и история неразрывно связаны с деревней Стрин, до появления Moods of Norway известной только как горнолыжный курорт. Основателям Moods of Norway нравится представать в образе троих современных Аскеладденов, да и сам герой народной сказки фигурирует в их рекламных кампаниях. Эту сказку, конечно, не очень хорошо знают за пределами Норвегии, но норвежские фьорды, северная природа, вязаные свитера и фольклорные традиции знамениты во всем мире, о чем, кажется, не подозревают большинство норвежцев. И пусть в голливудских декорациях норвежские народные мотивы выглядят слегка сюрреалистично, это не беда: чем безумнее, тем лучше.
«Наши магазины интересны сами по себе. Мы не из тех дизайнеров модной одежды, кто предлагает свою продукцию в простых и лаконичных интерьерах. Мы хотим, чтобы наша связь с Норвегией сразу же бросалась в глаза, — продолжает Симен. — Moods of Norway — это не только одежда, это своеобразная живая среда. По субботам мы предлагаем посетителям кофе, сок и наши фирменные вафли. У нас бывают конкурсы и особые дни, когда покупатель, который привел к нам своих дедушку или бабушку, получает скидку».
В рекламной кампании коллекции очков моделями были их собственные бабушки и дедушки, тети и дяди. Недавно в университете Тромсё состоялась защита магистерской выпускной работы, автор которой подробно рассматривает феномен успеха Moods of Norway и приходит к определенным выводам. Прежде всего, бренд ассоциируется с Норвегией, что не лишено риска, поскольку для всех традиционные норвежские ценности — это природа, чистый воздух и вода, то есть Норвегию привыкли считать сельскохозяйственной страной с хорошими возможностями для занятий спортом. Однако успеху Moods of Norway способствовал как раз эффект неожиданности. Но и традиционные норвежские ценности теперь приобретают модный лоск.
Moods of Norway, будучи наивными и бесхитростными ребятами, почерпнули идеи своей одежды в норвежской сельской местности. Согласно той же научной работе, их покупателям импонирует личная простота троих отцов-основателей, отсутствие у компании выраженной маркетинговой стратегии и элемент игры в их бизнес-модели. Наверное, за этим стоит нежелание современных мужчин взрослеть и брать на себя ответственность. Яркий пример этой тенденции являют нам творцы новых брендов — судя по тому, как изображают их средства массовой информации, это скорее игривые дети, чем солидные бизнесмены.
Еще одним объяснением успеха Moods of Norway служит возрождение в Европе интереса к национальным традициям в противовес нарастающей глобализации. Финансовый кризис также подкармливает тоску о прошлом, когда мир был устроен куда проще и понятнее (именно такую романтизированную версию прошлого и предлагают Moods of Norway). Социальный опрос, проведенный автором из Тромсё, показал, что в сознании респондентов образы, используемые брендом для продвижения своих товаров, олицетворяют «старую идиллическую Норвегию». Их рекламу сопровождают, конечно, народные мелодии, исполняемые на скрипке и аккордеоне (хотя сами Moods признаются, что предпочитают рок-н-ролл). На показах на подиум выходят старые и молодые герои спорта, а также модные поп-звезды. А перед началом недавнего чемпионата мира по лыжному спорту состоялось шоу, представляющее новую коллекцию Moods of Norway — «Зимняя сказка». Таковы особенности норвежского национального романтизма.
«Счастливая одежда для счастливых людей помогает в тяжелые времена экономического кризиса», — соглашается Симен, поясняя, что одежда яркого цвета источает флюиды счастья. Но нет ли здесь опасности уйти в китч? Конечно, есть, и многие считают, что одеваться в Moods of Norway — это дурной вкус. Так, один из респондентов соц-опроса назвал их яркие костюмы одеждой для клоунов. Но поклонников бренда привлекает сочетание фольклорных мотивов, традиционных норвежских символов и юмора. К юмору в Норвегии относятся очень серьезно, и того, кто не умеет посмеяться над собой, сочтут за дурака. Как сказал один из опрошенных, «они не похожи на других, потому что они без комплексов. В отличие от Armani или Hugo Boss, они делают прикольную одежду и сами забавляются. Можно сказать, что трактор и прочие фишки — это китч и деревня, но всего этого так много, что это просто весело». В этой связи существует риск, что в определенный момент запасы фольклорных элементов будут исчерпаны, и дизайнерам придется искать другие источники вдохновения. «Нет, я думаю, что норвежское культурное наследие настолько богато, — говорит Симен, — что оно не истощится никогда». При этом надо заметить, что все респонденты исследования утверждают, что одежда Moods пользуется популярностью именно у городского населения, хотя в ней преобладают фольклорные мотивы и даже рекламные фотосъемки всегда проводятся в сельской местности. И поскольку костюмы и платья — это исключительно городская одежда, то, по-видимому, такое сочетание и привлекает респондентов.
Пока подделки — одежда и сумки якобы от Moods — идут на турецком рынке нарасхват, настоящие Moods of Norway завоевывают Америку. Значит ли это, что счастливая одежда для счастливых — хотя и слегка сумасшедших — людей будет иметь успех во всем мире? «Да, я считаю, что практически на любом рынке, если произвести некоторую коррекцию на местные условия. Наш девиз понятен везде, — говорит Симен. — У нас нет четкой маркетинговой стратегии, хотя она, возможно, появится в ближайшем будущем, с учетом набитых нами шишек. Она должна будет отражать нашу философию. Но по большому счету мы решаем все проблемы по мере их поступления». И конечно, играючи.
Когда знаменитый исландский куратор, стилист и художник Храб- нхильдур Аурнадоуттир по прозвищу Шоплифтер1 выбрала Moods в качестве представителей Норвегии для Биеннале скандинавского наследия в Сиэтле, темой которой была «Назад в прошлое в поисках будущего», она так прокомментировала свое решение: «Мне нравится их юмор. Да, они играют с цветами, используют причудливые фольклорные узоры, но самое главное, что они веселые ребята, которые воспринимают себя с юмором, хотя у них солидный бизнес». Это их качество не раз упоминается в исследовании норвежского автора. Когда же респондентов попросили охарактеризовать чувства, которые ассоциируются у них с Moods, большинство отвечало: «Счастье». А это в деловом мире совсем не шутка.
Перевод с английского Ксении Ересько
Литература
Harvard report 2009 — Austin, O'Donnell & Krogh. Moods of Norway. Boston: Harvard Business School. hbr.org/product/moods-of-norway/an/ 609106-PDF-ENG.
Примечание
1. Shoplifter (англ.) — магазинный вор. (Прим. ред.)