Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №29, 2013

Людмила Алябьева
Письмо редактора

Дорогие читатели,

перед вами 29-й выпуск журнала «Теория моды: одежда, тело, культура».

В разделе «Одежда» мы обращаемся к весьма актуальной сегодня теме школьной формы, единый стандарт которой грозятся ввести че­рез год во всех российских школах. В споры вокруг школьной формы мгновенно включились все: родители, обуреваемые не самыми радуж­ными воспоминаниями из собственного опыта ее ношения; политики, которые, кажется, форму не носили вовсе и по какой-то неведомой причине связывают с ее возрождением утопические мечты о всеобщем равенстве и верят, что дети в одночасье станут послушными и при­лежными; представители церкви, которые на протяжении последних лет грезят введением, прежде всего для женщин, загадочного «православного дресс-кода», который должен способствовать росту нрав­ственности и морали в обществе. Увы, ношением одинаковой одежды проблемы с дисциплиной и успеваемостью не решить, но людям, в особенности государственным мужам, предлагающим новые старые законы, очень свойственна вера в чудеса и в волшебные превращения.

Отчего вопрос о школьной форме вызывает такое количество самых противоречивых реакций? Во многом эти споры связаны с комплексом идей, которые непременно ассоциируются с любой форменной одеждой и чаще всего сводятся к порядку, контролю и дисциплине, которым сопротивляется наше стремящееся к своеобразию и стиле­вой игре индивидуальное тело. Пока закона о прозодежде[1] для школь­ников нет, решение о введении формы будет приниматься админи­страциями самих образовательных учреждений, что они уже активно делают: отпуская детей на летние каникулы, школьное руководство дало родителям наказ по всей форме подготовиться к новому учебному году. За год заботливое государство в сотрудничестве с известными российскими дизайнерами, возможно, разработает и утвердит новый формат школьного костюма. К примеру, Вячеслав Зайцев уже успел представить свою коллекцию одежды для школьников младших классов под весьма красноречивым названием: «От заурядной неприглядности к красоте и практичности». Если говорить о зарубежном форменном опыте, то бытование школьной формы «у них», судя по всему, управляется очень простой логикой: в демократических стра­нах, вроде Великобритании, Дании, Франции и США, обязательной формы просто-напросто нет. Она принята в отдельных школах, пре­имущественно частных, как знак корпоративной принадлежности, в остальных же случаях дети в основном носят джинсы, которые и практичнее (стирать их можно бесконечно), и удобнее (бегать в них во время перемен гораздо сподручнее, чем в сковывающих движение пиджаках), и уж точно демократичнее любых других видов одежды. В таких странах, как Австралия, Чили, Гонконг, Израиль, Китай, ЮАР, Сингапур, Турция, — в большинстве школ форма обязательна, но виды ее варьируются в разных учебных заведениях. В Германии в не­которых школах дети носят форму, но при этом формой ее старают­ся не называть по причине возможных милитаристских коннотаций. Обязательная форма, ставшая по-настоящему культовой (знаменитая «сейлор-фуку», матроска, в которую одеты героини мультиплика­ционного сериала «Сейлор мун»), введена и в Японии, но опять-таки в каждой школе существуют свои варианты форменного костюма. С другой стороны, в таких странах, как Нигерия, Мьянма и Гана, вве­дена форма единого государственного образца. Пополним ли мы этот список, покажет самое ближайшее будущее. Сомнительно, правда, что возвращение формы приведет к возрождению отечественной легкой промышленности или волшебным образом скажется на дисциплине или успеваемости российских школьников, и уж совсем с трудом ве­рится, чтобы очередное «оформление» упразднит имущественное неравенство в школьных коридорах. Кроме того, уповая на волшеб­ные свойства форменной одежды, не стоит забывать про неформаль­ную жизнь школьной формы, которая в умелых руках ученика на­рушает любые уставы и оборачивается своим бунтарским alter ego.

Раздел «Тело» посвящен костюму и танцу, как сценическому, так и социальному: вместе с модой на танцы менялась и мода на костюм, танец приводил в движение не только тела танцующих, но зачастую провоцировал весьма серьезные социокультурные сдвиги.

Авторы раздела «Культура» размышляют о феномене уличного стиля, находящегося в центре внимания исследователей, блогеров, модных журналов, которые наряду с фотографиями показов непре­менно размещают на своих страницах снимки пойманных на улицах самых разных городов продвинутых «жертв моды» с подробным раз­бором полетов: что и от какого дизайнера, из какого магазина, с бло­шиного рынка или из бабушкиного сундука, сшито подругой или связано приятелем. Исторически сложилось, что от улицы мы ждем взрыва, непременно «лука», поэтому одетые в неприметную одежду горожане клеймятся как скучные ренегаты, которые боятся открыто выражать свою индивидуальность, прячась в футляр урбанистиче­ской униформы. К слову сказать, униформа, несмотря на свою, каза­лось бы, одномерность и прямолинейность, является одним из самых сложно закодированных и многоуровневых видов костюма. Все, кто имеет опыт ношения форменной одежды, знают, что у нее есть явная и тайная жизнь. Укорачивание юбки, заламывание тульи фуражки не по-уставному — список игровых отношений с униформой и ее де­талями можно продолжать до бесконечности. Очевидно одно, чело­век в футляре униформы (и школьной в том числе) рано или поздно нарушает регламент и обнаруживает свое не сводимое к количеству пуговиц, складок и карманов присутствие.

С наилучшими пожеланиями,
Людмила Алябьева, 
шеф-редактор журнала 
«Теория моды: одежда, тело, культура»

 

Примечание

1. Прозодежда — сокращение от производственной одежды — яви­лась совместным проектом советских художников-конструктиви­стов Варвары Степановой и Любови Поповой, призванным обеспе­чить новых людей новой страны новой не подверженной влияниям буржуазной по своей природе моды функциональной одеждой.



Другие статьи автора: Алябьева Людмила

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба