Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №25, 2012

Кристофер Бруард
Маскулинность как мода. Мужская обувь и современность

Кристофер Бруард (Christopher Breward) — историк моды, имеет ученые степени лондонских Института истории искусства Курто и Королевского колледжа искусств. Автор книг «Культура моды» (The Culture of Fashion, 1995), «Тайный потребитель: типы маскулинности, мода и городская жизнь» (The Hidden Consumer: Masculinities, fashion and city life, 1999), «Мода» (Fashion, 2003) и др. Как куратор готовил среди прочих выставки «Денди XXI века» в Британском совете (21st Century Dandy, 2004) и «Свингующие 1960-е» в Музее Виктории и Альберта (Swinging Sixties, 2006).

 

Едва ли найдется молодой человек, который вступает на жизненный путь, не будучи способен обеспечить себя обувью. Более того, многие имеют возможность потакать своей страсти и вкусам, покупая большое количество разнообразных туфель; и я вряд ли ошибусь, если скажу, что, как показывает опыт, причиной множества несчастий мира является либо плохой вкус в выборе обуви, либо сама страсть к ней. Предметы, обретаемые в результате этого спорного предприятия, носят самый важный, сущностный характер. Религиозные взгляды, патриотизм, личная и общественная добродетель, чистые и ясные законы вкуса, совершенствование ума и тела — все, все зависит от выбора туфель.
Анекдоты Криспина, содержащие любопытные замечания об обувщиках, прославленных своей гениальностью, предприимчивостью и эксцентричностью...

 

Вопреки распространенному, но ошибочному убеждению, согласно которому мужественность несовместима с прогулкой по магазинам, поиск пары хороших туфель долгое время считался одним из самых важных занятий любого уважающего себя мужчины, следящего за модой. Действительно, для большинства мужчин, независимо от того, насколько серьезно они относятся к своему гардеробу, покупка обуви представляла собой коммерческое предприятие, достойное по мень­шей мере некоторого внимания к вопросам цены и комфорта, кото­рые, как правило, не играют столь значимой роли при выборе других предметов гардероба. Автор, выступавший под вымышленным име­нем Преподобный Том Фогги Дриббл в очерке «Уличный спутник, или Руководитель молодых людей и утешитель стариков в деле выбора обуви», опубликованном на страницах London Magazine в 1825 году, безусловно, не питал ни малейших сомнений в том, что мужская об­увь воплощает в себе ценности цивилизации, служит символом эконо­мического благосостояния и безупречного вкуса. Нет ничего удиви­тельного в его непоколебимой уверенности в мастерстве британских производителей и способностях потребителей, поскольку в его время лондонские промышленники и розничные торговцы служили законо­дателями мод для франтов всего мира (Breward 2004: 21-47). В нашем исследовании мы попытаемся продемонстрировать, что вера препо­добного в высокие моральные качества мужской обуви поддержива­лась на протяжении двух столетий. Она служит удачным примером, позволяющим приблизиться к пониманию эстетических принципов, связанных с вопросами вкуса, представлениями о современности и гендерной структуре, выходящими далеко за пределы скромного об­раза «одежды для ног».

Изначальной основой образа денди, сформировавшегося в 1790-е го­ды, служил безупречный гардероб английского аристократа. Это был образец строго регламентируемого вестиментарного и поведенческого канона, призванного оградить обладателя гардероба от обвинений в изнеженности, расточительности и нездоровом пристрастии к суетно­сти, которые ассоциировались с упадком французской культуры (Moers 1960). Подобные практики могли бы лечь в основу критического отно­шения к зарождающейся потребительской культуре, учитывая даже тот факт, что корыстное и себялюбивое поведение денди временами соотносится с тем же самым феноменом. Например, высокомерно от­рицая капризы моды, денди располагал гардеробом, парадоксально концентрировавшим в себе ее самые очевидные излишества.

Одним из ярких воплощений этого парадокса является постоянство формы мужских туфель. В то время как философский смысл сложно­го узла льняного галстука или густой черный ворс бархатного фрака, подобно щеголявшим ими браммелам и д'орсеям, растворились в ро­мантической дымке прошлого, традиционная мужская обувь по сей день сохраняет прочную связь с вестиментарными дискуссиями и ри­торикой начала XIX века. Хрупкая гармония эстетики и функциональности, по-прежнему диктующая форму шва на черных оксфордских туфлях или число отверстий для шнуровки на коричневых уличных ботинках, хранит в себе отголоски разговоров, ранее формировавших представления о мужественности, государственности и социальном классе. Если трикотаж и уличная одежда предшествующих поколе­ний сегодня воспринимаются как обычная мода, то отношения людей прошлого с обувью кажутся более основательными; к ним невозмож­но относиться с пренебрежением, обусловленным переменчивостью представлений о моде; напротив, они становятся объектом вдумчивого осмысления проблем соответствия обуви ее предназначению и окру­жающей ее владельца реальности.

 

(Продолжение статьи читайте в бумажной версии журнала)



Другие статьи автора: Бруард Кристофер

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба