Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №28, 2013

Ольга Дерюгина
Глянец наоборот: Luxury vs Бабушки

Luxury: «Бабушки», VIII Московская международная биеннале «Мода и стиль в фотографии 2013». МАММ, ММСИ, Москва. 20 февраля — 5 апреля 2013

 

«Красота: мифы и источники вдохновения» — так звучит тема VIII Мос­ковской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2013». Если говорить о мифотворчестве и стереотипах, то при слово­сочетании «мода и стиль в фотографии» на ум, в первую очередь, приходят обложки глянцевых изданий и рекламные плакаты известных брендов, продуманные до пикселя и представляющие образ Женщины без изъянов. Типичным фэшн-снимкам зачастую недостает искренно­сти и непринужденности. Фотосериям же Luxury Мартина Парра и «Бабушки» Игоря Гавара, как раз напротив, данные характеристики присущи — что и выделяет эти снимки на фоне множества других ра­бот, посвященных моде, в том числе и представленных в рамках биеннале.

Мартин Парр — англичанин, Игорь Гавар — родом из Омска.

Парр — мэтр, ветеран фотожурналистики, член знаменитого агент­ства Magnum Photo с 1994 года. Его профессиональный стаж насчиты­вает вот уже 40 лет. Какими только эпитетами не награждали критики стиль Парра: и провокационным, и ироничным, и даже гротесковым. Одно бесспорно: его снимкам всегда присущи чувство юмора и азарт первооткрывателя. Мартин объездил полмира, в его объектив попа­дали и чудаки, и обычные люди, и «большие шишки». Вне зависимо­сти от мест, рангов и событий главным принципом мастера остается стремление показать жизнь как она есть и, в каком-то смысле, высту­пить свидетелем ее непреднамеренной комичности.

Игорь Гавар свой творческий путь начал сравнительно недавно — в 2011 году запустил блог под названием The Point of People, кото­рый поначалу мало чем отличался от распространенных ныне фото­подборок уличной моды, разве что география проекта была не столь привычна: в основном Игорь снимал местную, омскую публику. Однако, как рассказывал сам Игорь в интервью сайту Top55 (top55.info/?id=10&artid=2684), попав на «Пикник Афиши» в Москве, на­чинающий фотограф понял, что «было бессмысленно искать на ом­ских улицах такое же количество современных и острых решений в одежде». Поэтому, вернувшись в родной город, Гавар сосредоточился на местном колорите и обратил свое внимание на представителей старшего поколения. Вскоре блог сменил адрес наwww.oldushka.com, а фотографии стильных пенсионеров привлекли внимание СМИ. Нынешнюю выставку работ автора в Московском музее современно­го искусства, пожалуй, можно считать первым серьезным прорывом в карьере. На подходе и книга: не так давно молодой человек полу­чил грант от фирмы Benetton и вплотную занялся подготовкой пол­ноценного альбома, в котором будут собраны самые выразительные снимки.

Для своей серии Luxury Мартин Парр посещал конные скачки, яр­марки миллионеров, недели моды и прочие закрытые мероприятия, проходившие в разных концах света — от Дубая до Москвы; Игорь Га- вар же в поисках ценных кадров «Бабушек» бродил по улицам — сна­чала родного Омска, а потом Москвы и Санкт-Петербурга.

Парр раскрывает перед нами закулисье мира вечной молодости, роскоши, гламура и непрекращающегося интертейнмента. Вот, на­пример, дама с собачкой — мех шубы и шерсть четвероного питомца почти сливаются, отчего невольно задаешься вопросом: а вдруг шуба была нарочно так подобрана, чтобы гармонировать с окрасом ручного друга или, не дай бог, наоборот: животное выступает в качестве аксес­суара к предмету гардероба? На другой фотографии посетительница экспозиции современного искусства снимает на камеру мобильного телефона объект, с верху до низу укутанный пестрой материей, до смешного напоминающей ее собственный «дизайнерский» наряд. Сле­дующий кадр — с московской Ярмарки миллионеров: женщина в не самом стильном наряде, с не самой модной стрижкой, зато с шиншил­ловой шкуркой на плечах, дымящей сигарой в руке и аж двумя фуже­рами со спиртным, стоящими перед ней на столе.

В противоположность маститому британцу Гавар запечатлевает образы давно не молодых, совсем не богатых и познавших невзгоды людей. При этом бабушки, попадающие в объектив Игоря, способ­ны преподать уроки стиля юным модницам. Вот, например, Валерия Николаевна не боится ярких расцветок и может надеть одновремен­но два платка с орнаментом, жемчужные бусы, алую куртку, юбку в черно-белую полоску и красные туфли; глаза при этом подведены голубым карандашом. Или Нина Трифоновна, чьему умению пре­подносить актуальную сегодня многослойность позавидовали бы многие имиджмейкеры: мохнатая шапка, надетая поверх пухово­го платка и объемное дутое пальто с полосатым меховым воротни­ком, как ни странно, выглядят вместе крайне гармонично. А Тамара Ивановна лихо сочетает винтажный полосатый пиджак, юбку в пол, «дачную» ретро-шляпу с большими полями и вполне современные кроссовки.

Невозможно обойти социальный подтекст работ фотографов. Мар­тин Парр неустанно фиксирует абсурдность и комичность общества, возводящего богатство и статус в культ и самоцель. Для Игоря Гавара яркие бабушки являются примером жизнелюбия и «сопротивления об­стоятельствам»: «Я запечатлеваю, как обычные люди выражают себя через одежду, и то, как ярко и позитивно они это делают, идет враз­рез с тем, как устроена их жизнь в стране» (из интервью Top5: top55.info/?id=10&artid=2684).

В художественном плане это крайне насыщенные работы — по ко- лористике, обилию текстур и фактур в одном кадре, да и по образно­сти: в каждом снимке присутствует изрядная доля парадоксальности. У обоих также налицо тенденция к сокращению дистанции между объектом и субъектом съемки: Парр буквально подходит вплотную к снимаемому; а Гавар не только спрашивает разрешения сделать кадр, но и нередко беседует со своими героями. Кроме того, серии роднит ощущение «ярмарочности»: при взгляде на фотографии Парра, без­условно, возникает ассоциация с теккереевской ярмаркой тщеславия; в случае Гавара вспоминается выражение «вырядиться как на ярмар­ку», а перед глазами всплывают картины Кустодиева.

При всей очевидной непохожести этих двух художников, их объ­единяет стремление уловить и продемонстрировать непривычное; их прельщает многообразие жизни. Возвращаясь к заявленной теме би­еннале, хочется отметить, что эти две серии куда как красноречиво заявляют о «мифах и источниках вдохновения»: Мартину Парру уда­ется крайне изобретательно и убедительно разоблачить стереотипные понятия о роскоши и красоте, а для Игоря Гавара музами становятся неунывающие бабушки.

 

Ссылки

www.martinparr.com

www.oldushka.com

mamm-mdf.ru

 



Другие статьи автора: Дерюгина Ольга

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба