Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №25, 2012
В этом году Британская высшая школа дизайна выпустила первых студентов, закончивших трехлетнюю программу бакалавриата по специальности дизайн одежды (Fashion Design). 8 июля 2012 года прошел финальный показ, на котором выпускницы представили свои первые коллекции. «Теория моды» пообщалась с молодыми дизайнерами и расспросила их о годах обучения в Британке, о том, что уже сделано и что еще предстоит, кем они видят себя в будущем и связано ли это будущее с российской индустрией моды.
Соня Алхасова
«Теория моды» (ТМ): Почему решили заниматься именно дизайном моды?
Соня Алхасова (СА): И, правда, почему? Наверно, из большой любви и восхищения перед женским телом. С телом работать гораздо интереснее, чем с неживыми рублеными формами. То, чем мы занимаемся, — это дизайн в 4D. Кроме того, лично меня привлекает магия в индустрии одежды, когда цену вещи определяет отнюдь не себестоимость и из банального ситца можно натворить такого, что захочет носить половина московской модной тусовки и будет готова отдать за эти вещи деньги, не сопоставимые со стоимостью ситца. Материалом уже никого не удивишь, сегодня дорого стоят идеи.
ТМ: Почему именно этот вуз?
СА: Потому что «советское фундаментальное художественное» уже получила, а про индустрию так и было ничего не понятно.
ТМ: Чему научились в Британке и чего по ощущениям не хватает (не хватало во время обучения)?
СА: Научилась растрясать мозг и приходить к идеям не случайно, а последовательно. Мне не хватало общения с индустрией. Будь я на месте тьютора, затаскала бы своих подопечных по московским дизайнерам, швейным мануфактурам, делала бы упор на реальные проекты, стажировки. Практики недостает.
ТМ: Что дальше?
СА: Дальше — больше. Сейчас вынашиваем с коллегами по курсу молодое детище — молодежный бренд дизайнерской одежды, не «аховой» по ценам, что-то формата, близкого к JNBY. Начать хотим с коллекции пуховиков уже для этой зимы. При этом каждый из нас может удовлетворять свои дизайнерские амбиции, занимаясь параллельно своим собственным брендом/именем.
ТМ: Собираетесь ли остаться в России (одевать российских женщин)? Чего им не хватает? Существует ли понятие национальной, обусловленной менталитетом манеры одеваться?
СА: На сегодняшний момент — собираюсь остаться, здесь непаханое поле — огромное количество неодетых российских женщин. Хотя еще больше — неодетых русских мужчин, к сожалению. Сегодня, наверно, большее влияние на манеру одеваться оказывает социальная среда, нежели национальный менталитет.
ТМ: Почему Москва не стала столицей моды и почему российские дизайнеры не вышли на мировой подиум?
СА: Потому что индустрии и образования нет. Сложно отладить свой собственный четкий цикл от идеи до точки розничной продажи — на каждом шагу сталкиваешься с какими-то трудностями. Ткани, отшив, принты — все это надо искать, выбивать, упрашивать людей взять твои деньги и сделать свою работу. Те, у кого есть деньги, — преспокойно делают бизнес за рубежом, в массовых тиражах и обычно под нерусским именем. Carlo Pazolini, Sela, Oodji, Gloria Jeans, Tervolina и Camelot — и список этот не полон.
ТМ: Что важно в модном дизайне?
СА: Если честно, понятия не имею! Все ведь зависит от ниши, которую дизайнер занимает. Я вот обычно ношу совершенно не такую одежду, какую делаю сама. В одежде, которую я выбираю для себя и дочери, мне важнее всего юзабилити, удобство и тактильные ощущения от ткани. В одежде же, которую делаю, главное внимание отдаю умному крою, сочетанию материалов и любопытным деталям. Так что тут тоже имеет силу закон относительности.
ТМ: Ваше кредо и Ваш лозунг?
СА: Активность порождает активность. Стараюсь не отказываться от возможностей.
Яна Васкис
«Теория моды» (ТМ): Почему решили заниматься именно дизайном моды?
Яна Васкис (ЯВ): Я хотела заниматься дизайном одежды с шести-семи лет. Помню, как на праздниках, когда гости приходили к нам домой, я рисовала всем портреты в новых костюмах принцесс. Дизайн одежды дает возможность творчески раскрыться, работая с живыми людьми.
ТМ: Почему именно этот вуз?
ЯВ: Я выбрала Британскую школу дизайна, потому что она была и остается единственным местом, где можно овладеть профессиональными навыками в области дизайна одежды. Я верю в эффективность британского образования, и мне нравятся английские тьюторы, подход к учебе кардинально отличается от русского. Здесь учат собранности, тому, как эффективно рассчитывать время. Вам рассказывают об опыте других дизайнеров с инсайдерской точки зрения, то есть вы знакомитесь с работой всего механизма изнутри. Проще говоря, вас учат самым простым и действенным способам достижения поставленных целей, при этом сами цели вам не навязывая.
