Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №28, 2013
MAGLIFICO! 50 anni di straordinaria maglieria Made in Italy. Milano: Skira editore, 2013. 238 pp
MAGLIFICO — этот неологизм, родившийся от сочетания двух итальянских слов: «magnifico» (славный) и «maglia» (трикотаж), стал названием выставки и книги, посвященной 50-летней итальянской традиции трикотажного искусства.
Да, именно искусства, а не просто утилитарной, комфортной, трикотажной одежде.
Первым этапом этого проекта стала выставка дизайна в трикотаже, проходившая с 22 июня до 2 сентября прошлого года в миланском палаццо Моранди — Собрании исторического костюма (иллюстрации см. во вклейке 3), за которой в этом году последовал выпуск книги об истории трикотажа известных дизайнеров и фирм, работающих в этой отрасли. Это — первый в Италии исторический обзор трикотажа ХХ века, а главное, это первый труд, посвященный уникальной роли итальянских производителей трикотажа, без технического опыта и энтузиазма которых многие творческие идеи Жан-Поля Готье, Ива Сен-Лорана или Карла Лагерфельда не смогли бы быть осуществленными. В Италии трикотажная одежда, как мужская, так и женская, стала изысканной благодаря таким фирмам, как Missoni и Krizia, чью продукцию можно назвать искусством. Но местные трикотажные фирмы, например Miss Deanna и Fuzzi, не только сотрудничали с талантливыми итальянскими дизайнерами, но и разработали такое оборудование и качество пряжи, которому нет равных: вот почему и Dior, и Chanel, и другие французские марки за производством трикотажа обращаются именно к Италии. Поэтому как на выставке, так и в книге представлены самые выдающиеся примеры вязаной одежды.
Книга coстоит из глав, написанных разными авторами, богата цветными иллюстрациями, историческими сведениями, интервью с дизайнерами и в конце содержит краткую историю и характеристики производства самых важных итальянских трикотажных фирм. Обращается она к самым разным категориям читателей: специалистам по производству трикотажа, историкам моды, культуроведам, дизайнерам, журналистам и студентам, изучающим дизайн.
Об историитрикотажа
История трикотажа изложена в первой главе книги — «История шерстяной нити». Она точно следует этапам развития экономики и социальным изменениям, произошедшим в западном обществе в ХХ веке, включая изменение климата, распространение отопления и кондиционирования домов, развитие коммерческих связей с восточными рынками в рамках глобальной экономики, сильно повлиявших на потребление трикотажа и на его виды.
Все началось с распространения женского спорта в начале ХХ века, что потребовало подходящей и недорогой одежды. Главную роль в этой «революции» стиля жизни сыграл, безусловно, трикотаж.
Парижский кутюрье Жан Пату был одним из первых, кто понял необходимость сделать женскую одежду более современной. Неслучайно поэтому для показа в Париже своих новых коллекций в 1924 году он пригласил шесть американских манекенщиц, олицетворявших новый тип женщины атлетического сложения. Он же придумал дерзкую для того времени безрукавную спортивную форму для теннисистки Сюзан Ленглен.
Спортивная трикотажная одежда стала любимой темой у Коко Шанель, создавшей знаменитые комплекты из юбки, пуловера и кардигана, которые американское издание журнала Vogue назвало «униформой» эмансипированной женщины 1920-х годов. Джерси, из которого до Шанель шили только нижнее белье, успешно послужило для ее «маленького черного платья», ставшего символом элегантности в стиле модерн.
В 1927 году герцог Уиндзорский был сфотографирован в гольф-клубе в пуловере с ромбами жаккардовой вязки. С тех пор рисунку и цвету трикотажа стали уделять больше внимания, ведь именно такие детали отличают элегантную одежду от банальной.
Затем великая Эльза Скиапарелли удачно совместила моду со спортом, открыв в 1927 году свое первое парижское ателье Pour le Sport. Ее вдохновленные сюрреалистической живописью маленькие облегающие вязаные кофточки с изображением белого банта на черном фоне продавались в нью-йоркском универсальном магазине Saks уже как одежда высокого класса.
В Италии в то время трикотажная одежда считалась чем-то второстепенным и служила больше домашней одеждой. Только футурист Филиппо Маринетти уделил внимание новым искусственным волокнам, заменителям шерсти на основе казеина. Первое казеиновое искусственное волокно было произведено итальянской фирмой SNIA Viscosa в 1930-х годах.
В те же 1930-е годы свою профессиональную карьеру начала Луиза Спаньоли. Тогда она была одной из редких эмансипированных женщин- предпринимателей, а в последующие десятилетия созданная ей фирма стала известной во всем мире благодаря трикотажу из ангорской шерсти. Сын Луизы Спаньоли унаследовал дело, расширил производство и запатентовал специальную гребенку для чесания ангорских кроликов. В 1950-1960-х годах римский магазин на легендарной Виа Венето посещали героини «Сладкой жизни» Лиз Тэйлор, Ава Гарднер, Эстер Уильямс: их фотографии в облегающих пуховых свитерочках были растиражированы прессой, а эта одежда стала самым модным предметом гардероба, популярным для съемок в стиле пин-ап.
В Италии вначале трикотажно-чулочное производство сосредоточилось на севере, в областях Пьемонт и Ломбардия. Впервые модный трикотаж вышел на подиум, наряду с туалетами высокой моды, в 1951 году во Флоренции, на коллективных показах итальянской моды, организованных маркизом Джованни Баттиста Джорджини для американских байеров. Это была коллекция миланской фирмы Mirsa, основанной маркизой Ольгой Дэ Греси, которая в 1953 году получила в Америке «оскар моды» — премию Neiman Marcus.
Тогда же, в 1950-е годы, Оттавио и Розита Миссони начали вязать свои знаменитые многоцветные рисунки на трикотаже.
В 1960-е годы трикотаж занял свое почетное место в высокой моде: все модные дома стали выпускать коллекции трикотажа, которые назывались коллекциями-бутик (тогда термин прет-а-порте еще не вошел в обиход). Появился и так называемый стиль «Капри», многокрасочный, эксцентричный, свободный стиль посещавших этот остров знаменитостей. Эмилио Пуччи, Валентино, Ирен Голицина и многие другие кутюрье и дизайнеры стали завсегдатаями Капри: средиземноморская культура с ее сильными эмоциями и экстравагантной одеждой положила начало итальянскому стилю одежды, девиз которого: «уметь хорошо жить, а одеваться — и того лучше». Очень важна была роль Эмилио Пуччи в рождении изысканного стиля трикотажа, в котором большую роль играют ручная работа и эксклюзивные волокна.
В главе упомянуты и последующие этапы развития искусства трикотажа, в которых приняли участие такие основатели итальянского прет-а-порте, как Вальтер Альбини, прославленные итальянские марки Callagan и Basile в 1970-х годах, Джанни Версаче и Ромео Джильи в 1980-х.
Развитие технологии трикотажа
Вторая глава посвящена развитию техники трикотажа. Благодаря Миссони и другим предпринимателям трикотаж стал формой прикладного искусства, выставляемого в художественных галереях (в 1973 году Миссони получили премию Neiman Marcus).
Мариучча Манделли, дизайнер и хозяйка марки Krizia, изобретает совершенно новую технологию жаккардовой вязки: ее пуловеры, каждый сезон с разными животными, — это истинные шедевры художественной работы: тут и тигр, и волк, и леопард или пантера, ставшая символом марки. Этому «зверинцу» в 1999 году была посвящена выставка в галерее Grey Art Нью-Йоркского Университета, который впервые открыл свои двери дизайнеру моды, да еще и итальянскому.
Сотрудничество марки Iceberg с французским дизайнером Жан-Шарлем де Кастельбажаком породило истинную революцию в трикотажной одежде: на место классического буржуазного стиля пришли сильные графические эффекты и влияние спорта. Что касается кашемирового трикотажа, он был исключительно скучным: все одни и те же модели свитеров и все тех же цветов — только бежевый, бордовый и темно-синий. Лаура Биаджотти, в 1970-х годах начав свой путь в моде именно с трикотажа, превратила, наконец, кашемировый трикотаж в самый стильный предмет одежды.
Новая технология дает возможность повышать свойства и разнообразие волокон и видов пряжи. Среди них нельзя не упомянуть Брунелло Кучинелли, которого газета Financial Times окрестила «королем кашемира», а также новые виды технологии итальянской марки Stone Island: например, волокно Reflective Knit из микроленточек, покрытых тысячами стеклянных микросфер, заключенных в полиэфирную сеточку, напечатанную методом термосублимации под давлением, что позволило достичь амальгамации волокна и получить равномерную поверхность, но с трехмерным оптическим эффектом.
В 2005 году итальянская фирма Lineapiu отметила свое тридцатилетие выставкой в Галерее костюма Палаццо Питти во Флоренции. Среди авангардных видов пряжи, разработанных фирмой, назовем Relax, экологическое волокно, обладающее способностью примерно на 60 % снижать влияние электромагнитных полей. Кроме того, та же фирма изобрела волокно, способное поглощать свет и потом постепенно излучать его в течение последующих часов. Перечень новых изобретений в области волокон становится все более длинным.
О фирме Miss Deanna и сотрудничестве дизайнеров с производством
Целая глава посвящена интервью с Деанной Ферретти Верони, основательницей фирмы Miss Deanna, поддержавшей и продвинувшей многих из прославленных сегодня талантливых дизайнеров — например, Кензо. Компания, созданная в 1964 году, безусловно, является самой известной в мире среди тех, которые занимаются креативным трикотажем. В 2004 году она открыла Modateca Deanna, Международный центр документации моды, для историков моды, а также профессионалов, ищущих идеи для новых коллекций. Свыше 20 тысяч квадратных метров предприятия Miss Deanna в Сан-Мартино-ин-Рио, местечке в области Реджо-Эмилия, отведены под исторический архив, в котором собраны свыше 25 тысяч прототипов, больше 3000 журналов и около 6000 книг о моде, костюме, фотографии, искусстве, текстиле и кустарном искусстве, с XX века до сегодняшнего дня. Все это находится в распоряжении студентов, научных работников, дизайнеров и профессионалов производства одежды.
Сегодня Деанна Ферретти Верони передает свой опыт, преподавая в университетах в Италии и за границей, а также участвует в жюри самых престижных международных конкурсов.
«Я не дизайнер, а посредник, позволяющий воплощать идеи дизайнеров. Я всегда называла себя техником на службе стиля», — говорит она.
«Я начала с маленькой мастерской с трикотажными машинами, где старалась производить маленькие коллекции, которые отличались бы от обычного трикотажа. По самой натуре производства и материалов эта работа требует умения приспосабливаться к творческой фантазии, и, по мере накопления опыта, я создала специфический экспрессивно- визуально-тактильный алфавит коммуникации с дизайнерами, с которыми мне довелось сотрудничать. Следуя социально-культурным переменам, с некоторыми дизайнерами мне удавалось установить многолетнее непрерывное сотрудничество, основанное на экспериментировании и обновлении трикотажа. Некоторые из таких встреч решительно повлияли на развитие моей фирмы. Например, Кензо, который в 1970-х годах создал стиль, в корне изменивший вкусы того времени: формы, материалы, традиционные японские рисунки оптимально смешивались с европейским стилем, создавая мост между Востоком и Западом. Благодаря ему я стала экспериментировать с трикотажем, в котором смешивались разные стили, формы, цвета, и это стало основой концепции трикотажной одежды, в которой необычным образом наслаиваются мягкие платья, юбки, широкие брюки, пуловеры, в сочетании с плоской обувью. Это было ново и противоречило тенденции того времени.
Новый подход к трикотажу мне удалось создать, работая с Мартином Маржела. Благодаря ему я полюбила „незавершенность". Он передал мне особое „ощущение времени", любовь к красоте прошлого: волокон, петель и приемов, позволил сделать их современными благодаря применению почти что кустарных методов, которые потом становились промышленными. В своей работе я всегда старалась искать новое, соглашаясь производить для молодых дизайнеров. Только работая с начинающими дизайнерами можно проводить эксперименты. они могли научить меня новому алфавиту трикотажа. Мой лозунг всегда гласил: „вязать можно из чего угодно, лишь бы материал был малой толщины и плоским". Я вязала бумагу, рыболовную леску, латекс, пластмассу, мех, соломку, металл, резину, кожу, в отдельности или в смеси с другими, классическими материалами, не останавливаясь перед трудностями. Каково будущее трикотажа? Это способность исходить из уже имеющихся знаний и производств, но с постоянно новым подходом, способным сочетать их со стимулами и взглядами, обусловленными социальными и культурными изменениями. Ведь в сущности, мода — это не что другое, как показатель изменений социальных трендов, и достигает особого успеха, когда, прислушиваясь, становится способной интерпретировать и перерабатывать концепции, превращая их в глобальную или „глокальную" тенденцию» (с. 33-35).
Почему «настоящие» мужчины не носят кардиган
Интересна своим социально-гендерным ракурсом глава «Одеваться в одежду деда, или Почему настоящие мужчины не носят кардиган. Шик чудаков: кардиган в одежде современного мужчины», посвященная мужскому кардигану и написанная Джо Тёрни.
В 2007 году кардиган вышел на подиумы: Эди Слиман, тогда ответственный за мужские коллекции дома Dior, сделал эту одежду частью гардероба экстравагантных рок-артистов, в том числе Пита Доэрти, на что немедленно отреагировал британский рынок моды: продажа кардиганов в сети британских магазинов Topman за один год выросла на 1000 %.
До этого кардиган ассоциировался с теплом, простотой, комфортом, зрелостью и отказом следовать моде. Удобный и просторный, дряблый, отвислый и неопрятный, он воспринимался как вторая кожа. Эта одежда не связана с активными действиями — то есть идеальной маскулинностью, наоборот, она была их противоположностью, олицетворяя того, кто сдался, покинул состязание. Возможно, именно благодаря такому сложению оружия или признанию собственного бессилия, кардиган стал излюбленным предметом одежды мужчин преклонного возраста, которым чуждо состязание как на профессиональном, так и на любовном фронте (поэтому вы никогда не увидите в кардигане, например, Рода Стюарда). Одним словом, кардиган был символом тех, кто отказался от идеала вирильного борца, кто держится за мамину юбку, и хрупких чудаков.
Тем не менее в 2007 году кардиган приобретает провоцирующий характер, становится стильным и освобождается от ассоциации с пожилым человеком: с кресла-качалки он решительно шагнул на середину сцены.
Своим рождением и названием кардиган обязан лорду Кардигану, герою битвы при Балаклаве (1854), который захотел такую трикотажную одежду, которую не надо надевать через голову, чтобы не разлохматить прическу. Безусловно, кардиган выглядит более по-деловому, чем свитер, и его можно носить с рубашкой и галстуком. В этом-то и заключается его противоречивый характер: он не элегантный и не повседневный одновременно. Согласно общепринятому взгляду, кардиган представляется рабочей одеждой профессоров университета, одетых по моде, но непринужденно, которые стары телом, но сохраняют богемный дух.
С конца XIX века трикотажная одежда, особенно мужская, стала синонимом досуга и спорта. Но кардиган не ассоциировался с активными занятиями спортом, скорее это была одежда мужчины в моменты безделья или отдыха, то есть мужчины состоятельного и обладающего высоким социальным статусом. А если кардиган был связан женой, то это означало, что мужчина к тому же может позволить себе ее содержать. С другой стороны, женщины не просто вяжут что-то спицами для мужчины, а формируют его имидж: связать вещь для мужчины означает связать себе мужчину.
Хотя кардиган и стал символом новой маскулинности, он все-таки остается трикотажной одеждой унисекс и даже андрогинной. И все же физическая сила, соперничество, агрессивность и мощь — основные составные элементы маскулинности — не теряют своего значения: они просто приукрашены модой. Кардиган — это для тех, кто отдыхает между двумя жестокими состязаниями.
В Италии книга получила самые положительные отзывы. Остается пожелать увидеть ее переведенной на другие языки.