Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №31, 2014
Дорогие читатели,
перед вами 31-й выпуск журнала «Теория моды: одежда, тело, культура».
В разделе «Одежда» мы снова обращаемся к теме моды и искусства и публикуем, в частности, статью Нэнси Дж. Трой «Поль Пуаре и его стиль „минарет". Размышления о „подлинниках" и „репродукциях" произведений высокой моды и о взаимоотношениях моды с искусством». «Диктатор моды» всегда старался подчеркнуть особый статус искусства кутюрье, который был, по мысли Пуаре, не менее высоким, чем статус живописи. Неслучайно, неустанно позиционируя себя как художника, модельер заявлял, что дамы приходят к нему, чтобы заказать платье, так же как они приходят к художнику, чтобы заказать свой портрет. Это никоим образом не мешало Пуаре быть весьма успешным коммерсантом, который очень ловко управлял деловыми операциями своего Дома, и в результате обогатить мир моды рядом весьма небесполезных маркетинговых находок.
Там же читайте статью Тома Слевина «Robe Simultanee Сони Делоне: новые времена, мода и трансмедиальность», посвященную одному из создателей и идеологов «арт-моды» Соне Делоне, которая известна прежде всего сформулированной ею теорией симультанных контрастов и своим симультанным платьем, созданным в 1913 году. Художница также создавала «платья-поэмы» — они, верила Делоне, в будущем окажутся доступными всем женщинам, которые таким образом заполнят улицы образцами носибельного искусства.
Небольшой, но весьма ценный текст представляет собой заметка выдающегося куратора выставок моды Ричарда Мартина, посвященная нидерландскому дизайнерскому дуэту Viktor & Rolf, который с самого начала своей карьеры в мире моды стремился объединить моду и искусство. Мартин так описывает появление в 1990-х годах неутомимых трикстеров мира моды: «И вдруг, совершенно неожиданно миру явился блестящий, провокационно настроенный дуэт художников-модельеров, не имеющих к от-кутюр никаких инвестиционных претензий; дуэт, который заставил нас осознать, опираясь главным образом на модель, заимствованную у теории искусства и подтвержденную практическим опытом художественного творчества, что значение высокой моды не равно сумме ее „слагаемых", но значительно ее превышает».
В разделе «Тело» мы публикуем главу «Бёдра и ягодицы» из книги Сьюзан Винсент «Анатомия моды» (The Anatomy of Fashion. Berg, 2009), которая готовится к печати в серии «Библиотека журнала „Теория моды"». Предлагаемая вниманию читателей часть книги посвящена всем тем ухищрениям, которыми пользовались женщины и мужчины в разные эпохи, чтобы по моде того или иного времени визуально увеличить бедра или ягодицы. Тем не менее основными объектами карикатурных изображений, насмешек и упреков были женщины, которые, по мнению современников, становились жертвами моды из-за присущей им слабости и глупости. Так, Джозеф Аддисон в одном из выпусков «Зрителя» высказывал опасения, что если на улице окажутся несколько дам в модных юбках с фижмами, то «на улицах будет так тесно, что нам вместо них понадобятся залы», и жаловался, что в церквях в модных районах уже не протиснуться из-за модной причуды. А «если, — продолжает обеспокоенный журналист, — представители нашего пола одновременно наденут бриджи с набивкой (ибо кто знает, к чему может привести их возмущение женской модой), муж и жена будут вдвоем занимать целую скамью».
Раздел «Культура» продолжает тему моды и кино, к которой мы уже обращались в предыдущих номерах, что, возможно, послужит поводом что-то пересмотреть, а что-то, не исключено, открыть для себя заново.
С наилучшими пожеланиями,
Людмила Алябьева,
шеф-редактор журнала
«Теория моды: одежда, тело, культура»