ТМ: Что дальше?
ЯВ: В идеале я бы мечтала работать в крупной компании одним из выпускающих дизайнеров, в проекции — главным дизайнером модного дома. Сейчас это мечта, потому что, проучившись четыре года в БВШД, я понимаю, что мне пока не хватает опыта, и хочу учиться дальше. Планирую пройти стажировки — скорее за границей, чем в России, потому что за четыре года я привыкла к зарубежной системе и возвращаться к непрофессиональному русскому подходу очень не хочется. Здесь говорит не гордость, как может показаться. Дело в том, что самые простые вещи в России, и в частности в Москве, слишком часто оказываются недоступными. И даже самые знаменитые и талантливые из молодых дизайнеров привыкают и подстраиваются к неправильной и, главное, неэффективной системе ведения бизнеса в сфере моды. Мне же более всего ценен зарубежный опыт и традиция, которая доказала свою эффективность за десятки лет.
Это очень непросто — создать действительно новый дизайн, который будет работать. Это как придумать механизм и потом самому его построить. К сожалению, в России отношение к дизайнерам обычно как к безответственным лодырям, имеющим много денег и решившим заняться тем, что сейчас модно.
ТМ: Что важно в модном дизайне?
ЯВ: В модном дизайне важен баланс между сумасшедшим художником, не берущим в расчет границы дозволенного и привычного, и строгим, расчетливым и приземленным бизнесменом, заводящим знакомства, просчитывающим бизнес-план и ни на минуту не забывающим о тайм-менеджменте. И это уже ваша проблема, как совместить в себе такие разные, даже противоположные личности. Можно сказать, что раздвоение личности — не самый плохой вариант для дизайнера одежды.
ТМ: Ваше кредо и Ваш лозунг?
ЯВ: Что насчет кредо. Скажем так: то, чем я являюсь, не отличается от того, что я делаю. Все мои внутренние образы красоты, чувства, эмоции объединяются и рождают представление о том, каким должен быть данный дизайн. Далее эта картинка меняется в процессе превращения в реальную одежду. Например, если нет возможности сшить так, как задумано, если нет подходящей техники, если невозможно найти нужные материалы или фурнитуру, если не хватает денег или времени, картинка, рожденная вашим воображением, может измениться до неузнаваемости. Самое трудное — сохранить изначальный порыв эмоций, возбуждение в напряженной работе. Четыре года назад я и не думала, что это настолько непросто.
Мария Джанкой
«Теория моды» (ТМ): Почему решили заниматься именно дизайном моды?
Мария Джанкой (МД): Просто где-то внутри я точно знаю, что это то самое.
ТМ: Почему именно этот вуз?
МД: Это единственное место в России, где вы можете научиться дизайну одежды на мировом уровне.
ТМ: Чему научились в Британке и чего по ощущениям не хватает (не хватало во время обучения)?
МД: Мыслить и создавать — это, наверное, самое главное. Не хватало связей с индустрией и реальных проектов.
ТМ: Что дальше?
МД: Различные арт-проекты, мода, театры, кино.
ТМ: Собираетесь ли остаться в России (одевать российских женщин)? Чего не хватает российской женской моде? Существует ли понятие национальной, обусловленной менталитетом манеры одеваться?
МД: Россия — прекрасная платформа для развития модной индустрии, никто другой не уделяет столько внимания внешнему виду и не обладает таким желанием наряжаться, как русская женщина. Осталось только научиться прививать и развивать вкус к стилю и самовыражению, этого как раз и не хватает.
ТМ: Почему Москва не стала столицей моды и почему российские дизайнеры не вышли на мировой подиум?
МД: Так сложилось исторически; слишком много других проблем и природных ресурсов, наверное.
ТМ: Что важно в модном дизайне? Ваше кредо и Ваш лозунг?
МД: Упорно трудись, будь силен как духом, так и телом.
Нелли Ким
«Теория моды» (ТМ): Почему решили заниматься именно дизайном моды?
Нелли Ким (НК): У меня не было определенной цели с детства связать свою профессию с дизайном моды. Все как-то потихоньку шло само. Когда я была маленькой, мне мама всегда шила к какому-нибудь празднику новые наряды, обязательно с пышной капроновой юбкой и украшала лентами и розочками. Я с детства была немного избалованна и любила красиво одеваться. Меня очень часто водили по музеям и выставкам. Точно могу сказать, что очень сильно повлияла художественная школа, в которой я училась одиннадцать лет, и любовь к искусству, которую дало мне это образование. Я определенно знала, что свяжу свою профессию с чем-то, связанным с рисованием. А уже из этого вытекла мода! Еще я любила геометрию и математику, и мне хотелось все свои интересы уложить в одно русло. По чисто академическому направлению или в архитектурный мне не очень хотелось идти, а терять свои навыки в рисовании и идти в юридический совсем не было желания.
ТМ: Почему именно этот вуз?
ПК: О Британке я узнала совсем случайно. На тот момент моя семья хотела, чтобы я поступала на графический или промышленный дизайн. Еще огромную роль сыграло мое увлечение английским. Английский всегда был со мной с самого детского сада. Поэтому моя мама, даже не задумываясь, решила, что нужно поступать в Британку. На Foundation Art & Design (годовой подготовительный курс). Вопреки родителям, я все равно приглядывалась к занятиям по дизайну одежды. В конце первого года я сказала, что на графический не пойду, потому что хочу сохранить свое не самое хорошее зрение, а на промышленном меня слишком пугают все эти верстаки и молотки. В итоге я всех уговорила и пошла на моду, которая совмещает в себе и 3D, и графический дизайн, и иллюстрацию.
ТМ: Чему научились в Британке и чего по ощущениям не хватает (не хватало во время обучения)?
ПК: Я научилась самостоятельности, целеустремленности и тайм- менеджменту. Британка дает тебе не только знания по твоему профилю, но и формирует тип мышления. Не хватало только, пожалуй, одного. Жалко, что происходит мало общения между факультетами, со студентами смежных специальностей. Но я надеюсь, в скором будущем это компенсируется.
ТМ: Что дальше?
ПК: Я хочу получить полное образование, закончить магистратуру, попрактиковаться на стажировке, получить опыт, узнать, как все работает. Не буду загадывать, что я буду делать через пять лет. Но верю, что наша модная индустрия и текстильная промышленность наконец начнут развиваться.
ТМ: Чего не хватает российской женской моде? Существует ли понятие национальной, обусловленной менталитетом манеры одеваться?
НК: Хочется, чтобы русские женщины одевались лучше, чтобы был выбор отечественных современных брендов. Русские женщины — большие модницы, тем более что многие умеют шить и сами покупают ткани. Мне кажется, иногда ощущается нехватка вкуса, особенно у людей, у кого есть деньги. Безусловно, существует понятие национальной черты или манеры одеваться. Это обусловлено национально- историческими, географическими и социальными факторами. К сожалению, у нас до сих пор нет своего национального бренда, который отражал бы айдентику русской моды, как в Великобритании Burberry или Vivienne Westwood.
ТМ: Почему Москва не стала столицей моды и почему российские дизайнеры не вышли на мировой подиум?
НК: Я считаю, это обусловлено неразвитостью текстильной промышленности, нет современного образования в сфере дизайна одежды, поддержки и грантов для молодых специалистов.
ТМ: Что важно в модном дизайне?
НК: Важно быть самим собой, а еще важны тайм-менеджмент и профессионализм.
Алиса Семенова
«Теория моды» (ТМ): Почему решили заниматься именно дизайном моды?
Алиса Семенова (АС): Не знаю почему, мне было 12 лет, когда я уже точно знала, что буду заниматься дизайном одежды. Самое важное, конечно, — это то, что эта область позволяет попытаться раскрыть, показать себя. Мода — это прежде всего искусство.
ТМ: Почему именно этот вуз?
АС: Опять же сложно ответить на этот вопрос. Во многом это судьба. А в конечном итоге на решение закончить бакалавриат здесь, в России, повлияло то, что мы прекрасно понимаем, что хотим делать одежду здесь и продавать ее здесь. Хотелось побольше узнать, как эта индустрия работает в России.
ТМ: Чему научились в Британке и чего по ощущениям не хватает (не хватало во время обучения)?
АС: Научилась из невозможного делать возможное! Нас научили воплощать идеи, техническим навыкам, умению вовремя остановиться. в общем, всегда критически относиться к каждой детали, к каждому процессу, всегда учитывать профессиональный подход и стремиться к самосовершенствованию. Помимо этого, учитывать мнение окружающих, работать в команде и никогда не останавливаться на достигнутом. Британка стала нам вторым домом, потому что проводить там приходилось по 10 часов в день, а то и больше. Пожалуй, из этого стоит сделать вывод, что оставаться там на ночь было бы огромным дополнением и помощью в учебе!
ТМ: Что дальше?
АС: Дальше — стажировка за границей, курс магистратуры в британском университете и, конечно же, — свой бренд! Работать планирую за границей в доме моды или дизайнером. Через пять лет надеюсь начать свой бренд.
ТМ: Собираетесь ли остаться в России (одевать российских женщин)?
АС: Остаться в России — скорее нет, чем да, но делать одежду под русским брендом — да (при этом речь не идет о создании только женской одежды, мне так же интересно делать одежду и для мужчин).
ТМ: Чего не хватает российской женской моде? Существует ли понятие национальной, обусловленной менталитетом манеры одеваться?
АС: Не хватает лишь культурной образованности и вкуса — в этом кроется ответ и на вопрос про национальную манеру одеваться. С этим ничего не поделаешь, остается лишь верить и надеяться, что все изменится к лучшему. Хотя, если сказать честно, — в этом изюминка нашей страны! Да и все меняется со временем, это не может не радовать!
ТМ: Почему Москва не стала столицей моды и почему российские дизайнеры не вышли на мировой подиум?
АС: Потому что не пришло время. Москва будет столицей моды, и я думаю, мы одни из первых, кто откроет это миру.
ТМ: Что важно в модном дизайне?
АС: В модном дизайне важно все, что окружает нас: люди, здания, мнения, культура, музыка, кино, андерграунд, политика, религия, другие страны, миры, космос. Важно учитывать то, что влияет на нас, то, как мы реагируем на это, и то, насколько сбалансированно мы подадим это публике. Важно иметь вкус и не быть эгоистом!
ТМ: Ваше кредо и Ваш лозунг?
АС: У меня нет пока кредо, я еще только овладеваю навыками. Но всегда следую трем вещам — делать все максимально качественно, слушать внутренний голос и не бояться своего мнения.
Наталия Яковчик
«Теория моды» (ТМ): Почему решили заниматься именно дизайном моды?
Наталия Яковчик (НЯ): Это моя вторая профессия, первое образование было получено в сфере рекламы, где, проработав год, я поняла, что это направление не позволяет мне творчески реализовать себя и не приносит удовольствия. К этому моменту я уже знала, что хочу дальше заниматься дизайном моды. Любовь к необычным стилям и нестандартным вещам появилась благодаря увлечению творчеством японских дизайнеров, уличной модой той же Японии и Лондона и более тесному знакомству с закулисьем театров.
ТМ: Почему именно этот вуз?
НЯ: Вопрос, где учиться, решился очень быстро. Еще до поступления я посещала ежегодные выставки студентов Британки и дни открытых дверей, школа как-то сразу расположила к себе творческой обстановкой, я знала, что точно хочу там учиться, вот только направления дизайна моды тогда в Британке еще не было, и пришлось еще год ждать открытия факультета.
ТМ: Чему научились в Британке и чего по ощущениям не хватает (не хватало во время обучения)?
НЯ: В Британке помогли выбраться из «коробочки», которая образовалась после обучения в художественной школе и российском вузе; поначалу было необычно и страшновато, потом интересно и весело. Научили базовым вещам, без которых невозможен процесс дизайна, научили обращать внимание на вещи, которые мы обычно не замечаем, и вдохновляться всем, что тебя окружает. Не хватало взаимодействия с индустрией, реальных проектов, показов и стажировок.
ТМ: Что дальше?
ПЯ: Планирую развивать свой бренд молодежной одежды и аксессуаров и параллельно готовиться к поступлению в Антверпен (на факультет моды в Антверпенскую академию изящных искусств), продолжить работу с театрами, попробовать себя в качестве художника по костюмам для кино. Через пять лет вижу себя в Лондоне, дизайнером по костюмам для мюзиклов и театральных постановок.
ТМ: Собираетесь ли остаться в России (одевать российских женщин)?
ПЯ: В России оставаться не собираюсь, так как хочу работать там, где индустрия развита и больше технических возможностей и инноваций.
ТМ: Почему Москва не стала столицей моды и почему российские дизайнеры не вышли на мировой подиум?
НЯ: Модная индустрия в нашей стране только развивается, и чтобы нашим дизайнерам выйти на мировые подиумы, еще нужно время. В первую очередь, есть проблема отсутствия учебных заведений, готовых выпускать специалистов в этой области, а в это же время в других странах такие университеты существуют давно и каждый год выпускают талантливых дизайнеров. Еще одна причина — закрытие фабрик и производств и отсутствие фондов, поддерживающих молодых дизайнеров.
ТМ: Что важно в модном дизайне?
НЯ: На мой взгляд, в дизайне важна в первую очередь концепция и насколько понятно выражена главная идея, она должна считываться зрителем.
ТМ: Ваше кредо и Ваш лозунг?
НЯ: Никакой армии не под силу остановить идею, чье время пришло.