Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №29, 2013
Юлия Демиденко – искусствовед, заместитель директора по научной работе Государственного музея истории Санкт-Петербурга, автор ряда статей по вопросам костюма и моды, в 2004-2005 годах — автор и ведущая программы «Мода на все» на 5-м канале СПбТВ, куратор выставки «Память тела» (в соавторстве с Е. Деготь. 19992003: Санкт-Петербург — Нижний Новгород — Москва — Красноярск — Вена — Хельсинки) и «Мода и социализм» (Москва, 2007).
Страсть к переодеванию овладела Отечеством. Вслед за армией и полицией, заполучившими новую униформу, настала очередь школьников. Законопроект о введении обязательной школьной формы (в виде поправок к Закону РФ об образовании) вновь внесен в Государственную думу, и есть вероятность того, что уже с сентября он может вступить в силу и школьники получат сразу три вида обязательной формы — парадную, повседневную и спортивную.
Известие о возвращении в Россию школьной формы взбудоражило всех — от рядовых пап и мам, перепуганных новыми расходами на обучение чад, до популярных блогеров, усмотревших в нововведении очередной натиск на гражданские свободы и неизбежное возвращение к традициям советской школы, в оценке которых царит необычайное разнообразие. Как всегда, поспешил высказаться главный санитарный врач Геннадий Онищенко, пытавшийся оценить форму с точки зрения, во-первых, своего личного, Онищенко, школьного опыта, а во-вторых, с точки зрения общественной гигиены (?). Даже программа «Родительское собрание» на радио «Эхо Москвы» устами профессионалов — первого заместителя председателя комитета Государственной думы по образованию и научного руководителя Института развития образования — повела разговор все о том же — о личном опыте этих, вне всякого сомнения, замечательных людей, содрогавшихся при воспоминаниях о собственном школьном прошлом. Напротив, депутаты Госдумы и представители Русской православной церкви дружно объединились в горячей поддержке идеи введения единой школьной формы. Молниеносно отреагировал Вячеслав Зайцев, практически сразу предложивший подходящую к случаю коллекцию.
Накал страстей впечатляет. Дискуссию о школьной форме притушили лишь скандалы с человеком-невидимкой Сноуденом и Российской академией наук. Похоже, что на кону ни больше ни меньше — судьба Родины. На самом деле — всего лишь юбки-блузки, пиджаки и джемперы... Однако почему именно сегодня вокруг них такой ажиотаж? Ведь та же идея уже высказывалась при принятии новой редакции Закона РФ об образовании в 2012 году, и после довольно вялого обсуждения ее поддержали немногим более трети депутатов Госдумы — поправка не прошла. Прошло менее года, а законодательная власть вновь возвращается к тому же обсуждению, причем с теми же самыми аргументами.
Оставим в стороне политизированные версии про «взбесившийся принтер», которому все равно, что печатать, лишь бы создавать иллюзию работы и обеспечивать верным заработком депутатов, в противном случае рискующих остаться не у дел. Или про серьезную озабоченность проблемами организации образования в стране — их решение точно начинается не с определения цвета кофточек! Или про отвлечение внимания общественности на всякую ерунду, в то время как где-то принимаются поистине судьбоносные решения.
Один из авторов законодательной инициативы, депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев, полагает, что введение формы «сгладит социальное неравенство среди детей и подростков, укрепит дисциплину и повысит мотивацию учащихся к обучению». Автор законопроекта — депутат от Общероссийского народного фронта Ольга Тимофеева — приводит свою аргументацию: «Встал вопрос, как в школах оградить от расслоения на бедных и богатых, и прекратить использование школы в неких религиозных целях». Президент РФ Владимир Путин тоже полагает, что именно внедренная повсеместно школьная форма избавит общество, по крайней мере детскую его часть, от социальных конфликтов.
Аргумент про социальное неравенство, прямо скажем, сомнительный. Неужели депутатам и президенту невдомек, что детишки, щеголяющие в дорогих костюмах, и их ровесники из малообеспеченных семей не только учатся в принципиально разных школах, но и живут в принципиально разных местах — одни на Рублевке, другие — на городских окраинах, так что любой конфликт между ними исключен по крайней мере до той поры, пока они не встретятся друг с другом?
Версия про религиозную составляющую проблемы интереснее. Начало обсуждения вопроса о школьной форме наблюдатели связывают с несколькими «хиджабными скандалами», прокатившимися по южным областям России. Однако никто из инициаторов закона ни словом не обмолвился о каких-либо запретах, которые последуют за его принятием. Напротив, известный своими рассуждениями о православной моде отец Всеволод Чаплин, приветствуя инициативу со школьной формой, уверяет, что форма вполне может совмещаться с платочком на голове истинно верующих православных и мусульманских девочек. Надо полагать, что гимназистки дореволюционной России, изучавшие по программе Закон Божий, все поголовно были в вере нетверды, ибо ходили в учебное заведение с непокрытой головой...
Продолжать можно до бесконечности. На каждый аргумент сторонников школьной формы найдется контраргумент их оппонентов, и наоборот. Одни будут утверждать, что единообразие в одежде дисциплинирует самих учащихся, укрепляет в них командный дух, другие — что оно подавляет их индивидуальность. Одни в возрождении школьной формы видят возможность оживления отечественной текстильной, швейной и трикотажной промышленности — три вида формы (парадная, повседневная и спортивная) на одного быстрорастущего ребенка и в самом деле способны обеспечить заказами не одно предприятие. Другие вспомнят опыт с разработкой и внедрением новой армейской униформы, увы, не оказавшей никакого воздействия на отечественный легпром. Для возрождения последнего изменения Закона об образовании явно недостаточно. Кто-то договорился до того, что, мол, воспитателям и педагогам, прямо как тюремщикам, проще следить за порядком и даже за безопасностью детей, одетых одинаково. Но ведь безопасность детишек зависит не столько от их одежды, сколько от внимания старших, а воспитательница в детском саду скорее заметит отсутствие нестандартно одетого малыша, чем 28-го по счету клона в одинаковой одежде.
Данные социологических опросов вносят еще большую неразбериху. Портал Superjob.ru уверяет, что только 28 % экономически активных россиян категорически возражают против возвращения школьной формы. «ВКонтакте» дает соотношение 42,1 % — за, 57,9 % — против. Зато за введение формы высказались 63 % дагестанцев и 56 % кузбассцев.4 По данным депутата Тимофеевой, безоговорочно поддерживают внедрение школьной формы 80 % родителей5. ВЦИОМ уверяет, что идея школьной формы близка восьми из десяти всех наших сограждан6. (А по данным Министерства образования, за введение школьной формы высказались 70 % учителей, 55 % родителей и 24 % учащихся.) Понятно, что все эти опросы относятся к разным периодам времени, а на их результаты заметно влияют законотворческая предприимчивость депутатов и активность СМИ, но разве кто-нибудь будет разбираться в подобных тонкостях, апеллируя к «общественному мнению»?
(Продолжение читайте в бумажной версии журнала)