Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №29, 2013

Белла Нейман
Наследие Мариано Фортуни-и-Мадрасо на выставке в Нью-Йорке

«Фортуни-и-Мадрасо: творческое наследие» (Fortuny y Madrazo: An Artistic Legacy). Испанский институт королевы Софии, Нью-Йорк. 30 ноября 2012 — 30 марта 2013

 

Марсель Пруст однажды назвал творчество Мариано Фортуни-и-Мадрасо (1871-1949) «подлинно классическим, но завораживающе свое­образным» (de Osma 1980: 28). Эти слова в точности передают сущность работ Фортуни. Черпая вдохновение в своем интересе к прошлому, он в то же время был неизменно обращен в будущее в своих эксперимен­тах с тканями. «Фортуни-и-Мадрасо: творческое наследие» — послед­няя выставка Испанского института королевы Софии (ИИКС) в Нью- Йорке (иллюстрации см. во вклейке 2). Мне как-то посчастливилось встретиться с Микки Райадом, семья которого до сих пор производит ткани, разработанные Фортуни, приобретя это право в 1990 году. Рай- ад уделил мне много времени и показал нью-йоркскую экспозицию (стены выставочного зала, как и в Музее королевы Софии, покрыты тканями Фортуни), рассказав всю творческую историю дизайнера. Тем не менее любой, кто посетит эту всеобъемлющую выставку в ИИКС, узнает о Фортуни не меньше, чем я во время той памятной встречи.

Мариано Фортуни-и-Мадрасо переехал в Венецию с семьей в 1889 го­ду. Это случилось через пятнадцать лет после смерти отца Мариано, 36-летнего Мариано Фортуни-и-Марсаля, в Риме. Фортуни-и-Марсаль был талантливым художником и умер на пике славы, когда Мариано было всего три года. Тем не менее он оставил значительный след в жиз­ни Мариано благодаря своему наследию и собранным при жизни кол­лекциям. Семья выбрала для своего нового дома Венецию из-за удоб­ства, а еще потому, что здесь всегда хотел жить Фортуни-и-Марсаль; это было данью его памяти. Молодого Фортуни, который, как и его отец, был художником, Венеция очаровала; ее вневременность способ­ствовала тому, что он продолжал изучать историю искусств, не подда­ваясь новым направлениям и веяниям (Ibid.: 23). Начало творческого расцвета Фортуни совпало с его переездом в Палаццо Пезаро дегли Орфей в 1899 году. Палаццо Орфей в конце концов получило имя Па­лаццо Фортуни. Стены в нем были украшены тканями, в том числе и унаследованными от отца: ниспадающий бархат покрывал стены, и зал оказывался разделенным будто бы огромной портьерой (Ibid.: 26). На выставке предпринята попытка тщательно проследить, что повлияло на молодого Фортуни, и творчество Фортуни-старшего представлено рядом картин и гравюр.

В 1906 году, работая для театра, Фортуни обратился к экспери­ментам с тканями. Первой придуманной им моделью одежды было «большое прямоугольное покрывало для театральной танцовщицы, которое драпировало тело, не одевая его. Замысел заключался в том, чтобы не сковывать движений женщины и дать ей свободу «танца в полете» (Novas 1983: 76). Этот шарф получил название «Кносского», и, хотя изначально был задуман так, чтобы носить его сам по себе, впоследствии надевался поверх платья «Дельфос», появившегося в 1907 году. Шарфы для Фортуни логически оказались первым шагом. Сначала они служили для украшения. Они легко подстраивались под любую форму, подсказывая Фортуни новые решения. Он превращал эти шарфы в жакеты, туники, шелковые шали. Когда Фортуни стал более уверенно работать с тканью, он стал экспериментировать с дру­гими материалами, например с бархатом. Выставка дает возможность увидеть платья, в том числе в восточном стиле, накидки и шарфы уди­вительно красивых цветов: персикового, бледно-розового, серовато-зе­леного, нежно-лилового, бирюзового и бледно-золотистого. Фортуни не интересовался новыми тенденциями в развитии моды (хотя, как и его современники, был против затягивания в корсет), и его модели оставались практически неизменными, что не помешало их носить са­мым чутким законодательницам вкусов ХХ века. Поклонницами этих нарядов были маркиза Казати, Пегги Гуггенхайм, Элеонора Дузе, Ай­седора Дункан (а также ее приемные дочери Лиза, Анна и Марго, чья известная фотография висит в одном из залов). Однако, вероятно, ни­кто не носил творений этого художника (не думаю, что его действи­тельно можно назвать модельером) так, как его жена-француженка Генриетта. Фотография, изображающая ее в платье «Дельфос» на флорентийской улице, — настоящий скандал по тем временам, ког­да подобные платья без корсета считались исключительно домашни­ми, — показывает, что она, несомненно, была его музой. Некоторые из платьев Генриетты представлены на выставке.

Часть выставки посвящена экзотическим культурам, вдохновившим Фортуни. Большинство узоров на его тканях позаимствованы из пер­сидских цветочных орнаментов XVII-XVIII веков, коптского искусства, традиционной мавританской росписи по керамике и мозаики, а так­же итальянского Возрождения. Что выставка не освещает в подробно­стях, так это секрет изготовления или особую технику, использован­ную Фортуни при плиссировке «Дельфосов» и не разгаданную по сей день. Слово «Дельфос» происходит от названия древнегреческой брон­зовой скульптуры — «Дельфийский возничий» (475-470 годы до н.э.). Фортуни стремился воссоздать хитон, одеяние, нередко изображаемое греческими скульпторами, в том числе и в этом произведении. Его ин­тересовало изготовление хитона и то, как он драпируется вокруг тела. В 1909 году Фортуни запатентовал технику с использованием шелково­го атласа (а не шерсти или льна, как у греков) для плиссировки шелка (de Osma 1980: 95-102).

Испанский институт королевы Софии, главой которого является ис­панский модельер Оскар де ла Рента, быстро приобретает статус одно­го из центров проведения связанных с модой выставок в Нью-Йорке. В прошлом году здесь прошла великолепная выставка Баленсиаги, а в позапрошлом — обзор местного испанского костюма, представленно­го на полотнах Хоакина Сорольи. Остается лишь надеяться на что-то не менее увлекательное в следующем году.

Перевод с английского Татьяны Пирусской

 

Литература

Novas 1983 — Novas H. The Master of Antifashion // Connoisseur. 213. June 1983.

de Osma 1980 — Osma de G. Fortuny: Mariano Fortuny, His Life and Work. N.Y.: Rizzoli, 1980.



Другие статьи автора: Нейман Белла

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба