Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №25, 2012

Вера Юдинцева
Взаимное отражение: мода и музыка

Janice Miller. Fashion and music. Oxford; N.Y.: Berg, 2011. 200 pp.

 

Книга Дженис Миллер, старшего преподавателя лондонского Коллед­жа моды, озаглавлена просто — «Мода и музыка». Основной предмет внимания автора — взаимодействие моды и музыки как важнейших механизмов социальной жизни и ключевых индустрий общества потребления.

Речь идет о музыке и моде начиная с 1950-х годов и до наших дней. Материалом служат исполнители самых разных направ­лений, как мейнстрима, так и андерграунда, от хип-хопа до рок-музыки, от бойбэндов до Дженис Джоплин. При этом вопросу жан­ров автор уделяет немного внимания: по ее словам, в эпоху постмодернизма границы жанров, в том числе музыкальных, опре­делить часто почти невозможно, поэтому Миллер классифицирует исполнителей по стилю одежды, а не музыки. Главным аспектом становится визуальный образ исполнителя.

Важной мыслью для автора является идея современной культуры потребления, в рамках которой наиболее активно взаимодействуют музыка и мода. Культура потребления, по Миллер, — это ситуация, в которой приобретение тех или иных товаров стало основным спосо­бом саморепрезентации человека.

Взаимодействие моды и музыки уже становилось предметом ис­следования. Однако, по мнению самой Миллер, чаще всего речь шла о конкретных исполнителях (о Мадонне или о Дэвиде Боуи или же о конкретных музыкальных стилях или субкультурах).

Ключевыми темами книги являются брендинг, гендер, старение, квир-идентичность, а также этническая принадлежность. Именно с точки зрения этих вопросов Миллер рассматривает взаимодействие музыки и моды, и именно они формируют ясную и четкую структу­ру книги.

Книга в 189 страниц состоит из семи глав, введения, заключения и снабжена библиографией, алфавитным указателем и пятнадцатью иллюстрациями.

Глава 1 посвящена взаимосвязи двух индустрий — модной и музы­кальной — в вопросах брендинга и маркетинга. Главным здесь является дух свободы, богемности, протеста и силы, свойственный музыканту как особой творческой личности. Согласно мысли автора, вне зависимости от жанра в музыке всегда присутствует ощущение целостности, особой идентичности — и именно это придает музыкантам привлекательность в глазах аудитории, а следовательно, и на рынке. Миллер рассматри­вает рекламные кампании домов моды (Louis Vuitton) и коллаборации музыкантов с дизайнерами (Гвен Стефани и Вивьен Вествуд).

Глава 2 рассматривает особенности такого явления современной культуры, как фанаты. Музыка и стиль — основа для создания сообще­ства фанатов и презентации их особой идентичности. Миллер пишет о привилегированной роли тела и моды в фанатских культурах, а также о фанате как продукте культуры потребления. В качестве основного примера Миллер рассматривает группу Kiss. Автор показывает, что музыканты и их фанаты играют огромную роль в формировании за­просов общества потребления в области моды.

Кроме того, Миллер приводит различные суждения о феномене фанатов: негативный подход (фанаты как нездоровое, потенциально опасное явление) и позитивный (фанаты как особое явление культуры, имеющее свой креативный потенциал). Впрочем, позитивный подход автором постулируется, но не доказывается. Миллер в качестве приме­ра приводит Майли Сайрус («Ханна Монтана») и девочек, которые ко­пируют ее стиль, однако и здесь она голословно утверждает, что иден­тификация со звездой становится потенциальным источником чего-то большего, чем потребительский опыт.

Следующие две главы связаны с проблемой гендерной идентичности музыканта и роли телесного воплощения образа. Глава 3 посвящена анализу конкретных стилей исполнительниц. Женщины-музыканты работают в условиях строгих социальных ожиданий того, как должно выглядеть женское тело. В главе показано, как некоторые певицы сво­им стилем противостоят таким стереотипным ожиданиям. По мнению автора, женщины не воспримут историю женского опыта от испол­нительницы, которая выглядит как сексуальный объект. Образ певи­цы должен быть не эротическим объектом, а субъектом с особой исто­рией. Поэтому в данной главе речь идет об «антимоде», то есть не об успешных поп-исполнительницах, образ которых меняется в соответ­ствии с последними веяниями (и может быть весьма успешным в мейн- стриме), а о тех певицах, стиль которых Миллер называет «ведьминским». Такой ведьминский стиль — вариант феминистского усиления (empowerment) и альтернативной фемининности.

Ярким примером является Дженис Джоплин. Ее поведение соответ­ствовало скорее стилю поведению мужчины рок-звезды (алкоголь, бес­порядочные связи). При этом ее одежда включала перья, боа, шляпы, украшения: она очевидно «наряжалась», однако на ней было слишком много элементов, часто неряшливых и плохо сочетающихся. Джоплин много критиковали за то, как она выглядит, за лишний вес и стиль, од­нако ей удалось создать успешный образ и стать новой ролевой моде­лью певицы.

Глава 4, в свою очередь, исследует различные варианты маскулин­ности. Миллер рассматривает костюм как архетип мужской одежды, как форму одновременно консервативную и очень гибкую. Именно ко­стюм позволяет выразить различные формы мужественности и сексу­альности. Элвис Пресли, Beatles, Мик Джаггер, Принц, Дэвид Боуи — вот примеры различного использования костюма в рок- и поп-музыке, внесения в костюм собственного смысла и коннотаций. Костюм позво­ляет нащупать грань между принятием социальных ограничений и ожиданий — и их нарушением, насмешкой над ними. Белый костюм автор видит как особый вариант невинной маскулинности, ставший униформой мальчиковых поп-групп 1990-х годов. Это воплощение не­винной, рафинированной мужественности для мальчиков, поющих о любви юной женской аудитории.

Глава 5 анализирует проблему старения музыкальных исполнителей и роль моды в этом процессе. Вопрос гендера продолжает быть особен­но актуальным и в этой главе, ведь мужчины и женщины, очевидно, испытывают разный уровень социального давления с точки зрения старения. Более того, давление на поп- и рок-звезд в разы превышает то, что испытывают обычные люди. Для поп-музыки важна идея пер­вой любви, а для рока — идея протеста, саморазрушения и сексуаль­ности, для обоих направлений — культ привлекательного молодого тела. Музыкант должен быть молодым, поэтому для рок- и поп-звезд достойное старение — чрезвычайно трудная задача. Само словосоче­тание «стареющая рок-звезда» уже имеет негативную коннотацию. Главным примером стала Мадонна и ее 50-летие. По мнению Миллер, для женщины старение, с точки зрения общественных правил, — уни­зительный процесс сексуальной дисквалификации. Именно поэтому Мадонну осуждают за чрезмерное стремление быть молодой и сексу­ально привлекательной.

Глава 6 посвящена вопросам этнической и национальной идентич­ности. Речь идет преимущественно о хип-хопе и рэпе, ставших про­странством, в котором находит свое выражение маргинализованная культура чернокожих. Мода и музыка для таких исполнителей — спо­соб достижения «американской мечты». В отличие от белых рок-звезд, для афро- и латиноамериканцев важным элементом стиля стала демон­страция достижения высокого статуса — золото, бриллианты, дорогие часы и украшения. Примерами служат чернокожие и латиноамери­канские музыканты, начиная от джазменов 1930-х годов (Little Richards) и заканчивая Рианной и Бейонсе.

Глава 7 исследует проблему квир-исполнителей в музыке и моде. По мнению Миллер, музыка создала особое пространство самовы­ражения для квир-идентичностей и позволила им оказывать влияние на мейнстрим в моде. Одним из важнейших примеров, конечно, яв­ляется Дэвид Боуи. Его андрогинные эпатажные образы преодолева­ли гендерные границы и внесли огромный вклад в стиль «глэм-рок». Но главной героиней этой главы стала квир-исполнительница Бет Дит- то (лидер группы Gossip). Маленького роста, тучная женщина-квир и панк-певица сумела появиться на обложке глянцевого журнала в 2007 году; в разгар моды на анорексичную худобу Бет работала с Кар­лом Лагерфельдом и Джоном Гальяно и выходила на подиум. Ее тело, более чем далекое от модных идеалов, стало модной иконой и одновре­менно — политическим манифестом. Однако, по мнению автора кни­ги, мейнстримная мода «позволила» ей быть толстой лишь потому, что Дитто — квир- и панк-музыкант, что дает ей особые права.

