Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №31, 2014
Эми де ла Хэй (Amy de la Haye) — старший научный сотрудник Лондонского колледжа моды, независимый куратор модных выставок и творческий консультант. С 1991 по 1999 год работала куратором коллекции костюма XX века в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Последней публикацией де ла Хэй стала ее совместная публикация с Джудит Кларк «Выставки моды: до и после 1971» (Exhibiting Fashion: Before and After 1971. Yale University Press, 2014).
Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress Body & Culture (2006. Vol. 10. 1/2)
Vogue всегда был тесно связан с человеческой жизнью. Я хочу сказать, новое платье само по себе ничего не значит; значение имеет жизнь, которую вы проживаете в нем, жизнь, которой вы жили без него раньше, и то, что вы потом будете в нем делать.
Диана Вриланд, главный редактор американского Vogue, куратор
Введение
Журнал Vogue демонстрирует своей аудитории первозданно новую одежду, отобранную на международных подиумах, и также, временами, образцы массовой модной продукции, чтобы очаровывать и вдохновлять своих читателей, помогая им определиться с собственным стилем и сделать правильный выбор. Модная коллекция предстоящего сезона преподносится в потребительском контексте. Чтобы подогреть страсть публики к новациям, ушедшие в прошлое стили должны быть стерты из памяти, изгнаны «из тренда»; они призваны уступить место последним модным тенденциям. Но как тогда Vogue справляется с возникающей временами необходимостью текстуально и визуально познакомить читателя с историей и музеологической интерпретацией моды? В последние годы репортажи о нарядах знаменитых гостей частных показов модных выставок приобрели большую популярность, нежели описания самих экспонатов выставочной галереи. Так как же журнал взаимодействует с одеждой, у которой были собственные владельцы и личная биография и которая является прежде всего объектом контекстуального осмысления, а не вещью, которую нужно носить?
Vogue работает с фотографиями; экспозиции в Музее Виктории и Альберта рассказывают истории при помощи материальных объектов. Социальная, экономическая и эстетическая семантика модной фотографии Vogue и ее взаимодействие с текстовым уровнем уже служили объектом исследования (Jobling 1999), так же как и связь между потреблением и музейным коллекционированием (Belk 1995). Настоящая статья посвящена музеологической значимости образов и текстов, публикуемых британским Vogue, и их взаимоотношению с модными выставками в Музее Виктории и Альберта, проводившимися с 1971 года; специальное внимание уделяется экспозиции «Мода: антология Сесила Битона» (Fashion: An Anthology by Cecil Beaton), поскольку она явилась поворотным пунктом в сфере музейного экспонирования моды. Объектом анализа смыслов, связанных с репрезентацией поношенной, наделенной биографией вещи в контексте Vogue, служит костюм от Шанель, датируемый 1937-1938 годами, который первоначально принадлежал редактору отдела моды Vogue Диане Вриланд и фотография которого в 1971 году появилась в журнале в рамках статьи, посвященной выставке Битона. Более кратко рассматриваются недавние выставки, посвященные «поношенной» одежде, а также случаи использования журналом Vogue фотографий, сделанных в музейном пространстве. Среди них репортажи раздела «Люди» (People) о костюмах знаменитостей, посещавших частные показы, или выполненные по заказу журнала снимки «пустых» костюмов, иллюстрирующие анонсы модных выставок.
Вплоть до 1971 года редакционная политика Vogue и стратегия коллекционирования модной одежды, принятая Музеем Виктории и Альберта (V&A), были в равной степени беззастенчиво элитарны. Акцент делался на роскошных нарядах, разработанных дизайнерами международного уровня. Кроме того, приоритет в обоих случаях отдавался женскому платью. Отличие заключалось в том, что Vogue уделял большое внимание жизни женщин, занимавших высокое социальное положение и предпочитавших элитарную моду, тогда как для кураторов V&A имели значение сами костюмы как образцы дизайнерского искусства. Бывший главный редактор Vogue Эдна Вулман Чейз цитирует слова Артура Болдуина Тернера, который в 1892 году объявил, что четкая и ясная задача основанного им (и персонифицированного в качестве его debutante) издания заключается в выпуске «достойного, аутентичного журнала, посвященного жизни социума, моде и формальному этикету» (Chase & Chase 1954: 23). V&A (основанный в 1852 году как Музей изделий (Museum of Manufactures)) был, напротив, государственным учреждением, сотрудники которого занимались исследованием прикладного искусства; миссия музея состояла в том, чтобы просвещать и вдохновлять простую публику, дизайнеров и производителей. До 1971 года задачи двух организаций оставались прежними и принципиально различными.
(Продолжение читайте в печатной версии журнала)