Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №28, 2013
Дорогие читатели,
перед вами 28-й выпуск журнала «Теория моды: одежда, тело, культура».
В разделе «Одежда» мы возвращаемся к теме мужественности, которую мы уже затрагивали в одном из предыдущих номеров журнала. Блок открывается статьей Алистера О'Нила «Джон Стивен: презентация маскулинности на Карнаби-стрит, 1957-1975», где речь идет о революции в области шопинга, в результате которой мужчины из «скрытых потребителей» превратились в «полноправных субъектов новых потребительских практик», в отличие от своих чисто выбритых и коротко стриженных отцов, облаченных в строгие деловые костюмы, щеголявших в узких брюках и рубашках с яркими принтами. Продолжает подборку Масафуми Монден с исследованием «Как важно быть привлекательным: японские журналы мод для мужчин», который приходит к выводу, что современные молодые люди в Японии, независимо от их сексуальной ориентации, стали гораздо внимательнее к собственной внешности. Любопытно, что сам дискурс японских мужских журналов, ориентированных на молодых японцев, претерпел значительные изменения: к примеру, определения «женственный», «романтичный» и «нежный» могут применяться к мужскому аромату или предмету гардероба, никоим образом не умаляя его мужественности, более того, по утверждению авторов журнальных статей, как раз женственный и утонченный мужчина имеет гораздо больше шансов на успех среди представительниц противоположного пола. Статья Ника Риза-Робертса «Парни продолжают свинговать: модная иконография Эди Слимана» показывает, как творчество Сли- мана, дизайнера-новатора и фотографа, изменило облик мужской моды за последнее десятилетие, сделав его более молодежным, обтягивающим и андрогинным.
Раздел «Тело» посвящен образу femme fatale, которая появляется в разных обличиях и в разных культурных контекстах, будь то парижский полусвет конца XIX века в статье Валери Стил «Femme fatale: парижская мода и визуальная культура на рубеже XIX-XX веков»; звездные клиентки Льва Бакста, которые на сцене нередко воплощали образы роковых красавиц, в исследовании Елены Беспаловой «Культ тела: Бакст и оперные дивы»; сильные и бескомпромиссные женщины в жестоком и беспощадном мире в статье Кэролайн Эванс «Ужас и вожделение: Александр Маккуин и современная роковая женщина» или «звездная» одноклассница в статье Линор Горалик «Старое платье „королевы": костюм девочки-лидера в позднесоветской подростковой среде».
Кстати, в рубрике «Практика моды» мы публикуем интервью с дизайнером Ириной Шапошниковой, которая для канадского журнала Fashion (август 2011 года) одела femme fatale современности Леди Гагу, которую Ирина назвала своей «самой любимой клиенткой».
В разделе «Культура» мы продолжаем исследовать весьма разнообразный и разносторонний ольфакторный опыт, что только подтверждают вошедшие в этот номер очень разные исследования. Так, с одной стороны, мы публикуем отрывок из главы «Колыма: сенсорный опыт запредельного» книги «Запах Родины», готовящейся автором, Екатериной Жирицкой, к публикации, а с другой, статью Алёны Андреевой «Парфюмерный нейминг или полный крах маркетинга. Попытка контент-анализа названий духов на рынке селективной парфюмерии».
Нескучного чтения и хорошего лета!
С наилучшими пожеланиями,
Людмила Алябьева,
шеф-редактор журнала
«Теория моды: одежда, тело, культура»