Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №25, 2012

Made in Russia. Designed in Britain. Интервью с выпускницами Британской высшей школы дизайна

В этом году Британская высшая школа дизайна выпустила первых студентов, закончивших трехлетнюю программу бакалавриата по спе­циальности дизайн одежды (Fashion Design). 8 июля 2012 года прошел финальный показ, на котором выпускницы представили свои первые коллекции. «Теория моды» пообщалась с молодыми дизайнерами и рас­спросила их о годах обучения в Британке, о том, что уже сделано и что еще предстоит, кем они видят себя в будущем и связано ли это будущее с российской индустрией моды.

 

Соня Алхасова

 

«Теория моды» (ТМ): Почему решили заниматься именно дизайном моды?

 

Соня Алхасова (СА): И, правда, почему? Наверно, из большой любви и восхищения перед женским телом. С телом работать гораздо ин­тереснее, чем с неживыми рублеными формами. То, чем мы занима­емся, — это дизайн в 4D. Кроме того, лично меня привлекает магия в индустрии одежды, когда цену вещи определяет отнюдь не себесто­имость и из банального ситца можно натворить такого, что захочет носить половина московской модной тусовки и будет готова отдать за эти вещи деньги, не сопоставимые со стоимостью ситца. Материалом уже никого не удивишь, сегодня дорого стоят идеи.

ТМ: Почему именно этот вуз?

СА: Потому что «советское фундаментальное художественное» уже получила, а про индустрию так и было ничего не понятно.

ТМ: Чему научились в Британке и чего по ощущениям не хватает (не хватало во время обучения)?

СА: Научилась растрясать мозг и приходить к идеям не случайно, а последовательно. Мне не хватало общения с индустрией. Будь я на ме­сте тьютора, затаскала бы своих подопечных по московским дизайне­рам, швейным мануфактурам, делала бы упор на реальные проекты, стажировки. Практики недостает.

ТМ: Что дальше?

СА: Дальше — больше. Сейчас вынашиваем с коллегами по курсу молодое детище — молодежный бренд дизайнерской одежды, не «аховой» по ценам, что-то формата, близкого к JNBY. Начать хотим с кол­лекции пуховиков уже для этой зимы. При этом каждый из нас может удовлетворять свои дизайнерские амбиции, занимаясь параллельно своим собственным брендом/именем.

ТМ: Собираетесь ли остаться в России (одевать российских женщин)? Чего им не хватает? Существует ли понятие национальной, обуслов­ленной менталитетом манеры одеваться?

СА: На сегодняшний момент — собираюсь остаться, здесь непаханое поле — огромное количество неодетых российских женщин. Хотя еще больше — неодетых русских мужчин, к сожалению. Сегодня, наверно, большее влияние на манеру одеваться оказывает социальная среда, не­жели национальный менталитет.

ТМ: Почему Москва не стала столицей моды и почему российские дизайнеры не вышли на мировой подиум?

СА: Потому что индустрии и образования нет. Сложно отладить свой собственный четкий цикл от идеи до точки розничной продажи — на каждом шагу сталкиваешься с какими-то трудностями. Ткани, отшив, принты — все это надо искать, выбивать, упрашивать людей взять твои деньги и сделать свою работу. Те, у кого есть деньги, — преспокойно де­лают бизнес за рубежом, в массовых тиражах и обычно под нерусским именем. Carlo Pazolini, Sela, Oodji, Gloria Jeans, Tervolina и Camelot — и список этот не полон.

ТМ: Что важно в модном дизайне?

СА: Если честно, понятия не имею! Все ведь зависит от ниши, ко­торую дизайнер занимает. Я вот обычно ношу совершенно не такую одежду, какую делаю сама. В одежде, которую я выбираю для себя и дочери, мне важнее всего юзабилити, удобство и тактильные ощуще­ния от ткани. В одежде же, которую делаю, главное внимание отдаю умному крою, сочетанию материалов и любопытным деталям. Так что тут тоже имеет силу закон относительности.

ТМ: Ваше кредо и Ваш лозунг?

СА: Активность порождает активность. Стараюсь не отказываться от возможностей.

 

Яна Васкис

 

«Теория моды» (ТМ): Почему решили заниматься именно дизайном моды?

Яна Васкис (ЯВ): Я хотела заниматься дизайном одежды с шести-семи лет. Помню, как на праздниках, когда гости приходили к нам домой, я рисовала всем портреты в новых костюмах принцесс. Дизайн одежды дает возможность творчески раскрыться, работая с живыми людьми.

ТМ: Почему именно этот вуз?

ЯВ: Я выбрала Британскую школу дизайна, потому что она была и остается единственным местом, где можно овладеть профессиональ­ными навыками в области дизайна одежды. Я верю в эффективность британского образования, и мне нравятся английские тьюторы, под­ход к учебе кардинально отличается от русского. Здесь учат собран­ности, тому, как эффективно рассчитывать время. Вам рассказывают об опыте других дизайнеров с инсайдерской точки зрения, то есть вы знакомитесь с работой всего механизма изнутри. Проще говоря, вас учат самым простым и действенным способам достижения поставлен­ных целей, при этом сами цели вам не навязывая.

ТМ: Что дальше?

ЯВ: В идеале я бы мечтала работать в крупной компании одним из выпускающих дизайнеров, в проекции — главным дизайнером модного дома. Сейчас это мечта, потому что, проучившись четыре года в БВШД, я понимаю, что мне пока не хватает опыта, и хочу учиться дальше. Планирую пройти стажировки — скорее за границей, чем в России, потому что за четыре года я привыкла к зарубежной системе и возвра­щаться к непрофессиональному русскому подходу очень не хочется. Здесь говорит не гордость, как может показаться. Дело в том, что самые простые вещи в России, и в частности в Москве, слишком часто ока­зываются недоступными. И даже самые знаменитые и талантливые из молодых дизайнеров привыкают и подстраиваются к неправильной и, главное, неэффективной системе ведения бизнеса в сфере моды. Мне же более всего ценен зарубежный опыт и традиция, которая доказала свою эффективность за десятки лет.

Это очень непросто — создать действительно новый дизайн, кото­рый будет работать. Это как придумать механизм и потом самому его построить. К сожалению, в России отношение к дизайнерам обычно как к безответственным лодырям, имеющим много денег и решившим заняться тем, что сейчас модно.

ТМ: Что важно в модном дизайне?

ЯВ: В модном дизайне важен баланс между сумасшедшим худож­ником, не берущим в расчет границы дозволенного и привычного, и строгим, расчетливым и приземленным бизнесменом, заводящим зна­комства, просчитывающим бизнес-план и ни на минуту не забываю­щим о тайм-менеджменте. И это уже ваша проблема, как совместить в себе такие разные, даже противоположные личности. Можно сказать, что раздвоение личности — не самый плохой вариант для дизайнера одежды.

ТМ: Ваше кредо и Ваш лозунг?

ЯВ: Что насчет кредо. Скажем так: то, чем я являюсь, не отличает­ся от того, что я делаю. Все мои внутренние образы красоты, чувства, эмоции объединяются и рождают представление о том, каким должен быть данный дизайн. Далее эта картинка меняется в процессе превра­щения в реальную одежду. Например, если нет возможности сшить так, как задумано, если нет подходящей техники, если невозможно найти нужные материалы или фурнитуру, если не хватает денег или време­ни, картинка, рожденная вашим воображением, может измениться до неузнаваемости. Самое трудное — сохранить изначальный порыв эмоций, возбуждение в напряженной работе. Четыре года назад я и не думала, что это настолько непросто.

 

Мария Джанкой

 

«Теория моды» (ТМ): Почему решили заниматься именно дизайном моды?

