Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №28, 2013
Luvaas B. DIY style. Fashion, music and global digital cultures. London; N.Y.: Berg, 2012
Это небольшая монография Брента Лувааса, представляющая собой исследование глобальной культуры DIY (в основном моды и музыки) на материале конкретного этнографического примера — DIY в Индонезии. Но прежде чем перейти к объяснению термина DIY и собственно к книге, стоит сказать несколько слов об авторе. Брент Луваас — молодой антрополог, ассистент профессора из Университета Дрекселя (Филадельфия), соредактор журнала Visual Anthropology Review, специализирующийся на цифровой культуре и общемировых тенденциях в современной молодежной моде и музыке. Луваас уже много лет занимается именно Индонезией, в своих статьях и публикациях он охватил огромное количество тем на материале индонезийской культуры: фэшн-блоги, мировые бренды, молодые инди-дизайнеры, поп-музыка и современная танцевальная музыка.
Итак, что же такое DIY? Аббревиатура расшифровывается как do it yourself, то есть «сделай сам», и с конца 1980-х годов используется как название субкультуры (особенно в музыке, но не только), девиз которой — быть максимально самостоятельными в создании и распространении культурных продуктов: музыкальных альбомов, одежды, украшений, книг, журналов и т.д. Рождение DIY-стиля изначально было связано с панк-культурой, но затем он вышел далеко за эти рамки. Это направление частично пересекается с понятием инди-культуры (от слова independent — независимый), которая стремится к максимальной независимости — от корпораций, киностудий, брендов, государства, коммерческих целей, стандартов мейнстрима, требований шоу-бизнеса, ожиданий массового слушателя/зрителя и т.д. Главной ценностной установкой и DIY, и инди является свобода самовыражения. В наши дни, когда цифровые технологии, программное обеспечение и мощные устройства доступны практически всем, стать производителем и дистрибутором инди-культуры — не только музыки, но и журналов, книг, блогов, одежды, аксессуаров и т.д. — может любой желающий, и это направление стало поистине глобальным и интернациональным. Книга «Стиль DIY» посвящена именно таким музыкантам и дизайнерам — любителям, а также владельцам небольших магазинов и мастерских, которые заинтересованы в создании собственных произведений и самовыражении больше, чем в коммерческом успехе и массовой популярности.
С точки зрения автора, DIY — это больше чем метод, это философия, этос, основанные на принципах самовыражения, свободы творческой самореализации и развития. Главное — не навык, не умение, не то, как продукт будет продаваться и даже не его качество, а страсть и желание его создателя. Интересно, что автор замечает в художниках DIY отсутствие стремления к аутентичности, оригинальности, для них вполне допустимо, например, использование и обыгрывание готовых брендов (самый яркий пример — знаменитый крокодильчик Лакост, который повернут вверх ногами и ест название бренда).
Более того, DIY, по Луваасу, — это также инструмент индивидуального и коллективного усиления (empowerment) в современную эпоху чрезмерной специализации и готовых товаров и услуг, когда человек получает возможность состояться в чем-то, минуя существующие инстанции, которые все делают за него.
Самым необычным в книге является выбор не темы, а материала — автор обратил внимание на огромный и совершенно неизвестный рынок DIY-культуры среди индонезийской молодежи. Основным материалом для монографии стал опыт общения (разговоры, интервью) с представителями этой субкультуры. Автор собрал действительно впечатляющий материал о становлении и развитии этого движения в Индонезии и провел глубокий экономический, социологический и антропологический анализ феномена DIY-стиля в этой стране. Больше всего Лувааса интересует, каким образом молодые индонезийцы используют DIY, чтобы завоевать себе место в быстро меняющемся обществе, бросить вызов существующим концепциям национальной и региональной идентичности и выйти на мировую сцену, играя «по собственным правилам», как они пытаются стать активными членами мирового сообщества, а не маргинальными представителями молодежи на периферии развитых стран.
Забавно, что DIY расшифровывается также как Daerah Istimewa Yogyakarta, особый округ Джокьякарта — один из двух районов Индонезии, где Луваас собирал материал (второй — Бандунг, провинция Западная Ява).
DIY — это огромный рынок и огромное разнообразие продукции. Автор выбрал именно моду и музыку — при этом не утверждая, что эти сферы самые важные. Однако они, по его мнению, наиболее ауди- ально и визуально выразительны. Выбор страны Луваас также обосновывает: именно эта страна является огромным рынком DIY, одним из самых значимых и при этом наименее известным и изученным. Специфика Индонезии также в том, что она относительно недавно стала капиталистической страной, обществом потребления, поэтому она иллюстрирует, каким сложным, иногда противоречивым образом этика DIY взаимодействует с капиталистической экономикой. И наконец, немаловажным является и то, что Индонезия — религиозная страна, однако в ней огромную силу набирают Интернет, социальные сети, поэтому она является уникальным примером взаимодействия новых технологий и традиционной культуры и религии.
Большинство англоязычных рецензентов отмечают оптимистический подход Лувааса к проблеме: создается впечатление, что именно это новое поколение художников, как в Индонезии, так и в других странах, способно в значительной степени преодолеть барьеры между развитыми и развивающимися странами, производством и потреблением, всемирным рынком и местными рынками, а также создать альтернативный вариант развития всемирной капиталистической системы. Действительно, для автора одна из самых важных проблем — это отношения DIY и капитализма, и он не скрывает ни своей высокой оценки деятельности своих героев, ни надежд, которые он на них возлагает.
По его мнению, есть две крайние точки зрения, ни одна из которых не верна: DIY противостоит мировому капитализму и, напротив, DIY является слабой, неэффективной субкультурой, которая подчиняется установленному экономическому и культурному порядку. На самом деле, Луваас уверен, что DIY является своеобразной альтернативной формой капитализма (нечто наподобие панк-капитализма), но все же капитализма, DIY раздвигает рамки капитализма и придает ему новые черты.
Сам автор признается, что во многом разделяет ценности своих героев, любит и использует эту одежду, слушает музыку. Он надеется, что его книга будет способствовать тому, что усилия сотен и тысяч молодых людей, в том числе в Индонезии, сломят остатки колониализма и будут способствовать возникновению транснациональной и подлинно демократичной культуры.
Из всего вышесказанного становится ясно, что вопреки подзаголовку («Мода, музыка и глобальные цифровые культуры»), книгу, пожалуй, точнее будет назвать этнографическим и антропологическим очерком, чем исследованием в области теории моды. Это вполне увлекательное и целостное повествование со множеством интересных примеров и необычных историй, но все же постоянно кажется, что автор больше очарован страной, ее жителями и ее специфическими трендами, нежели изучением явления DIY как такового или тем более взаимосвязи моды и музыки внутри этого стиля. Последний вопрос вообще не очень занимает Лувааса — для него разные виды искусства становятся лишь проявлениями общего стиля и направления DIY, и их взаимоотношения и взаимовлияние уходят на второй план.
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что он сам полностью осознает это и, говоря о своей методологии, называет в качестве ключевого слова именно этнографию, подразумевая под этим попытку понять жизнь другой страны и культуры, используя самого себя как инструмент постижения. С этой точки зрения, признается автор, эта книга столько же говорит о нем самом, сколько о культуре DIY. Луваас ни в коей мере не претендует на объективность и полноту исследования.
Недостатком книги, с точки зрения аудитории «Теории моды», можно назвать тот факт, что автор немного внимания уделяет собственно проблемам моды (например, вопросам смены модных тенденций, восприятия моды, образов, брендов, взаимовлияния моды и других видов искусства, влияния современных технологий и ценностной установки на свободу самовыражения, на моду) — гораздо больше он говорит о влиянии Интернета, современных технологий, ряда экономических и социальных факторов на развитие DIY-субкультуры, на становление сообщества. Автора волнует переход от индустриального к постиндустриальному производству в Индонезии и другие проблемы рынка, экономики и социологии.
Кроме того, для научной книги здесь заметно не хватает выводов, перспективы исследования, результатов анализа вместо красочного, полного описания и хронологического подхода. Даже в заключении книги очевидно нет обобщения и подведения итогов — все затмевает описание недели моды, которую посетил автор и на которой заметил большой скачок в развитии местной DIY-культуры.
Однако в целом можно сказать, что, несмотря на то что книга посвящена настолько узкому и специфическому вопросу, а материалом для нее является такая экзотическая и малоизвестная у нас страна, как Индонезия, все же она может показаться вполне любопытным чтением для широкой аудитории. Автор исследует общемировую тенденцию и говорит о многих знакомых и интересных для нас явлениях — инди-культуре, хипстерах, фэшн-блогерах, молодых самобытных дизайнерах, — просто выбрав в качестве иллюстрации специфический индонезийский рынок.