Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №28, 2013

Москва, Лондон, Антверпен и снова Москва: дизайнер Ирина Шапошникова

«Теория моды» (ТМ): Почему Вы решили заниматься дизайном моды?

Ирина Шапошникова (ИШ): Меня всегда интересовала мода. Наверное, по-настоящему осознанное реше­ние заняться дизайном одежды пришло, когда мне было 16 лет. Именно тогда мои родители открыли производство женской верхней одежды в Москве. Я начала активно участвовать в разработке моделей пальто, предлагала свои эскизы, помогала выбирать ткани в Италии. Все мо­дели разрабатывались под руководством опытных конструкторов, а наиболее удачные запускались в производство. Но вскоре в процессе работы я поняла, что моих знаний недостаточно для того, чтобы стать профессионалом. Именно поэтому я решила поехать поучиться в Лон­дон и выбрала Лондонский колледж моды.

 

ТМ: А почему Вы потом решили перебраться в Антверпенскую ака­демию искусств? Как там устроен учебный процесс и какие требова­ния предъявляются к студентам?

ИШ: Еще во время учебы в Лондоне я много слышала про Королев­скую академию искусств в Антверпене, одну из самых известных в Европе, да и во всем мире, школ, которую в свою время закончили такие известные дизайнеры, как Мартин Маржела, Анн Демельмей- стер, Дрис ван Нотен, Вальтер ван Берейндонк. Кстати, Вальтер препо­дает в Академии и занимает должность директора факультета моды. Мне захотелось больше узнать о месте, из которого вышла знаменитая «Антверпенская шестерка», поэтому я и поехала со своим портфолио в Бельгию, сдала вступительные экзамены и решила остаться. Можно закончить бакалавриат (3 года) или магистратуру (4 года). К студен­там в Академии предъявляются довольно высокие требования. Прежде всего нужно быть готовым к тому, что придется очень много работать. На моем курсе на каждый следующий год проходила только половина студентов, поэтому из примерно шестидесяти поступивших на первый курс диплом получили человек 12-14. В условиях такой жесткой кон­куренции очень важно проявить свою индивидуальность, важно, что­бы тебя заметили, важно не бояться экспериментировать, ведь только так можно создать что-то по-настоящему интересное.

Важно отметить, что во время учебы студентам предоставляется полная свобода в реализации своих идей, поэтому, если обращаться к теме неизбежного сочетания и противостояния искусства и коммерции в моде, то в Антверпене коммерческая часть отходит на второй план. И в этом, безусловно, есть как свои плюсы, так и минусы...

 

ТМ: А себя Вы видите больше как коммерческого дизайнера или как художника-авангардиста?

ИШ: Мне, конечно же, интересно и то и другое. Когда я работала над своей выпускной коллекцией, я могла экспериментировать с раз­личными материалами, техниками и формами, не задумываясь над тем, сколько будет стоить производство этой коллекции и где потом она будет продаваться. Практически все вещи из коллекции были сделаны вручную с использованием таких необычных материалов, как стекло и пластик. Производство и разработка таких моделей за­нимают очень много времени, а их себестоимость слишком высока, что совершенно неприемлемо для коммерческого дизайна. Но для меня изначально была важна идея, концепция. Как я уже говорила, в том, что студентам предоставляется полная свобода для творчества, и есть один из плюсов обучения в Антверпенской академии. В моде же все по-другому. Сегодня дизайнерам приходится делать по четыре, а то и по шесть коллекций в год, и очень важно вовремя подготовить коллекцию к сезону, наладить регулярные поставки тканей, вовремя доставить коллекцию в магазины и т.д. В одиночку дизайнеру с этим не справиться, поэтому успех во многом зависит от команды, с кото­рой он работает. Очень важно уметь окружить себя людьми, которые помогут реализовать идеи.

Сегодня я работаю как с коммерческим производством, так и с част­ными заказами. И мне одинаково интересно и то и другое.

 

ТМ: Что было самым сильным впечатлением во время учебы?

ИШ: Наверное, самые сильные впечатления связаны у меня с выпуск­ным показом, на который приехали Оливье Тейскенс, Дрис ван Нотен, Сюзи Менкес и многие другие дизайнеры и журналисты. Я до сих пор помню свое волнение. А уже на следующий день я показывала презентацию своей коллекции перед жюри. Это была видеопрезентация, которую мы делали совместно с известным бельгийским фотографом Пьером Дебушером. И показ, и презентация прошли успешно — так что волнения того стоили!

 

ТМ: Кто в профессии оказал на Вас самое большое влияние?

ИШ: Во многом на меня повлияли мои преподаватели — Вальтер ван Берейндонк и Дирк ван Саен. Я у них многому научилась и невероят­но им благодарна.

 

ТМ: Что было самое сложное, когда учеба закончилась и надо было отправляться в самостоятельное плавание?

ИШ: Мне повезло, так как после окончания Академии мою коллек­цию заметили и меня стали приглашать поучаствовать в различных шоу-румах, презентациях и выставках. Так, например, моя коллекция была представлена в шоу-руме L'Armour Du Styliste в Нью-Йорке. Вско­ре мне предложили сделать презентации совместно с Colette, одним из самых известных магазинов в Париже (эти презентации прошли не только в Париже, но и в Берлине и Лондоне). Кстати, сразу после этого известное пиар-агентство в Лондоне решило меня поддержать и предложило представлять меня в их шоу-руме. В процессе работы над выставками я очень многому научилась, познакомилась с интересны­ми людьми из мира моды, меня заметили стилисты и стали брать мои вещи для съемок в журналах. Так, например, меня заметил Никола Формичетти, стилист Леди Гаги, и попросил прислать вещи для съем­ки — так Гага появилась в моем платье на обложке журнала Madame Figaro (Франция).

Если говорить о сложностях первых лет после окончания Академии, то, наверное, самым непростым было найти команду, ведь изначально я все делала сама. Но я верю, что если ты делаешь что-то по-настоящему интересное, люди к тебе потянутся.

 

ТМ: Почему решили вернуться в Россию?

ИШ: Мне было сложно наладить производство своих моделей в Бель­гии, поэтому я приняла решение вернуться.

 

ТМ: Что Вы можете сказать о состоянии модной индустрии в России и кого из российских дизайнеров выделяете?

ИШ: Я мало знакома с российскими дизайнерами, поэтому мне слож­но кого-то выделить. Мне нравится, что делает Леонид Алексеев. Не­давно я познакомилась с Гошей Рубчинским, который делает очень лю­бопытные вещи совместно с Comme des Gargons и довольно успешно продается за границей. Я думаю, у нас много интересных дизайнеров, но основная проблема, с которой они сталкиваются, — наладить про­изводство и поставку тканей в Россию. К сожалению, до тех пор пока эта проблема существует, российским дизайнерам будет очень слож­но выйти на международный рынок и начать продаваться на Западе.

 

ТМ: С чем связано решение начать преподавать?

ИШ: Это получилось совершенно случайно. Меня пригласили в Бри­танскую высшую школу искусства и дизайна на лекцию Леонида Алек­сеева. Мне очень понравилась концепция Британки. Эта школа гото­вит специалистов по международным образовательным программам в области искусства и дизайна. С ее появлением у студентов появилась возможность получить британское высшее образование в России! Раз­умеется, когда мне предложили поделиться своими знаниями и опы­том со студентами, я с радостью согласилась.

 

ТМ: Вы собираетесь остаться в России? Какие здесь перспективы? Ка­ким образом ситуация отличается от ситуации в Бельгии и других ев­ропейских странах?

ИШ: Сейчас я работаю в России, но я также много путешествую, живу по сути на два дома. Пока не могу сказать, как сложится моя жизнь в дальнейшем. Что касается перспектив, то в России очень большие воз­можности, во многом даже большие, чем в Европе. Но если говорить о моде, то тут мы только начинаем развиваться и у нас еще все впереди.

 

ТМ: Кто Ваша клиентка? Какой Вы ее видите?

ИШ: Моя любимая клиентка — Леди Гага.

 

ТМ: Почему стоит заниматься и в каком случае нельзя заниматься модой?

ИШ: Модой нужно заниматься только в том случае, если вы очень лю­бите это ремесло, поскольку, как я уже говорила, оно требует большой самоотдачи. Но даже в этом случае никто не гарантирует вам, что вы достигнете высоких результатов. Если вы готовы к таким испытаниям, то вперед!

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба