Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №22, 2011-2012
Hancock J. Brand/Story: Ralph, Vera, Johnny, Billy, and Other Adventures in Fashion Branding.
Fairchild Pubns, 2009. 224 pp.
Помимо прав на авторство слов, вынесенных в заголовок этой рецензии, Пьер Карден имеет более 500 официально запатентованных модных изобретений — от цветных колготок до мини-сарафанов. Именно Карден был одним из первых кутюрье, заинтересовавшихся одеждой из денима. За свои модные достижения и инновации он был удостоен множества почетных наград, в том числе стал командором Ордена почетного легиона, командором французского Национального ордена «За заслуги», кавалером ордена искусств и литературы. И безусловно, если бы существовал орден Пионера- первопроходца модного брендинга, то он был бы вручен именно ему, изобретателю модного лицензирования. Именно Карден впервые конвертировал известность и престиж Дома высокой моды в систему продажи люксовой репутации производителям самых разнообразных товаров и услуг — от аксессуаров до сигарет. Сегодня продукцию под брендом Pierre Cardin производят более 900 компаний в 140 странах мира.
Наверное, опередить Кардена в количестве проданных лицензий очень трудно, ведь рынок лицензионных предложений стал весьма конкурентным. Технологию торговли репутацией освоили все отрасли по созданию престижных и массмедийных продуктов — от звезд моды до звезд шоу-бизнеса. И за последние пару десятилетий практика лицензирования, то есть расширения бренда на новые категории продукции, стала неотделимой частью всех индустрий — именами звезд шоу-бизнеса называют линии одежды, а имена дизайнеров моды появляются на вывесках отелей, моделях мобильных телефонов и бытовой технике.
Это все результат того, что современная модная индустрия превратилась в фабрику «конструирования» брендов. Известность торговой марки и ее устойчивая репутация будут приносить своим обладателям разнообразные бонусы в виде устойчивости бизнеса в ситуации экономического спада, симпатии клиентов, возможности увеличивать дельту между себестоимостью и розничной ценой, а также перспектив получения доходов от широко принятого в модной индустрии лицензирования.
То есть современный брендинг в индустрии моды — это инструмент ведения бизнеса, который входит в список первичных и необходимых условий существования любой модной компании. Книга Джозефа Хэнкока посвящена одной из основных и наиболее важных тем современной моды. Процесс создания модного бренда и его «взращивания и воспитания» в социуме требует сочетания трех уровней мышления: аналитического, опирающегося на знание социологии, психологии, современной культуры на этапе создания бренда; методического — то есть знания основных методов и технологий «воспитания» бренда, или брендирования, и практического — представления об успешных примерах и ошибках реальных компаний индустрии.
В книге «Бренд/история» сочетаются все три эти уровня. В первой и второй главах книги автор предлагает собственное видение диалектической природы модного брендинга, поиска устойчивых принципов, личности или, выражаясь более профессионально, ДНК бренда и изменчивого характера самой моды (как пошутил Оскар Уайльд, «мода — это форма безобразия, настолько невыносимого, что мы вынуждены изменять ее каждые полгода»). Автор интересным и доступным языком описывает самые актуальные тенденции в области брендинга моды в рамках постмодернистского подхода, апеллируя, в частности, к одной из наиболее важных для этой области идей — концепции гиперреальности Жана Бодрийяра. Как известно, гиперреальность (абстрактная конструкция, мир наших субъективных восприятий) противостоит реальному миру и начинает доминировать над ним. Таким же образом, абстрактная конструкция (бренд) в процессе своего развития полностью отрывается от своего материального носителя (реальности) и начинает обладать самостоятельной властью.
Автор рассматривает те методы и технологии, которые наиболее важны в современном модном брендинге, говоря как об их корнях, произрастающих из современной культуры, так и о «кнопках», через которые происходит воздействие на нас, их современников. В качестве основных методик «конструирования» бренда Хэнкок выделяет несколько принципов:
Мне кажется, что существенное достоинство этой книги-учебника — то, что основная ее часть посвящена именно прикладному уровню знаний — детальному разбору практических примеров из опыта управления репутацией самых различных модных брендов: от рискованных и эпатажных (Dolce & Gabbana) до традиционных и консервативных (Ralph Lauren), от премиальных дорогих (Vera Wang) до массовых молодежных (Abercrobie & Fitch), от крупных (GAP) до небольших начинающих (Dante Beatrix).
Эта книга написана ясным и образным языком опытного редактора журнала Journal of American Culture, а авторское видение и собственная позиция Джозефа Хэнкока подкреплены его 20-летним опытом практической работы в крупнейших компаниях модной индустрии, которая является одной из самых ярких иллюстраций тому, как работают брендинг и связанные с ним технологии. Логика изложения от общего к частному, разбор конкретных примеров, четко обобщенные выводы в каждой главе, рекомендации тем для обсуждения превращают эту интересную монографию в настольный учебник для тех, кто работает или планирует строить свою профессиональную карьеру в сфере маркетинга, брендинга и менеджмента в любой отрасли. Да, собственно, и творческим дизайнерам моды было бы полезно узнать, как можно заработать на собственном имени.