Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №31, 2014

Эллен Макинтайр
От замысла к результату
Просмотров: 924

«Разрешите представиться: Пол Смит» (Hello, My name Is Paul Smith).Музей дизайна, Шед-Темз, Лондон. 15 ноября 2013 — 9 марта 2014

 

Выставка «Разрешите представиться: Пол Смит» рассказывает историю маленькой типично английской компании, превратившейся в один из ведущих мировых брендов. Предметы из личного архива Пола Сми­та будут представлены на первом этаже лондонского Музея дизайна с 15 ноября 2013 года по 9 марта 2014 года (иллюстрации см. во вклейке).

Куратор Донна Лавдей пытается показать, как интуитивный под­ход к дизайну, самобытный взгляд, а также осознание важности спроса и рекламы, присущие Полу Смиту, обеспечили его компании прочный успех. Акцент делается на источниках вдохновения и творческом про­цессе модельера. В отличие от предшествующей выставки Пола Сми­та в Музее дизайна (1996), выставка «Разрешите представиться: Пол Смит» не является обзором его прошлых коллекций. Материальной культуре здесь уделяется меньше внимания, и «прикладная» работа модельера остается в тени. Вместо этого на выставке прослеживаются влияния, проявившиеся в творчестве Пола Смита, причем речь идет не только о дизайне одежды.

Уже в вестибюле музея мы погружаемся в атмосферу выставки. Здесь продаются красочные плакаты с цветочным рисунком, фирменные ак­сессуары и значки с рекламными слоганами — броские, яркие предме­ты в розовой гамме. Они передают любовь Пола Смита к цвету и орна­менту, но, кроме того, отражают эксцентричный характер дизайнера, его дружелюбие и чувство юмора, неотделимые от мирового успеха бренда. Приуроченная к выставке книга «Разрешите представиться: Пол Смит. Мода и не только» представляет собой богато иллюстриро­ванное издание, включающее архивные фотографии и дизайнерские эскизы, которые связаны между собой эссе, посвященными проектам и творческому процессу Пола Смита.

Выставку предваряет краткая биографическая справка о Поле Сми­те. Перед нами рассказ о семнадцатилетнем английском юноше, кото­рый пятьдесят лет назад, упав с велосипеда, отказался от мечты о ка­рьере профессионального велогонщика и открыл свое дело в родном Ноттингеме. Первый магазин Пола Смита на Бьярд-лэйн появился в 1970 году. Помещение площадью три квадратных метра воссоздано на выставке и начинает историю Пола Смита как неподражаемого дизайнера и успешного предпринимателя. Из размещенного на стене текста мы узнаем, что этот магазин был открыт только два раза в не­делю, потому что Смиту приходилось по-разному трудиться, чтобы зарабатывать деньги. Нередко цитируется его мудрое утверждение: «Важно, чтобы у тебя была не только мечта, но и средства для ее под­держания».

Когда посетители покидают реконструированный магазин, новая табличка оповещает их, что они находятся в творческой лаборатории Пола Смита. Зрение и слух оказываются слегка перегруженными впе­чатлениями. Снабженная зеркалами комната отражает экраны, на ко­торые проецируются фрагменты красочных изображений, где появля­ются и ткани, и цветы. Звучащий импровизированный рассказ Пола Смита о множестве повлиявших на него образов, особенно связанных с его любовью к путешествиям, раскрывает восприимчивость и энер­гичность его натуры.

Затем выставка исследует источники вдохновения дизайнов Смита. Большое впечатление производит холл, демонстрирующий то, что по­влияло на дизайнера, и от пола до потолка увешанный фотографиями, плакатами и картинами. Эти изображения взяты из личной коллекции Смита, которую он начал собирать еще подростком. Как разъясняется в сопроводительном тексте, они — лишь малая часть обширного собра­ния Смита, покрывающего стены его кабинета в Ковент-Гарден. Увлече­ние фотографией передалось ему от отца, который сам был страстным фотографом-любителем. Смит говорит, что не расстается с фотоап­паратом; он нередко снимал для собственных рекламных кампаний.

С творческой лабораторией соседствует реконструкция известного своей эклектикой кабинета в Ковент-Гарден. Китчевая коллекция ди­ковин и редкостей, собранных по всему миру и подаренных почитате­лями, превращает комнату в пестрый калейдоскоп необычных предме­тов. Все пространство заполнено книгами, красивыми безделушками, игрушками, коробками и сувенирами; за загроможденным письменным столом, как известно, никогда не сидели. Реконструкция рабочего ме­ста Смита удачно отражает беспорядочное мышление дизайнера. Этот кабинет подчеркивает неразрывную связь между причудливой лично­стью модельера и чертами названного в его честь бренда.

На выставке воссозданы и другие важные места. Кроме первого магазина и кабинета Смита, можно также увидеть бумажный макет, в натуральную величину изображающий комнату парижского отеля, где Пол Смит в 1976 году представил свою первую коллекцию. Имен­но здесь, по его словам, он нашел своего первого покупателя, здесь все и началось. Воспроизведение дизайнерского ателье Смита в Ковент- Гарден дает выставке новое направление, обозначая переход от замыс­ла к изделию. В отличие от тускло освещенного кабинета, в ателье свет ярче, но беспорядка не меньше. Здесь выставлены образцы тканей, ор­наменты, пуговицы, таблицы настроения и кипы журналов по искус­ству, культуре и моде. Атмосферу поддерживают свисающие с потол­ка бумажные выкройки и почти заваленное эскизами и портновской атрибутикой радио, играющее Rolling Stones и Thin Lizzy.

Раздел, посвященный совместным проектам, характеризует Пола Смита как творчески мыслящего и предприимчивого создателя брен­да. От автомобилей Mini Cooper до соуса HP, минеральной воды Evian, фотоаппаратов, фарфора и сноубордов — узнаваемой эмблемой ком­пании, состоящей из разноцветных полос, отмечен целый ряд популяр­ных товаров. Это наглядно показывает, что влияние и сфера деятель­ности бренда Paul Smith не ограничивается модой.

Необычно и то, что одежде на выставке уделяется немного внимания. Так оттеняется смещение акцента с конечного результата на последо­вательность творческого процесса. В предпоследнем зале модели Paul Smith представлены весьма скромно на фоне остальных достижений дизайнера. Мужская и женская одежда вместе сгруппированы по те­мам: «Цвет», «Орнамент», «Путешествия» и «В английских традици­ях». Такой беглый обзор подчеркивает, что на этой выставке в центре внимания — источники вдохновения, а также незаурядное и четкое видение, определяющее сущность бренда.

Заключительный раздел связывает воедино все ранее представлен­ные предметы. В специальном проекционном зале демонстрируются записи подготовки, репетиций и, наконец, самого показа коллекции мужской одежды Paul Smith (весна — лето 2014). Изображение, благо­даря новой технологии Sony 4k, делает почти осязаемыми ткани и цве­та, предстающие с необыкновенной ясностью.

Выставка вводит посетителей в удивительный мир Пола Смита. Его путь от непритязательного начала к успеху тем более поражает, что он не получил никакого специального дизайнерского образования. Од­нако его открытость вдохновению, предпринимательский дух и пони­мание важности совместной работы с другими компаниями привели к блестящим результатам. Попытка представить все грани творчества Смита могла бы перерасти в непомерно огромную выставку. Но вы­ставка «Разрешите представиться: Пол Смит» успешно прослеживает путь от замысла к процессу дизайна и конечному изделию. Выставка является настоящим памятником творческой мысли в рамках пред­принимательской среды.

Перевод с английского Татьяны Пирусской



Другие статьи автора: Макинтайр Эллен

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба