Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №29, 2013
Кристофер Бруард (Christopher Breward) — многие годы возглавлял научный отдел Музея Виктории и Альберта, в настоящее время ректор Эдинбургского университета искусств, лектор и автор трудов по истории моды, в которых особое внимание уделяется ее отношению к маскулинности, трактовке понятия «современность» и урбанистической культуре.
Минуло почти десять лет с тех пор, как я публично представил свой доклад (который тогда наивно казался мне лишенным каких бы то ни было противоречий), посвященный аспектам культурологического подхода к интерпретации моды, на конференции в честь пятидесятилетия Галереи костюма Плэтт-Холл (Platt Hall Gallery of Costume) в Манчестере (Breward 1998). Эта конференция, куда съехались музейные и университетские работники, коллекционеры и другие специалисты, причастные к вопросам моды и дизайна, со всей Европы и из Соединенных Штатов, скорее всего, отложилась в памяти многих британских и американских историков моды как мероприятие, отмеченное некой печатью недопонимания и раздора. Хотя бы потому, что то и дело возникали моменты, когда так называемое «глубинное расхождение» между кураторами, для которых объектом первостепенного интереса является предмет (экспонат), и гуманитарно-ориентированными «академиками» становилось пугающе очевидным — здесь вполне уместно воспользоваться формулировкой, предложенной Лу Тейлор (Taylor 2002: 64). Наиболее яркие представители обеих сторон, похоже, чувствовали себя более защищенно и уверенно лишь в уютных и хорошо обжитых ими стенах профессиональных предубеждений — отказываясь хоть сколько-нибудь поощрять идеи, исходящие из противоположного лагеря, и временами обмениваясь оскорбительными выпадами. Даже материалы конференции публиковались в лучших традициях раскола — одни в недавно учрежденном журнале Fashion Theory, другие в издающемся уже много лет Costume. Безусловно, все это давало пищу для ума и побуждало к каким-то действиям; и хотя, оглядываясь назад, я иногда думаю о тех событиях с улыбкой, мне не дают покоя мысли о том, что случившееся каким-то образом помешало возможному установлению более продуктивного диалога между специалистами, которые, придерживаясь разных идеологических направлений, тем не менее вынуждены сосуществовать в одном научно-исследовательском поле. И эта статья в первую очередь о пользе подобного диалога.
Сегодня мы живем уже в другом мире. Неизбежная смена поколений и кардинальное изменение профессиональных стандартов заставили уйти на покой тех, кто учился руководить музейными отделами в середине XX столетия, когда пестование коллекций и их скрупулезное изучение порождали болезненно бережное отношение к знанию как таковому и его использованию при организации экспозиций и в публикациях. На смену прежнему хранителю пришел менеджер, который, согласно мнению некоторых авторов, своими методами скорее умалил ценность, прежде приписывавшуюся учености, основанной на глубоком знании предмета, сделав ставку на политически грамотный подход и инклюзивные инициативы, коммерческие императивы и виртуальные ухищрения, превратившие музей в придаток индустрии развлечений, — человек, для которого посещаемость выставок и дорогостоящее переоборудование залов стоят превыше профессиональных занятий, лежащих в основе самого музейного дела (таких, как каталогизация); вероятно, в таких условиях у музейных кураторов должно было возникнуть некое сознание собственной значимости, замешанное на чувстве удовлетворения от физического и интеллектуального обладания (Spalding 2002). Придерживаясь этого нового курса, молодые специалисты, едва начинающие свою карьеру на музейном поприще, часто поступают на работу, уже вооруженные знаниями, которые дает постдипломное образование, что позволяет им с легкостью принять последствия так называемого «культурного перелома» (cultural turn), в последние двадцать пять лет значительно изменившего и методику преподавания гуманитарных дисциплин, и методы, применяющиеся в искусствоведении. Эта легкость являет разительный контраст с тем чувством растерянности и отчужденности, которое временами посещает их старших коллег, сбитых с толку тем, что они воспринимают как тарабарское наречие, и, по-видимому, не намеренных искать эмпирические обоснования для надуманных теоретических выкладок. В то же время в пространстве, объединяющем академическую науку, музейное дело и искусствоведческий сегмент издательского бизнеса, несмотря на всю ненадежность условий современного рынка, изыскания в области моды раз за разом подтверждают беспрецедентную непотопляемость данной темы, причем это касается и ее места в ряду прочих дисциплин, и статуса конечного «продукта» — похоже, это та область, где можно удовлетворить любые вкусы; хотя в некоторых случаях контроль качества и уровень компетенции редакторов явно оставляют желать лучшего. Можно вести долгие споры о позитивных и негативных последствиях всех этих перемен, но все должны согласиться с тем, что вполне понятные и постепенно сходящие на нет разногласия между музейным куратором и университетским профессором, которые некогда стали яблоком раздора в Плэтт-Холл, на данный момент вообще не имеют смысла, поскольку перед нами открывается куда более интересная и требующая куда больших интеллектуальных усилий перспектива.
За последние десять лет мне, как и многим, пришлось несколько раз менять направление своей профессиональной деятельности, благодаря чему сегодня я вспоминаю свой манчестерский доклад с легким чувством смущения. В 1997 году я курировал группу студентов на факультете истории дизайна в Королевском колледже искусств и работал над завершением докторской диссертации; мое внимание было сосредоточено в основном на тех вопросах методологии и исследовательского подхода, которые занимали умы многих аспирантов, но, вероятно, не вызвали бы живой заинтересованности у человека, не принадлежащего к этому избранному кругу. В 1999 году я перешел в Лондонский колледж моды (London College of Fashion); преподавательская работа и публикации постепенно отошли на задний план, поскольку меня все больше поглощали обязанности руководителя исследовательских программ, которые затрагивали вопросы истории, теории и практики. Затем, три года назад, я принялся искать аналогичную среду, где истинная ценность исследовательской работы (той движущей силы, без которой невозможно само существование научного учреждения) растет, а общий вклад в обогащение публичной сферы по достоинству оценен, так же как и его стратегическая значимость, рассматривающаяся как главное основание для внешней оценки и увеличения ассигнований, и в конце концов получил должность заместителя главы исследовательского отдела в Музее Виктории и Альберта.
(Продолжение читайте в печатной версии журнала)