Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №28, 2013
Ник Риз-Робертс (Nick Rees-Roberts) — читает лекции по культурологии и истории кинематографа на французской кафедре в университете Бристоля. Автор монографии «Французский квир- кинематограф» (French Queer Cinema, 2008). В настоящее время работает над книгой, посвященной модному фильму в эпоху глобализации и цифровой культуры.
Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (2013. Vol. 17.1)
Отличительной чертой линии Dior Homme служит исключительный уровень эстетического исполнения. Оказавший революционное влияние на мужскую моду, этот бренд представляется наиболее влиятельным для своей эпохи. Монохромная палитра и несомненный лоск костюмов Dior Homme стали олицетворением стиля в мужской одежде (Davies 2008: 53).
Ретроспективный обзор Хивела Дэвиса, посвященный пребыванию Эди Слимана в модном доме Christian Dior (2000-2007), воспроизводит историю, уже появлявшуюся в модной прессе последнего десятилетия. Переход Слимана из компании Yves Saint Laurent в Christian Dior в 2000 году и выпуск новой линии мужской одежды Dior Homme рассматриваются как начало серьезных перемен в области мужской моды. В последующие годы Слиман разработал изящную модель мужского костюма, напоминающую андрогинные силуэты подростков в узких джинсах и жестких пиджаках точно по фигуре. Творчество Эди Слимана, дизайнера и фотографа, во многом изменило образ, доминирующий в мужской моде с 1980 года. Слиман прославился тем, что сделал мужской костюм более простым и молодежным. Он ввел в мужскую моду обтягивающие формы, характерные для поп-культуры, подарив новую жизнь разнообразным британским стилям, таким как «постпанк» и стиль модов, ассоциирующимся, в первую очередь, с инди-роком, музыкальным направлением, набиравшем популярность в течение последнего десятилетия. Осуществленный Слиманом ребрендинг мужской линии Dior, от старомодной Christian Dior Monsieur к авангардной Dior Homme, предполагал переработку ряда уличных стилей в соответствии с присущими модному дому традициями формального классицизма и буржуазной элегантности. Задачей данной статьи является осмысление предпринятой дизайнером реконфигурации концепта маскулинности в контексте модной культуры. Его творчество привело к самой явной трансформации парадигмы модных образов со времен знаковых мягких костюмов Джорджио Армани, который, наряду с гиперсексуальными телами, введенными в моду Кельвином Кляйном, определял канон мужского модного образа с 1980-х годов.
Мода музыкальных автоматов
Настоящее исследование намечает визуальную траекторию карьеры Эди Слимана, осуществлявшейся на стыке модного дизайна, фотографии и кинематографа. Автор исходит из предпосылки, согласно которой фото- и видеоработы Слимана, созданные во время его пребывания в модных домах Yves Saint Laurent и Dior в 1997-2007 годах, могут служить материалом для осмысления его дизайнерского творчества, акцентируя специфические цветовые характеристики и визуальную идентичность созданных модельером коллекций. Слиман начинал в 1990-е годы в качестве помощника дизайнера Жозе Леви; в 1997 году Пьер Берже принял его на работу в Yves Saint Laurent, где Слиман занимал должность дизайнера мужской одежды до поглощения компании группой Gucci. В 2000 году Слиман перешел на работу в модный дом Dior, став в 2001 году творческим директором линии мужской одежды Dior Homme. В 2007 году он добровольно уступил эту позицию своему тогдашнему ассистенту Крису ван Ашу. В марте 2012 года модный дом Yves Saint Laurent объявил, что Слиман намерен заменить Стефано Пилати на должности дизайнера женской и мужской одежды. Таким образом, Слиман, как и ожидалось, вернулся в мир парижской моды. Осуществленная Слиманом первоначальная реинтерпретация знакового наследия Ива Сен-Лорана с его своеобразной андрогинностью (воплощением которой стал знаменитый женский смокинг) была реализована в эпохальной коллекции «Черный галстук» (осень — зима 2000/01). В основу концепции этого проекта была положена кросс-гендерная динамика. Модельер осознанно оперировал отсылками к легендарному, размывающему гендерные границы образу le smoking, созданному для Сен-Лорана фотографом Хельмутом Ньютоном в 1975 году. Показ 2000/01 года проходил под электронную музыку Алекса Гофера, запись которой предоставила для шоу муза Сен-Лорана Катрин Денев. Эта последняя коллекция, разработанная для Yves Saint Laurent, демонстрировала характерный для Слимана дизайнерский почерк: классическую строгость черного галстука, контрастировавшую с глубоким вырезом рубашек, а также использование элементов рок-культуры, таких как брюки веретенообразной формы в сочетании с длинными приталенными кожаными пальто.
Последующие коллекции Слимана, созданные для Dior Homme, отличает именно эта принципиальная особенность: перенос уличных стилей на подиум, сочетание поп-культуры с парижской изысканностью и, одновременно, следование принципиальным для модного дома Yves Saint Laurent традициям создания готовой одежды (Rive Gauche). Во многих отношениях реакция критиков и прессы на работу Слимана напоминала отклики на разработанную Ивом Сен-Лораном рискованную для того времени линию готовой одежды Rive Gauche в 1966 го- ду2. Работая в компании Yves Saint Laurent, Слиман ориентировался на сложившиеся дизайнерские каноны. В Dior, однако, ему пришлось решать более амбициозную задачу: адаптировать классическое наследие парижской моды к современности, к созданному им самим бренду, отличающемуся «агрессивной элегантностью» (определение Слимана, цит. по: Menkes 2000). Особенно примечательными в этом смысле представляются его коллекции Dior Homme 2005 и 2006 годов, свидетельствующие о возрождении британского стиля модов, чьей известности способствовал в то время неофициальный вдохновитель Слимана, музыкант Пит Доэрти. Так называемая «глэм-рок» коллекция (осень — зима 2005/06) застала британскую рок-культуру в переломный момент, когда произошло ее приобщение к миру знаменитостей, благодаря получившим широкую огласку отношениям Доэрти с Кейт Мосс. Показ коллекции Dior Homme сопровождался выступлением группы Razorlight, которое завершалось синхронной барабанной партией в исполнении восьми музыкантов, расположившихся на платформах, подвешенных над подиумом. Амбициозные дизайнерские решения, предлагавшие публике новую интерпретацию рок-классики, включали в себя мужскую обувь с каблуками, длинные шарфы поверх черных или коричневых кожаных курток «пилот», мягкие фетровые шляпы, плащи-накидки и блузы с широким бантом у воротника. Эта коллекция являет собой пример характерного для моделей Слимана изящного легкомыслия, зачастую скрытого за строгой простотой исполнения и монохромной палитрой. В рекламе весенне-летней коллекции 2006 года была использована серия рисунков, выполненных художником Полем П., который, ориентируясь на традиции гомосексуальной культуры 1970-х годов, изображал изящные и стройные мужские тела (Cotter 2003). Базовые коммерческие образцы, созданные в рамках этой коллекции, также содержали отсылки к рок-стилю: подтяжки, шляпы «свиной пирог», узкие джинсы и обтягивающие кожаные куртки — устоявшийся винтажный рок-образ, до сих пор составляющий основной тренд уличной моды. Слиман возродил многие из существовавших ранее стилей модов конца 1970-х — начала 1980-х годов; носителями этой сарториаль- ной традиции служили английские постпанковские группы, такие как The Jam, испытавшие на себе, в свою очередь, влияние классического концептуального альбома и фильма группы The Who «Квадрофения» (Quadrophenia, 1973 и 1979), вновь привлекшие внимание публики к знаковому английскому стилю модов конца 1950-х годов.
По замечанию Дженни Листер, британская уличная мода первоначально ориентировалась на итальянский стиль 1958 года: «короткие жакеты и узкие брюки, образ, воспринятый небольшой группой подростков-денди, известных впоследствии под именем „модернистов" из-за пристрастия к джаз-модерну» (Lister 2006: 25). По словам разделяющей эту точку зрения Кэролайн Эванс, итальянский стиль, считавшийся «декадентским и женственным», был неотъемлемой составляющей субкультурной молодежной моды на протяжении 1960-х годов и основой классического стиля модов, с его белыми рубашками с круглым воротником, остроносой обувью и брюками, сужающимися книзу до 17 дюймов (Evans 2004: 119). Фарид Шенун отмечал существование творческого диалога между английским стилем модов и «континентальным стилем», увековеченным на экране идолами послевоенного европейского кинематографа, такими как Ален Делон и Марчелло Ма- строянни; последующее взаимодействие французской и итальянской мужской моды также привело к появлению зауженного силуэта — хотя и не в столь радикальной степени, как у модов (Chenoune 1993: 263-272). Местный стиль «minet» (фр. «котик», «лапочка» — слово, обозначавшее симпатичного мальчика) представлял собой более консервативную вариацию итальянского стиля: это был костюм с узкими плечами, высокой проймой и зауженной талией, но с относительно длиннополыми жакетами — результат слияния с французской версией американского кампус-стиля, именовавшегося также «Кеннеди-лук» (Kennedy look).
Это непростое взаимодействие свидетельствует о многоплановом взаимном проникновении составляющих разных трендов мужской одежды, бытовавших в модных столицах послевоенной Европы (Париже, Лондоне и Риме), о существовании подобного же обмена между Европой и США (считается, что появившийся позднее мягкий силуэт Армани также был создан под влиянием просторных жакетов Лиги плюща 1950-х годов), а также об описанном Ричардом Мартином феномене — наличии ограниченного числа «повторяющихся шаблонов» мужской одежды с ее «принципиальным пристрастием к консерватизму во всем, что касается пошива, галантереи и общей концепции» (Martin 1993: 4).
Наблюдаемая, однако, в то же время «потенциальная склонность к переменам» (Ibid.), оживляющая мужскую моду, позволяет объяснить более поздний фундаментальный сдвиг в ее морфологии, идеалах и содержании, приведший к возвращению на подиум элементов формального костюма (таких, например, как обтягивающие жесткие жакеты) после спортивной одежды, доминировавшей в 1990-е годы. Ретрообразы, к которым обратился Слиман при создании коллекций Dior Homme в середине 2000-х, составили часть гораздо более широкого современного тренда, связанного с ретрокультурой и нашедшего воплощение в музыке, моде и изобразительном искусстве (Reynolds 2011). Успех Слимана объяснялся потенциальной возможностью адаптации его моделей для массового производства; кроме того, многие из его дизайнерских решений, с точки зрения неискушенного наблюдателя, не смотрелись ни новаторскими, ни роскошными; скорее, они выглядели «аутентично» винтажными. В этнографическом исследовании, посвященном популярности винтажного стиля среди представителей сцены 1960-х в Германии, Хайке Йенсс описывает специфическое отношение к аутентичности, связанное с возвращением стиля модов. Вместо того чтобы идеально воспроизводить устоявшиеся сарториальные коды, представители сообщества комбинировали элементы из прошлого и настоящего, стремясь к воссозданию знаковых образов, ассоциирующихся с соответствующим периодом. «В результате на сцене шестидесятых доминируют „стереотипные" стили, обычно ассоциирующиеся с описываемым десятилетием, созданные под влиянием медиаобразов рок-звезд, моделей и актеров. Самые запомнившиеся стили, такие как „спейс-эйдж" и „оп-арт", зачастую тщательно реконструированные, встречаются в мире шестидесятых в плотной концентрации, являя собой гипертрофированный образ прошлого десятилетия» (Jenss 2004: 392).
Стилизация в мужской моде середины 2000-х годов была такой же избирательной, выделяя и комбинируя составляющие наследия рок-культуры после 1960-х годов, используя их для отделки современного классического идеала или для создания «гипертрофированной версии» прошлого. Парадоксально, что Слиман отказался от предсказуемости постмодернизма (переработки, переосмысления, пересмотра), предпочитая, напротив, подчеркивать «бесконечную изменчивость» моды, все более актуальную в контексте осуществляемого в последнее десятилетие стремительного движения от аналоговой к цифровой культуре, от последовательной линейной логики к параллельной множественности (Bechtler 2008: 102-103). Между тем, хотя технологии потребления и распределения действительно пережили радикальную трансформацию, благодаря изменениям, произошедшим в 2000-е годы в области цифровых медиаплатформ, содержание (как поп-культуры, так и моды) по-прежнему являет собой гибрид стилей, популярных в последние десятилетия (Reynolds 2011: xx-xxi). Элизабет Уилсон довольно рано отметила этот феномен, расценив его как принципиально проигрышное положение современной моды в культуре постмодерна: «Глобальные массмедиа сегодня скармливают нам столько информации, что единственным откликом на нее может стать лишь безграничный культурный эклектизм» (Wilson 1992: 6, цит. по: Jenss 2004: 398).
(Продолжение читайте в печатной версии журнала)