Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №28, 2013
«Dior Couture. Патрик Демаршелье», VIII Московская международная биеннале «Мода и стиль в фотографии 2013». ЦВЗ «Манеж», Москва. 7 марта — 3 апреля 2013
Проект «Dior Couture. Патрик Демаршелье», показанный в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии 2013», — из разряда выставок-блокбастеров (иллюстрации см. во вклейке 6). Соединение высокой моды и фотографии не требует больших затрат в экспонировании: разве что сгруппировать сотню снимков по заранее определенным сюжетам и темам. Зато эффект воздействия на публику — предсказуемо велик, микс глянцевой культуры популярных журналов и искусства высокой моды работает безотказно. Нынешняя выставка не стала исключением, хотя и более приятным: творческий союз Dior и одного из лучших фэшн-фотографов Патрика Демаршелье стал блестящей репрезентацией сути haute couture. Это не просто показ архивов или работ разных креативных директоров, а парадный портрет знаменитого дома в исполнении одного из «академиков» фэшн-фотографии. Иерархия жанров классического искусства не канула в лету: как и в академических канонах, истории о королях и властных особах пользуются почетом и спросом. Только «властители» теперь иные — модные дома вместо королевских, звезды моды и кино взамен княгинь и фрейлин.
На снимках, их более сотни, — кадры с известными моделями и актрисами (среди которых Наталья Водянова, Шарлиз Терон, Карли Клосс, Саша Пивоварова и др.) из книги Демаршелье, вышедшей в 2011 году и посвященной истории марки. Платья полувековой давности и модели с последних показов не выглядят произведениями разных эпох, они дополняют друг друга и поддерживают главную идею «диоровской» моды — женщина как мечта. Позирующие у нейтральных задников, во дворцовых залах и в причудливых декорациях модели в архивных и современных нарядах воссоздают слова Кристиана Диора: «Я работаю, чтобы каждая женщина была самой прекрасной в мире». Все личное в героинях убрано из кадра, они, как на любом парадном портрете, превращены в некий идеал, почти аллегорию красоты. В них любуешься не точностью характера, а изящным поворотом головы, линией плеча, условной улыбкой и в первую очередь нарядом и его деталями.
Сам Демаршелье не скрывает нарочитой постановочности, он создает историю дома, как настоящий «придворный» мастер, строя каждую фотографию под силуэт и характер платья, шляпки или флакона духов, разработанных в доме Dior с 1947 года. Эти инсценировки поделены по темам, главной из которой оказываются «Линии» — легендарные отточенные силуэты и архитектурные формы знаменитых платьев и костюмов New Look. Другая важная тема — «Сад Dior» с цветочными принтами и аппликациями, в нее вошли снимки с показа весенне-летней коллекции haute couture 2013 года, подготовленной новым дизайнером дома Рафом Симонсом. Роскошные и женственные серии «Бал Dior» и «XVIII век» разворачиваются в дворцовых интерьерах. «Балы» с золотистыми переливами сложных платьев, масками, кружевами и знаменитыми флаконами J'adore отсняты в буквальном смысле с королевской роскошью — в галереях, залах и на террасах Версаля. Тема «От розового к красному» посвящена оттенкам этих женственных цветов: торжественным винным, страстным алым, нежным пудренным. Диор считал их лучшей палитрой на свете, особенно розовый — «цвет счастья и женственности». Пронзительный красный — такой же символ этого дома, как и архитектоника New Look: показанная в 1949 году губная помада Rouge Dior и прошедшая по подиуму модель в ярком красном платье взорвали модный мир. Другая тема проекта — «Ателье» — обыгрывает закулисье высокой моды: от эскизов и мастерской с манекенами и раскройными столами до финальной примерки и бэкстейджа с «готовящимися» моделями.