Мария Джанкой (МД): Просто где-то внутри я точно знаю, что это то самое.

ТМ: Почему именно этот вуз?

МД: Это единственное место в России, где вы можете научиться ди­зайну одежды на мировом уровне.

ТМ: Чему научились в Британке и чего по ощущениям не хватает (не хватало во время обучения)?

МД: Мыслить и создавать — это, наверное, самое главное. Не хвата­ло связей с индустрией и реальных проектов.

ТМ: Что дальше?

МД: Различные арт-проекты, мода, театры, кино.

ТМ: Собираетесь ли остаться в России (одевать российских женщин)? Чего не хватает российской женской моде? Существует ли понятие на­циональной, обусловленной менталитетом манеры одеваться?

МД: Россия — прекрасная платформа для развития модной инду­стрии, никто другой не уделяет столько внимания внешнему виду и не обладает таким желанием наряжаться, как русская женщина. Осталось только научиться прививать и развивать вкус к стилю и самовыраже­нию, этого как раз и не хватает.

ТМ: Почему Москва не стала столицей моды и почему российские дизайнеры не вышли на мировой подиум?

МД: Так сложилось исторически; слишком много других проблем и природных ресурсов, наверное.

ТМ: Что важно в модном дизайне? Ваше кредо и Ваш лозунг?

МД: Упорно трудись, будь силен как духом, так и телом.

 

Нелли Ким

 

«Теория моды» (ТМ): Почему решили заниматься именно дизайном моды?

Нелли Ким (НК): У меня не было определенной цели с детства свя­зать свою профессию с дизайном моды. Все как-то потихоньку шло само. Когда я была маленькой, мне мама всегда шила к какому-нибудь празднику новые наряды, обязательно с пышной капроновой юбкой и украшала лентами и розочками. Я с детства была немного избало­ванна и любила красиво одеваться. Меня очень часто водили по музе­ям и выставкам. Точно могу сказать, что очень сильно повлияла худо­жественная школа, в которой я училась одиннадцать лет, и любовь к искусству, которую дало мне это образование. Я определенно знала, что свяжу свою профессию с чем-то, связанным с рисованием. А уже из этого вытекла мода! Еще я любила геометрию и математику, и мне хотелось все свои интересы уложить в одно русло. По чисто академи­ческому направлению или в архитектурный мне не очень хотелось идти, а терять свои навыки в рисовании и идти в юридический совсем не было желания.

ТМ: Почему именно этот вуз?

ПК: О Британке я узнала совсем случайно. На тот момент моя семья хотела, чтобы я поступала на графический или промышленный дизайн. Еще огромную роль сыграло мое увлечение английским. Английский всегда был со мной с самого детского сада. Поэтому моя мама, даже не задумываясь, решила, что нужно поступать в Британку. На Foundation Art & Design (годовой подготовительный курс). Вопреки роди­телям, я все равно приглядывалась к занятиям по дизайну одежды. В конце первого года я сказала, что на графический не пойду, потому что хочу сохранить свое не самое хорошее зрение, а на промышлен­ном меня слишком пугают все эти верстаки и молотки. В итоге я всех уговорила и пошла на моду, которая совмещает в себе и 3D, и графи­ческий дизайн, и иллюстрацию.

ТМ: Чему научились в Британке и чего по ощущениям не хватает (не хватало во время обучения)?

ПК: Я научилась самостоятельности, целеустремленности и тайм- менеджменту. Британка дает тебе не только знания по твоему про­филю, но и формирует тип мышления. Не хватало только, пожалуй, одного. Жалко, что происходит мало общения между факультетами, со студентами смежных специальностей. Но я надеюсь, в скором буду­щем это компенсируется.

ТМ: Что дальше?

ПК: Я хочу получить полное образование, закончить магистратуру, попрактиковаться на стажировке, получить опыт, узнать, как все ра­ботает. Не буду загадывать, что я буду делать через пять лет. Но верю, что наша модная индустрия и текстильная промышленность наконец начнут развиваться.

ТМ: Чего не хватает российской женской моде? Существует ли поня­тие национальной, обусловленной менталитетом манеры одеваться?

НК: Хочется, чтобы русские женщины одевались лучше, чтобы был выбор отечественных современных брендов. Русские женщины — большие модницы, тем более что многие умеют шить и сами покупа­ют ткани. Мне кажется, иногда ощущается нехватка вкуса, особенно у людей, у кого есть деньги. Безусловно, существует понятие нацио­нальной черты или манеры одеваться. Это обусловлено национально- историческими, географическими и социальными факторами. К со­жалению, у нас до сих пор нет своего национального бренда, который отражал бы айдентику русской моды, как в Великобритании Burberry или Vivienne Westwood.

ТМ: Почему Москва не стала столицей моды и почему российские дизайнеры не вышли на мировой подиум?

НК: Я считаю, это обусловлено неразвитостью текстильной промыш­ленности, нет современного образования в сфере дизайна одежды, под­держки и грантов для молодых специалистов.

ТМ: Что важно в модном дизайне?

НК: Важно быть самим собой, а еще важны тайм-менеджмент и про­фессионализм.

 

Алиса Семенова

 

«Теория моды» (ТМ): Почему решили заниматься именно дизайном моды?

Алиса Семенова (АС): Не знаю почему, мне было 12 лет, когда я уже точно знала, что буду заниматься дизайном одежды. Самое важное, ко­нечно, — это то, что эта область позволяет попытаться раскрыть, пока­зать себя. Мода — это прежде всего искусство.

ТМ: Почему именно этот вуз?

АС: Опять же сложно ответить на этот вопрос. Во многом это судьба. А в конечном итоге на решение закончить бакалавриат здесь, в Рос­сии, повлияло то, что мы прекрасно понимаем, что хотим делать одеж­ду здесь и продавать ее здесь. Хотелось побольше узнать, как эта инду­стрия работает в России.

ТМ: Чему научились в Британке и чего по ощущениям не хватает (не хватало во время обучения)?

АС: Научилась из невозможного делать возможное! Нас научили воплощать идеи, техническим навыкам, умению вовремя остановиться. в общем, всегда критически относиться к каждой детали, к каждому процессу, всегда учитывать профессиональный подход и стремиться к самосовершенствованию. Помимо этого, учитывать мнение окружаю­щих, работать в команде и никогда не останавливаться на достигнутом. Британка стала нам вторым домом, потому что проводить там прихо­дилось по 10 часов в день, а то и больше. Пожалуй, из этого стоит сде­лать вывод, что оставаться там на ночь было бы огромным дополнени­ем и помощью в учебе!

ТМ: Что дальше?

АС: Дальше — стажировка за границей, курс магистратуры в бри­танском университете и, конечно же, — свой бренд! Работать плани­рую за границей в доме моды или дизайнером. Через пять лет надеюсь начать свой бренд.

ТМ: Собираетесь ли остаться в России (одевать российских жен­щин)?

АС: Остаться в России — скорее нет, чем да, но делать одежду под русским брендом — да (при этом речь не идет о создании только жен­ской одежды, мне так же интересно делать одежду и для мужчин).

ТМ: Чего не хватает российской женской моде? Существует ли поня­тие национальной, обусловленной менталитетом манеры одеваться?

АС: Не хватает лишь культурной образованности и вкуса — в этом кроется ответ и на вопрос про национальную манеру одеваться. С этим ничего не поделаешь, остается лишь верить и надеяться, что все изме­нится к лучшему. Хотя, если сказать честно, — в этом изюминка нашей страны! Да и все меняется со временем, это не может не радовать!

ТМ: Почему Москва не стала столицей моды и почему российские дизайнеры не вышли на мировой подиум?

АС: Потому что не пришло время. Москва будет столицей моды, и я думаю, мы одни из первых, кто откроет это миру.

ТМ: Что важно в модном дизайне?

АС: В модном дизайне важно все, что окружает нас: люди, здания, мнения, культура, музыка, кино, андерграунд, политика, религия, другие страны, миры, космос. Важно учитывать то, что влияет на нас, то, как мы реагируем на это, и то, насколько сбалансированно мы пода­дим это публике. Важно иметь вкус и не быть эгоистом!

ТМ: Ваше кредо и Ваш лозунг?

АС: У меня нет пока кредо, я еще только овладеваю навыками. Но всегда следую трем вещам — делать все максимально качественно, слу­шать внутренний голос и не бояться своего мнения.

 

Наталия Яковчик

 

«Теория моды» (ТМ): Почему решили заниматься именно дизайном моды?

Наталия Яковчик (НЯ): Это моя вторая профессия, первое образо­вание было получено в сфере рекламы, где, проработав год, я поняла, что это направление не позволяет мне творчески реализовать себя и не приносит удовольствия. К этому моменту я уже знала, что хочу даль­ше заниматься дизайном моды. Любовь к необычным стилям и нестан­дартным вещам появилась благодаря увлечению творчеством японских дизайнеров, уличной модой той же Японии и Лондона и более тесному знакомству с закулисьем театров.

ТМ: Почему именно этот вуз?

НЯ: Вопрос, где учиться, решился очень быстро. Еще до поступления я посещала ежегодные выставки студентов Британки и дни открытых дверей, школа как-то сразу расположила к себе творческой обстанов­кой, я знала, что точно хочу там учиться, вот только направления ди­зайна моды тогда в Британке еще не было, и пришлось еще год ждать открытия факультета.

ТМ: Чему научились в Британке и чего по ощущениям не хватает (не хватало во время обучения)?

НЯ: В Британке помогли выбраться из «коробочки», которая обра­зовалась после обучения в художественной школе и российском вузе; поначалу было необычно и страшновато, потом интересно и весело. Научили базовым вещам, без которых невозможен процесс дизайна, научили обращать внимание на вещи, которые мы обычно не замечаем, и вдохновляться всем, что тебя окружает. Не хватало взаимодействия с индустрией, реальных проектов, показов и стажировок.

ТМ: Что дальше?

ПЯ: Планирую развивать свой бренд молодежной одежды и аксес­суаров и параллельно готовиться к поступлению в Антверпен (на фа­культет моды в Антверпенскую академию изящных искусств), продол­жить работу с театрами, попробовать себя в качестве художника по костюмам для кино. Через пять лет вижу себя в Лондоне, дизайнером по костюмам для мюзиклов и театральных постановок.

ТМ: Собираетесь ли остаться в России (одевать российских жен­щин)?

ПЯ: В России оставаться не собираюсь, так как хочу работать там, где индустрия развита и больше технических возможностей и инно­ваций.

ТМ: Почему Москва не стала столицей моды и почему российские дизайнеры не вышли на мировой подиум?

НЯ: Модная индустрия в нашей стране только развивается, и что­бы нашим дизайнерам выйти на мировые подиумы, еще нужно вре­мя. В первую очередь, есть проблема отсутствия учебных заведений, готовых выпускать специалистов в этой области, а в это же время в других странах такие университеты существуют давно и каждый год выпускают талантливых дизайнеров. Еще одна причина — закрытие фабрик и производств и отсутствие фондов, поддерживающих моло­дых дизайнеров.

ТМ: Что важно в модном дизайне?

НЯ: На мой взгляд, в дизайне важна в первую очередь концепция и насколько понятно выражена главная идея, она должна считываться зрителем.

ТМ: Ваше кредо и Ваш лозунг?

НЯ: Никакой армии не под силу остановить идею, чье время при­шло.

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба