Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №25, 2012

Йосе Тёниссен
Мечты о моде в Бельгии и Нидерландах: от глобальных тенденций к региональному ремеслу

Йосе Тёниссен  (Jose Teunissen) — профессор теории моды в Институте искусств ArtEZ и приглашенный профессор в Университете искусств в Лондоне, а также независимый куратор моды. Основные публикации: «Всемирная мода, региональная традиция» (Global Fashion, Local Tradition, 2005), «Стиль Нидерландов» (Mode in Nederland, 2006), «Власть моды» (The Power of Fashion, 2006) и «Мода и воображение» (Fashion & Imagination, 2009).

Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (2011. Vol. 15.2)

 

На первый взгляд кажется очевидным, что две соседствующие страны на северо-западном побережье европейского континента сегодня долж­ны обладать схожей вестиментарной культурой: их связывает долгая общая история и на краткий период в XIX веке они составляли единое государство. Однако, присмотревшись, можно обнаружить, что разли­чий между ними не меньше, чем сходств.

В 1980-е годы правительство Бельгии предприняло первые шаги для содействия молодым талантам в сфере моды, разработав так называе­мый текстильный план, который позволил шестерым молодым дизай­нерам начать разработку собственных брендов. Среди них были Валь­тер ван Бейрендонк, который окончил факультет модного дизайна в Королевской академии изящных искусств в Антверпене в 1980 году, а также Дрис ван Нотен, Дирк ван Сене, Дирк Биккембергс, Анн Демеле- мейстер и Марина Ии, завершившие обучение год спустя, в 1981 году. В последующие годы они дважды посетили Японию в рамках эконо­мической программы, а в 1986 году начали представлять собственные коллекции два раза в год на Лондонской неделе моды. Успех пришел к ним после первого совместного шоу на киностудии Westway в Лон­доне в 1988 году: именно тогда международная пресса и покупатели назвали их «антверпенской шестеркой». Сотрудник киностудии, за­нимающийся поиском молодых талантов, и пресс-агент Марыся Воронеска так писала о них: «Они выделяются своей неординарностью. В Бельгии не существовало собственной традиции или истории моды, поэтому они так оригинальны и независимы» (Es et al. 1989). Эта точ­ка зрения устоялась, и так же смотрели на второе поколение бельгий­ских дизайнеров, появившееся в 1990-е годы. К нему относились Мар­тин Маржела, А.Ф. Вандевост, Вероник Бранкиньо, Хайдер Аккерман и Раф Симонс. Они пользовались известностью как искусные и твор­чески проявляющие себя авангардистские модельеры, родом из Бель­гии. Объединявший их деконструктивистский стиль был примечателен отсутствием непосредственных культурных реминисценций и в то же время соответствием мировым тенденциям моды своего времени.

В 1988 году правительство Нидерландов также приняло решение ока­зать поддержку своим дизайнерам. Однако если Бельгия поддерживала модельеров, вкладывая финансовые ресурсы в текстильную и швейную промышленность, в Нидерландах получила развитие система художе­ственных грантов. Когда Viktor & Rolf (в составе Le Cri Neerlandais) и Orson+Bodil (бренд, созданный Александром ван Слоббе) начали де­монстрировать свои коллекции в Париже в 1994 году, Нидерланды также заняли до некоторой степени значимую позицию в мире моды. Их стиль называли «голландским модернизмом»; он отличался кон­цептуальным подходом и четкостью силуэта. Международная модная пресса восторженно отозвалась о моделях Le Cri Neerlandais (Viktor & Rolf, Саскии ван Дриммелен, Лукаса Оссендрейвера, Паскаля Гатцена и Марселя Верхейена) и ван Слоббе как о новом самостоятельном мод­ном направлении, которое вслед за работами японцев и бельгийцев и в силу своей национальной специфики положило начало новому стилю и стимулировало появление свежего взгляда на моду в Париже. В те­чение 1990-х годов еще больше молодых дизайнеров, таких как Кла- верс ван Энгелен или бренд Spijkers & Spijkers, начали создавать меж­дународные бренды, опираясь на собственные культурные традиции. С самого начала, с первых лет 1990-х годов, модельеры, создавая свои проекты, начали ориентироваться на существовавшую в Голландии модернистскую концептуальную традицию в области архитектуры, а также графического и интерьерного дизайна. «Нидерланды рассма­тривают свою культуру как принципиально модернистскую, в рамках которой жесткий, минималистский и концептуальный дизайн служит основой современного идеализма» (Huygen 2007).

 

(Продолжение статьи читайте в бумажной версии журнала)



Другие статьи автора: Тёниссен Йосе

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба