Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №25, 2012
Дорогие читатели,
перед вами 25-й выпуск журнала «Теория моды: одежда, тело, культура».
Раздел «Одежда» продолжает рассказывать о тканях, которые изменили мир: в этом номере вы найдете статью Юлии Демиденко, посвященную шелку, который на протяжении веков служил «единственной нитью, связывающей Запад и Восток», работу Ирины Михайловой об особом статусе «косматого», «рытого» и «петливатого» бархата в средневековой Европе, а также исследование Елены Беспаловой, обращенное к текстильным фантазиям Льва Бакста.
В разделе «Тело» мы собрали статьи, где в фокусе внимания оказываются ноги, а точнее то, что на них надето. Эпиграфом к одной из работ, вошедших в этот раздел (Кристофер Бруард «Маскулинность как мода. Мужская обувь и современность»), послужила цитата из «Анекдотов Криспина, содержащих любопытные замечания об обувщиках, прославленных своей гениальностью, предприимчивостью и эксцентричностью...», которая могла бы стать эпиграфом к подборке в целом, — она в полной мере отражает всю важность той роли, которую обувь играла и играет в истории костюма и моды: «Едва ли найдется молодой человек, который вступает на жизненный путь, не будучи способен обеспечить себя обувью. Более того, многие имеют возможность потакать своей страсти и вкусам, покупая большое количество разнообразных туфель; и я вряд ли ошибусь, если скажу, что, как показывает опыт, причиной множества несчастий мира является либо плохой вкус в выборе обуви, либо сама страсть к ней. Предметы, обретаемые в результате этого спорного предприятия, носят самый важный, сущностный характер. Религиозные взгляды, патриотизм, личная и общественная добродетель, чистые и ясные законы вкуса, совершенствование ума и тела — все, все зависит от выбора туфель».
В разделе «Культура» мы начинаем рассказ о новых центрах моды, которые вот уже несколько лет составляют уверенную конкуренцию таким признанным модным столицам, как Париж, Лондон и Нью-Йорк. Статьи, вошедшие в этот раздел, рассказывают о странах Скандинавии, которые в последние годы все больше внимания уделяют моде (см. работу Мари Риджельс Мельхиор «От наций дизайна к нациям моды? Мечта о моде в современной Скандинавии»); а также об уникальном опыте Бельгии, подарившей миру деконструктивистский стиль «антверпенской шестерки», и Нидерландов, которые во многом благодаря концептуальному дуэту Viktor & Rolf и бренду Orson+Bodil, чей стиль называли «голландским модернизмом», приобрели в мире моды особый вес (см. статью Йосе Тёниссен «Мечты о моде в Бельгии и Нидерландах: от глобальных тенденций к региональному ремеслу»).
В рубрике «Музейное дело» мы продолжаем разговор о специфике кураторской деятельности в области костюма и текстиля и публикуем статью старшего куратора Королевского музея Онтарио (Royal Ontario Museum) и известного историка моды Александры Палмер «Руками не трогать: создание эмоционального и информационного содержания музейных экспозиций костюма и текстиля».
Специально для рубрики «Практика моды» мы пообщались с первыми выпускницами, закончившими обучение по трехлетней программе бакалавриата Британской высшей школы дизайна в Москве по специальности дизайн одежды (Fashion Design), расспросили их о годах обучения в Британке, о том, что уже сделано и что еще предстоит, кем они видят себя в будущем и связано ли это будущее с российской индустрией моды.
Нескучного вам чтения!
С наилучшими пожеланиями, Людмила Алябьева,
шеф-редактор журнала
«Теория моды: одежда, тело, культура»