Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №30, 2013-2014

Елена Мельникова-Григорьева
О происхождении искусства рефлексии

Елена Мельникова-Григорьева — культуролог, семиолог и философ, научный сотрудник Отделения семиотики Тартуского университета. Автор книги «Безделушка, или Жертвоприношение простых вещей. Философически-семиотические заметки по пустякам» (2008).

 

Оксфордский словарь дает десять страниц определения искусства. Для данной работы будет важен аспект сознательной творческой симулятивной активности. Собственно, это вопрос зарождения и развития са­мосознания. Самосознание в такой перспективе состоит в осознании симулятивной природы знаков выражения, симулятивной природы языка в самом общем семиотическом смысле этого слова.

В рассмотрении этой проблемы мы должны учитывать обе перспек­тивы эволюции сознания — онтогенетическую и филогенетическую. Мы рассматриваем человека как конечный продукт эволюции сознания в том физическом теле, которое мы получили в процессе со-эволюции органов тела — мозга — органов речи. Несомненно, что человеческий язык имеет органическое происхождение, однако он не ограничива­ется конкретным телом и может передаваться на неорганических но­сителях. Логика развития сознания, в том числе человеческого, пред­ставляется более или менее очевидной.

Все начинается с границ тела — у нас — с кожи. С тактильных ощущений.

Поэтому массаж и любовные ласки так важны для нормального раз­вития человека с рождения до самой смерти. Кожа — самая непосред­ственная сенсорная мембрана нашей самости. Форпост соприкосно­вения с другим, не с собой. Под воздействием этих опытов рефлексии другому, то, что содержит кожа, постепенно развивается в самые раз­нообразные формы — зоны сенситивности, чувствительности разной функциональной направленности. (У насекомых несколько иначе.) Управляет этим процессом развития, то есть функциональной сегре­гации, контрольный орган, накапливающий память сенсорных опытов и обрабатывающий их на предмет функциональности. Можно сказать, что контрольный орган — мозг — постепенно развивает дистанцион­ные органы по сбору информации, все более отдаленные от своего непосредственного носителя — тела. Коммуникация с окружающей средой — процесс взаимообразный, среда влияет на организм и орга­низм влияет на среду.

Постепенно в ходе эволюции мы получаем человека, у которого сенсорное пространство выходит далеко за пределы его телесной обо­лочки. Но тело имеет огромное значение. Анатомия — это судьба, как, утверждают, говаривал Фрейд. Тело — органическое вместилище со­знания, покрытое специфицированной кожей. Возможно, в скором времени наши тела претерпят серьезные изменения, ведь то, как мы выглядим, зависит от нашего образа жизни.

Самая развитая часть тактильности — рука. Самый дистанционный из непосредственно «кожных» органов управления. У руки — пальцы.

У человека руки достигают совершенства. У Паганини, например.

Энгельс несомненно прав, утверждая, что развитие рук непосред­ственно связано с развитием мозга. Опыт творения не может быть толь­ко мозговым, он постоянно проверяется на ощупь, в первую очередь ру­ками. Чем больше органов сенситивности, тем полнее и разнообразнее картина реального. Что раньше — кожа или мозг? — вопрос праздный.

Все органы чувств происходят от все утончающегося на кончиках пальцев чувства шкуры, переходящего в очень точный указующий в первую очередь жест. Я также уверена, что письменность в основе име­ет все уточняющийся жест — иероглиф.

Жест — это мускульное усилие, действие, событие. Жест — свидетель­ство направленного импульса, сообщения извне вовне. Жест становит­ся первым осознанным сигналом, не равным себе самому сообщением. Не равным потому, что он отразился от другого. То есть произошел контакт. Микеланджело исключительно точен, когда представляет Творение как соприкосновение пальцами — жест, ожидающий ответ­ного жеста.

Обмен жестами эволюционирует в ритуал — симуляцию действия. Ритуал закрепляет в памяти идеальные жесты, постепенно все более утрачивая связь с первоначальной функциональной телесностью. Клас­сический балет представляет идеальные тела под контролем идеаль­ного хронометра.

Направленность жеста всегда материальна, в том смысле, что жест преобразует материю — пространство вокруг себя в границах своего выражения. Жест оставляет следы на теле бытия. Бытие оставляет шра­мы на теле. Мнемонические улики. Эти улики направленной деятель­ности становятся все более осознанными — фигуративными. Мозг че­ловека буквально формирует, лепит, творит новые миры вокруг себя.

Лепка моделирует пространство, жест — время. Жест моделирует тело, тело моделирует желания мозга. Пространство и время всегда едины, вопрос в окказиональных предпочтениях. Аналоговость-дигитальность нам даны как способность к со-бытию — движению того, что движется, — тела.

И в заключение этой заметки я полагаю, что, как бы это ни шокиро­вало моих коллег, Фрейд прав, утверждая, что первичным материалом для творчества младенца служат его экскременты. Самопроизведенный излишек жизнедеятельности. Зона роскоши — игры, формирова­ние излишков потребления. Глина — самый удачный субститут этих излишков. Мне кажется, что современному искусству давно пора за­няться хотя бы глиной. ;)



Другие статьи автора: Мельникова-Григорьева Елена

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба