Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №29, 2013
«Аррр. Модные монстры» (Arrrgh. Monstres de mode). Гаите лирик, Париж. 13 февраля — 7 апреля 2013
У тех, кто наблюдает за модными показами, периодически возникает ощущение: то, что показывают, совершенно невозможно носить. И это не консервативное возмущение от слишком коротких юбок, слишком ярких цветов, слишком глубокого декольте. Видели всякое, привыкли. Кажется, это просто одежда не для людей. Ладно, что манекенщицы и манекенщики худобы нечеловеческой. Все чаще по подиуму ходят натурально какие-то киборги: бесформенные, безликие, в самой странной одежде. Выставочное пространство Gaite lyrique совместно с центром ATOPOS собрало целый зоопарк из таких модных чудищ. Кого здесь только не встретишь: надувные, резиновые, трикотажные, пластиковые, металлические монстры, люди-лебеди, люди-медведи, плоды фантазии уважаемых домов моды вроде Alexander McQueen, Maison Martin Margiela, Walter Van Beirendonck или молодых эксцентриков со всех концов света.
Что это за монстры и почему появились на свет: оттого ли, что модный рынок настолько перенасыщен, что дизайнеры прибегают к самым крайним мерам, чтобы привлечь внимание к своим коллекциям?
Это очень похоже на правду, ведь фэшн-шоу — это в первую очередь шоу, публика ждет яркого представления. Кроме того, новые коллекции не только символизируют наступление нового модного сезона, в котором старые одежки должны облететь, а новые — нарасти. Новая коллекция всегда несет какой-то смысл, и дотошные журналисты будут пытаться его выяснить. Но проблема, как представляется, значительно глубже, чем тривиальные коммерческие изыскания и погоня за означаемым.
Модная индустрия в том виде, в котором мы знаем ее сейчас, существует уже достаточно давно и в большей или меньшей степени влияет на жизнь каждого. Как считают антропологи-структуралисты, любое явление, формирующее жизнь общества, строится на бинарной оппозиции. Если в моде это противопоставление «модного» и «немодного», то, например, в религиозной жизни это противопоставление «сакрального» и «мирского». Строго отмеренная цикличность, выпуск артистической продукции два раза в год, паломничества по святым местам вроде Парижа или Нью-Йорка, дизайнеры, выступающие в роли жрецов, модные журналисты — в роли медиумов. Не хватает только принесения в жертву девственницы, но манекенщицам и так несладко приходится. Словом, модный показ превратился в ритуализированное религиозное действие вроде праздника сбора урожая.
В традиционной религиозной церемонии есть один важный участник, о котором, впрочем, часто забывают. Это буффон, священный кло- ун1: юродивый в православной традиции, шут в традиции средневековой Европы. Коллективная клоунада — это карнавал, который нередко сопровождает религиозные праздники. «Священному клоуну» позволено говорить то, что у других считалось бы богохульством, делать то, что никто другой делать не может. Его основная функция — постоянно оспаривать социальные конвенции, границу между священным и мирским, реальностью и вымыслом.
Граница эта достаточно пористая, гибкая, социально обусловленная и всякий раз утверждается заново. Мы называем вещь определенным именем, но знаем при этом, что имя могло быть другим. Странным образом, знание это не позволяет нам абстрагироваться от этого имени, но заставляет смеяться, если имена путают, смеяться в уверенности, что знаем, что нас не одурачишь (Loisy et al. 2012).
«Модные монстры», похоже, играют именно эту роль — снижают пафос сакральности фэшн-ритуала, вызывая смех, шок, отторжение. Сходство «модных монстров» с героями народных карнавалов не только структурное, они используют те же техники и приемы. В этом отношении пример коллекции Бейрендонка Sexclown совершенно поразителен. Половые органы, которые угадываются в графических мотивах и в стилизованных головных уборах, кажутся выходкой дизайнера-эксцентрика. Однако все не так просто, нарушение сексуальных табу оказывается типичным поведением для «священных клоунов»: это и нагота, и подобия фаллоса, и разыгранные половые акты.
Визуальные параллели между героями народных карнавалов и «модными монстрами» настолько часты, что закрадывается сомнение, не съездили ли дизайнеры за вдохновением в Африку или на Гаити (Gallembo 2010). Вот, например, дизайнер Андреа Айала Клоза (Andrea Ayala Closa) в презентации коллекции «Обозначить пространство» (Denominate a space) использовала специальную надстройку на голову, имитирующую плечи, так что модели выглядели обезглавленными и с чрезвычайно растянутым телом. В карнавале народа агот в Нигерии мы находим персонажей с приделанной к макушке второй головой. Полосатые трико, слитые с балаклавой, у Бронуена Маршалла (Bronwen Marshall) похожи на костюмы танцевальной группы у этик- по, та же Нигерия. Бейрендонк не был единственным, кто придумал модели, похожие на выстриженные в разных формах кусты с ножками: такая же идея была у экпо, Нигерия. То же касается, разумеется, разных превращений в животных. Человек-лебедь у Мадса Динесена (Mads Dinesen) (или у Александра Маккуина), девочка — плюшевый медведь у Эрики Музино (Erica Muzino). У аката, Нигерия, появляется человек-леопард, а на фестивале Виннеба в Сьерра-Леоне был замечен человек-буйвол. Ну и, конечно, маски, без масок карнавала не бывает: их умеет придумывать Шин Мурайама (Shin Murayama, такую маску, кстати, можно было купить в бутике при выставке), а в Африке кто только их не придумывает.
Однако есть существенная разница между «монстрами» и народными шутами. Народная клоунада и карнавал устраиваются в ограниченный промежуток времени и управляются общественными институциями, которые и определяют, что есть правда, а что — вымысел. Да, в какой-то момент богатый играет в бедного, женщина — в мужчину, человек — в животное, но главное условие этой игры — что в конце все возвращается на свои места, и порядок — иллюзорный, условный, — восстанавливается и даже укрепляется. В моде все не так: самая суть модного «порядка», оппозиции «модное — не модное» в том, что каждый сезон расстановка сил меняется. Поэтому нельзя сказать, что странные вещи, надетые на модном монстре, никогда не будут носить: сегодня это вызывает отторжение, завтра это кажется авангардом, послезавтра в переделанном, адаптированном виде может оказаться на прилавках сетевых магазинов. Именно создатели «монстров» — источники новых идей, именно они первыми применяют новые высокотехнологичные материалы. Таким образом, вместо того чтобы перевернуть порядок вещей, с тем чтобы впоследствии все вернулось на место, модные монстры предвосхищают эволюцию.
Литература
Atopos 2001 — Atopos. Zedianakes V. Not a Toy — Radical Character
Design in Fashion and Costume. Innovative Logistics Llc, 2011.
Gallembo 2010 — Gallembo Ph. Maske. Boot, 2010.
Loisy et al. 2012 — Loisy de J. et al. Les maitres du desordre. Musee du
quai Branly, 2012.
Веб-сайт
www.gaite-lyrique.net/theme/arrrgh-monstres-de-mode
Примечание
1. Пример священного клоуна — коредуга, ястребы коре, которые появляются во время церемоний тайного общества, обустраивающего инициацию мальчиков (коре) народа бамана, Мали. Они выглядят и ведут себя как шуты, но в реальности это переодетый старейшина, который высмеивает вождей и других представителей власти. Они ассоциируются с ястребом, символом «безграничного знания», потому что ничего не ускользает от их всевидящего ока. Коредуга высмеивает и пародирует участников самых серьезных церемоний. Он беспрерывно ест и пьет, глотает экскременты, пердит, имитирует сексуальный акт. Он одет в рыболовную сеть, к которой прикреплены амулеты, раковины улиток, осколки калебас, перья, клювы птицы-носорога. В руках он держит мачете, а между ног — «лошадку» (трость с наконечником в виде головы лошади).