Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №25, 2012
Janice Miller. Fashion and music. Oxford; N.Y.: Berg, 2011. 200 pp.
Книга Дженис Миллер, старшего преподавателя лондонского Колледжа моды, озаглавлена просто — «Мода и музыка». Основной предмет внимания автора — взаимодействие моды и музыки как важнейших механизмов социальной жизни и ключевых индустрий общества потребления.
Речь идет о музыке и моде начиная с 1950-х годов и до наших дней. Материалом служат исполнители самых разных направлений, как мейнстрима, так и андерграунда, от хип-хопа до рок-музыки, от бойбэндов до Дженис Джоплин. При этом вопросу жанров автор уделяет немного внимания: по ее словам, в эпоху постмодернизма границы жанров, в том числе музыкальных, определить часто почти невозможно, поэтому Миллер классифицирует исполнителей по стилю одежды, а не музыки. Главным аспектом становится визуальный образ исполнителя.
Важной мыслью для автора является идея современной культуры потребления, в рамках которой наиболее активно взаимодействуют музыка и мода. Культура потребления, по Миллер, — это ситуация, в которой приобретение тех или иных товаров стало основным способом саморепрезентации человека.
Взаимодействие моды и музыки уже становилось предметом исследования. Однако, по мнению самой Миллер, чаще всего речь шла о конкретных исполнителях (о Мадонне или о Дэвиде Боуи или же о конкретных музыкальных стилях или субкультурах).
Ключевыми темами книги являются брендинг, гендер, старение, квир-идентичность, а также этническая принадлежность. Именно с точки зрения этих вопросов Миллер рассматривает взаимодействие музыки и моды, и именно они формируют ясную и четкую структуру книги.
Книга в 189 страниц состоит из семи глав, введения, заключения и снабжена библиографией, алфавитным указателем и пятнадцатью иллюстрациями.
Глава 1 посвящена взаимосвязи двух индустрий — модной и музыкальной — в вопросах брендинга и маркетинга. Главным здесь является дух свободы, богемности, протеста и силы, свойственный музыканту как особой творческой личности. Согласно мысли автора, вне зависимости от жанра в музыке всегда присутствует ощущение целостности, особой идентичности — и именно это придает музыкантам привлекательность в глазах аудитории, а следовательно, и на рынке. Миллер рассматривает рекламные кампании домов моды (Louis Vuitton) и коллаборации музыкантов с дизайнерами (Гвен Стефани и Вивьен Вествуд).
Глава 2 рассматривает особенности такого явления современной культуры, как фанаты. Музыка и стиль — основа для создания сообщества фанатов и презентации их особой идентичности. Миллер пишет о привилегированной роли тела и моды в фанатских культурах, а также о фанате как продукте культуры потребления. В качестве основного примера Миллер рассматривает группу Kiss. Автор показывает, что музыканты и их фанаты играют огромную роль в формировании запросов общества потребления в области моды.
Кроме того, Миллер приводит различные суждения о феномене фанатов: негативный подход (фанаты как нездоровое, потенциально опасное явление) и позитивный (фанаты как особое явление культуры, имеющее свой креативный потенциал). Впрочем, позитивный подход автором постулируется, но не доказывается. Миллер в качестве примера приводит Майли Сайрус («Ханна Монтана») и девочек, которые копируют ее стиль, однако и здесь она голословно утверждает, что идентификация со звездой становится потенциальным источником чего-то большего, чем потребительский опыт.
Следующие две главы связаны с проблемой гендерной идентичности музыканта и роли телесного воплощения образа. Глава 3 посвящена анализу конкретных стилей исполнительниц. Женщины-музыканты работают в условиях строгих социальных ожиданий того, как должно выглядеть женское тело. В главе показано, как некоторые певицы своим стилем противостоят таким стереотипным ожиданиям. По мнению автора, женщины не воспримут историю женского опыта от исполнительницы, которая выглядит как сексуальный объект. Образ певицы должен быть не эротическим объектом, а субъектом с особой историей. Поэтому в данной главе речь идет об «антимоде», то есть не об успешных поп-исполнительницах, образ которых меняется в соответствии с последними веяниями (и может быть весьма успешным в мейн- стриме), а о тех певицах, стиль которых Миллер называет «ведьминским». Такой ведьминский стиль — вариант феминистского усиления (empowerment) и альтернативной фемининности.
Ярким примером является Дженис Джоплин. Ее поведение соответствовало скорее стилю поведению мужчины рок-звезды (алкоголь, беспорядочные связи). При этом ее одежда включала перья, боа, шляпы, украшения: она очевидно «наряжалась», однако на ней было слишком много элементов, часто неряшливых и плохо сочетающихся. Джоплин много критиковали за то, как она выглядит, за лишний вес и стиль, однако ей удалось создать успешный образ и стать новой ролевой моделью певицы.
Глава 4, в свою очередь, исследует различные варианты маскулинности. Миллер рассматривает костюм как архетип мужской одежды, как форму одновременно консервативную и очень гибкую. Именно костюм позволяет выразить различные формы мужественности и сексуальности. Элвис Пресли, Beatles, Мик Джаггер, Принц, Дэвид Боуи — вот примеры различного использования костюма в рок- и поп-музыке, внесения в костюм собственного смысла и коннотаций. Костюм позволяет нащупать грань между принятием социальных ограничений и ожиданий — и их нарушением, насмешкой над ними. Белый костюм автор видит как особый вариант невинной маскулинности, ставший униформой мальчиковых поп-групп 1990-х годов. Это воплощение невинной, рафинированной мужественности для мальчиков, поющих о любви юной женской аудитории.
Глава 5 анализирует проблему старения музыкальных исполнителей и роль моды в этом процессе. Вопрос гендера продолжает быть особенно актуальным и в этой главе, ведь мужчины и женщины, очевидно, испытывают разный уровень социального давления с точки зрения старения. Более того, давление на поп- и рок-звезд в разы превышает то, что испытывают обычные люди. Для поп-музыки важна идея первой любви, а для рока — идея протеста, саморазрушения и сексуальности, для обоих направлений — культ привлекательного молодого тела. Музыкант должен быть молодым, поэтому для рок- и поп-звезд достойное старение — чрезвычайно трудная задача. Само словосочетание «стареющая рок-звезда» уже имеет негативную коннотацию. Главным примером стала Мадонна и ее 50-летие. По мнению Миллер, для женщины старение, с точки зрения общественных правил, — унизительный процесс сексуальной дисквалификации. Именно поэтому Мадонну осуждают за чрезмерное стремление быть молодой и сексуально привлекательной.
Глава 6 посвящена вопросам этнической и национальной идентичности. Речь идет преимущественно о хип-хопе и рэпе, ставших пространством, в котором находит свое выражение маргинализованная культура чернокожих. Мода и музыка для таких исполнителей — способ достижения «американской мечты». В отличие от белых рок-звезд, для афро- и латиноамериканцев важным элементом стиля стала демонстрация достижения высокого статуса — золото, бриллианты, дорогие часы и украшения. Примерами служат чернокожие и латиноамериканские музыканты, начиная от джазменов 1930-х годов (Little Richards) и заканчивая Рианной и Бейонсе.
Глава 7 исследует проблему квир-исполнителей в музыке и моде. По мнению Миллер, музыка создала особое пространство самовыражения для квир-идентичностей и позволила им оказывать влияние на мейнстрим в моде. Одним из важнейших примеров, конечно, является Дэвид Боуи. Его андрогинные эпатажные образы преодолевали гендерные границы и внесли огромный вклад в стиль «глэм-рок». Но главной героиней этой главы стала квир-исполнительница Бет Дит- то (лидер группы Gossip). Маленького роста, тучная женщина-квир и панк-певица сумела появиться на обложке глянцевого журнала в 2007 году; в разгар моды на анорексичную худобу Бет работала с Карлом Лагерфельдом и Джоном Гальяно и выходила на подиум. Ее тело, более чем далекое от модных идеалов, стало модной иконой и одновременно — политическим манифестом. Однако, по мнению автора книги, мейнстримная мода «позволила» ей быть толстой лишь потому, что Дитто — квир- и панк-музыкант, что дает ей особые права.
В заключении Миллер говорит о музыканте как об особой форме телесности (performing body). Основное отличие музыкантов, по мнению автора, в том, что на экране — образ, роль, которую играет актер/актриса, а музыкант представляется подлинной, аутентичной творческой личностью (разумеется, до какой-то степени с элементами перформанса).
Завершается книга двумя небольшими главками о таких колоссальных для моды и музыки фигурах, как Леди Гага и Майкл Джексон. Леди Гага, по мнению Миллер, — выдающийся пример слияния моды и музыки в единое целое, создания особого визуального искусства. При этом они и визуальный конструкт, пример музыканта, в котором стиль и мода явно доминируют над собственно музыкой. Майкл Джексон — еще один пример вдохновляющего других стиля. Миллер отмечает подражание его стилю как среди фанатов, так и среди других знаменитостей (модель Агнесс Дейн, например).
Итак, Миллер обозначила важнейшие точки пересечения моды и музыки и указала основные механизмы их взаимодействия. Она подняла ряд острых вопросов современной социальной жизни (гендер, фанаты, квир-культура) в связи с взаимоотношениями моды и музыки, причем многие из теоретических обобщений сделаны едва ли не впервые. Несомненной заслугой Миллер следует назвать создание интересной классификации форм взаимодействия моды и музыки.
Очевидным достоинством работы является также высокая информативность, хотя нельзя не отметить некоторую случайность выбора примеров (или, во всяком случае, нежелание автора как-либо объяснить его). Кроме того, важно отметить, что книга написана доступным, легким языком (хотя, возможно, не слишком изящным) и снабжена обширной библиографией. Четкая структура текста, удобное деление на главы и подглавки также делают текст понятным и приятным для чтения.
Однако нельзя не сказать и о некоторых моментах, оставляющих скорее негативное впечатление. Масштабность поставленной цели приводит к тому, что многие мысли оказываются незавершенными, а в главах не хватает более глубоких выводов и большего уровня обобщения. Бросается в глаза некоторая фрагментарность и порой непоследовательность изложения (например, небольшая главка об интертекстуальности и постмодернизме и канале МTV в главе 1 — сделанные наблюдения кажутся интересными, но мысль тут же обрывается). Автор делает множество ценных наблюдений, но работе не хватает целостности, завершенности. Примеров использовано немало, но они часто служат скорее яркой иллюстрацией идеи автора в каждом конкретном случае. Необходимо более глубокое и масштабное изучение разнородного материала, чтобы работа стала более научной. Междисциплинарный подход дает интересные результаты в анализе современности и повседневности, но и особые проблемы методологии, которые, как нам кажется, автор решил, возможно, не самым удачным образом. Возникает ощущение, что методология мало продумана, а анализ выполняется скорее интуитивно, в каждом отдельном случае по своей методике. Кроме того, хотелось бы заметить, что для книги, основной акцент которой сделан на визуальном аспекте стиля, пятнадцати иллюстраций явно недостаточно, тем более что не все из них информативны. Автором поднято множество важных и интересных для современной культуры вопросов — но на 189 страницах невозможно дать на них полноценные ответы. Каждая из глав вполне может стать темой отдельной монографии.
Иными словами, можно признать удачной формулировку самого автора: эта книга — лишь начало диалога на тему взаимодействия музыки и моды. Но начало, без сомнения, яркое и успешное.