В заключении Миллер говорит о музыканте как об особой фор­ме телесности (performing body). Основное отличие музыкантов, по мнению автора, в том, что на экране — образ, роль, которую играет актер/актриса, а музыкант представляется подлинной, аутентичной творческой личностью (разумеется, до какой-то степени с элемента­ми перформанса).

Завершается книга двумя небольшими главками о таких колоссаль­ных для моды и музыки фигурах, как Леди Гага и Майкл Джексон. Леди Гага, по мнению Миллер, — выдающийся пример слияния моды и музыки в единое целое, создания особого визуального искусства. При этом они и визуальный конструкт, пример музыканта, в котором стиль и мода явно доминируют над собственно музыкой. Майкл Джексон — еще один пример вдохновляющего других стиля. Миллер отмечает подражание его стилю как среди фанатов, так и среди других знаме­нитостей (модель Агнесс Дейн, например).

Итак, Миллер обозначила важнейшие точки пересечения моды и му­зыки и указала основные механизмы их взаимодействия. Она подняла ряд острых вопросов современной социальной жизни (гендер, фана­ты, квир-культура) в связи с взаимоотношениями моды и музыки, при­чем многие из теоретических обобщений сделаны едва ли не впервые. Несомненной заслугой Миллер следует назвать создание интересной классификации форм взаимодействия моды и музыки.

Очевидным достоинством работы является также высокая инфор­мативность, хотя нельзя не отметить некоторую случайность выбора примеров (или, во всяком случае, нежелание автора как-либо объяс­нить его). Кроме того, важно отметить, что книга написана доступным, легким языком (хотя, возможно, не слишком изящным) и снабжена обширной библиографией. Четкая структура текста, удобное деле­ние на главы и подглавки также делают текст понятным и приятным для чтения.

Однако нельзя не сказать и о некоторых моментах, оставляющих скорее негативное впечатление. Масштабность поставленной цели приводит к тому, что многие мысли оказываются незавершенными, а в главах не хватает более глубоких выводов и большего уровня обобще­ния. Бросается в глаза некоторая фрагментарность и порой непосле­довательность изложения (например, небольшая главка об интертек­стуальности и постмодернизме и канале МTV в главе 1 — сделанные наблюдения кажутся интересными, но мысль тут же обрывается). Автор делает множество ценных наблюдений, но работе не хватает целост­ности, завершенности. Примеров использовано немало, но они часто служат скорее яркой иллюстрацией идеи автора в каждом конкретном случае. Необходимо более глубокое и масштабное изучение разнород­ного материала, чтобы работа стала более научной. Междисципли­нарный подход дает интересные результаты в анализе современности и повседневности, но и особые проблемы методологии, которые, как нам кажется, автор решил, возможно, не самым удачным образом. Возникает ощущение, что методология мало продумана, а анализ вы­полняется скорее интуитивно, в каждом отдельном случае по своей методике. Кроме того, хотелось бы заметить, что для книги, основной акцент которой сделан на визуальном аспекте стиля, пятнадцати ил­люстраций явно недостаточно, тем более что не все из них информа­тивны. Автором поднято множество важных и интересных для совре­менной культуры вопросов — но на 189 страницах невозможно дать на них полноценные ответы. Каждая из глав вполне может стать темой отдельной монографии.

Иными словами, можно признать удачной формулировку самого автора: эта книга — лишь начало диалога на тему взаимодействия му­зыки и моды. Но начало, без сомнения, яркое и успешное.



Другие статьи автора: Юдинцева Вера

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба