Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №31, 2014
«Создавая объект: Bless, Boudicca, Sandra Backlund». Чикагский институт искусств, 14 апреля — 13 сентября 2012
Многие границы, разделяющие разные виды искусства, стерлись уже давно. В 1958 году Аллан Капроу утверждал: «Современному молодому художнику необязательно быть „живописцем", „поэтом" или „танцором". Он просто „художник". Вся жизнь открыта ему. В обыкновенных вещах он откроет смысл обыкновенности. Он не будет пытаться сделать их необыкновенными. Он будет отображать только их действительный смысл. Но из ничего возникнет необыкновенное, а может быть, и ничто. Люди будут довольны или шокированы, критики собьются с толку или позабавятся, но в этом, я уверен, и будет заключаться магия 1960-х» (Kaprow 1959: 57).
Слова Капроу оказались пророческими; традиционное разграничение искусств сошло на нет во второй половине XX века, и, оказавшись, к примеру, на Биеннале Уитни, приходится отказываться от видовых категорий в пользу более широкого понятия «художник». Капроу предвидел уничтожение границ не только между разными видами искусства, но также между искусством и жизнью. Его современнику Роберту Раушенбергу принадлежит знаменитое высказывание о желании действовать в прорыве между искусством и жизнью, преодолевая рубеж и заполняя пространство своим творчеством, как клеем (Rauschenberg 1959: 58). Утверждение, что мода — это искусство, уже не слишком оригинально и вполне понятно большинству. Еще со времен Поля Пуаре модельеры осознанно помещали свою работу в контекст изящных искусств. Новым является стремление избавиться от понятия «модельер» в пользу просто «дизайнера» или даже «художника». Молодые дизайнеры все чаще отказываются от концепции моды, заменяя ее творчеством, которое, как у Раушенберга, скрепляет разрыв между модой и жизнью, между дизайном и жизнью, между искусством и жизнью1.
Держать руку на пульсе в такой ситуации сложно, но именно это попытались сделать в Чикагском институте искусств, организовав выставку «Создавая объект: Bless, Boudicca, Sandra Backlund». Слово «объект» может ввести в заблуждение. Название предполагает, что на выставке будут представлены модные бренды и дизайн неких объектов, что не совсем отвечает ее реальному содержанию. Множество исторических и недавних примеров расширяет концепцию «телесного» дизайна, перенося его на интерьер (диван-губы Мэй Уэст Эдварда Джеймса 1938 года; ограничители дверей и календари от Maison Martin Margiela и т.д.), но не в этом состоит замысел куратора выставки Зои Райан. «Объект» как понятие обманчиво фигурирует в названии, но нигде больше не появляется. Вводный текст на стене гласит, что эти три бренда объединяет и многообразие источников вдохновения — среди которых «изобразительное искусство, игра, дизайн и архитектура», — и то, что они простирают свою деятельность дальше просто изготовления одежды к «междисциплинарному подходу, совмещающему кино, фотографию, графический дизайн и архитектурные конструкции». Идея выставки заключается в том, что такие междисциплинарные поиски и их результаты помогут этим дизайнерам привлечь внимание к своей работе, открыв возможности нового диалога. Для музейной выставки этот тезис звучит необычайно туманно, и расплывчатость формулировки, пытающейся свести воедино три заявленных бренда, отражена и в самой экспозиции. Осмотрев три зала, каждый из которых посвящен одной фирме, посетитель остается в недоумении относительно того, что их связывает. Но хотя единство выставки «Создавая объект» и сомнительно, она выполняет некие другие важные функции.
Bless
Bless — бренд, созданный Инес Кааг и Дезире Хайсс, которые работают вместе, но делают это в Париже и в Берлине соответственно. Их творения — одежда и многое другое, разные разности, подходящие для жилища человека с хорошо развитым чувством юмора. По их собственному заявлению, они создают только тогда, когда сталкиваются с потребностью в чем-то несуществующем (Ryan 2012: 37). Коллекции Кааг и Хайсс возникают на пересечении дизайна, моды и искусства, колеблясь между абсолютной функциональностью (предметы обихода) и абсолютной абсурдностью (предметы, имеющие лишь абстрактную или курьезную ценность). В 2009 году они создали свою коллекцию N. 38 Windowgarden — прозрачные емкости-формы, которые укрепляются внутри дома, впуская воздух, растения и свет, в противоположность привычным наружным ящикам для растений, размещающим природу вне дома. В 2011 году появилась их коллекция N. 44 A Bow to the Slow — набор Personenbags, сумок в форме силуэтов, украшенных фотографиями знакомых и коллег Bless в натуральную величину: подразумевается, что человек может находиться и перемещаться в такой сумке. Если Windowgarden и Personenbags оказываются на разных концах по шкале практичности, большинство дизайнов Bless оказываются где-то посередине, но так или иначе пытаются по-новому представить дом и тело. Но особый интерес для Bless представляют комбинированные объекты. Towelpurse (пляжная трактовка вездесущей сумки для покупок, расстегните молнию — и получится полотенце!) и Flipflopbag (летние сандалии, в которых можно хранить ключи и деньги), придуманные в 2009 году, иллюстрируют принцип «два в одном». Двойное функционирование и идея скрытого вместилища присутствовали и в их коллекции 2002 года N. 17 Design Relativators в соавторстве с Дэвидом Дюбуа, где стул может также служить пылесосом. Учитывая, что этот подход переосмысляет предметы городского быта, вполне логично, что магазин Bless в Берлине притаился на третьем этаже здания в жилом районе. Поход в магазин превращается в дружеский визит, посетители могут вздремнуть, почитать, выпить чашку чая и посмотреть на изделия Bless в соответствующей им атмосфере. Дизайнеры Bless, по их утверждению, не слишком обеспокоены объемом продаж, поэтому здесь люди могут просто не спеша рассматривать вещи. Кааг и Хайсс также сторонятся подиумов, предпочитая дома друзей, галереи и другие места, пригодные для разглядывания работ в непринужденной обстановке большой компании. Нарочитый отказ Bless от организации сбыта и рекламы имеет идеологическую подоплеку: «Мы очень любим сам творческий процесс, но нам неинтересны выставки и показы. Когда все друзья собираются посмотреть нашу работу, это становится целым событием. Это превратилось в своего рода мини- движение» (Ryan 2012: 38).
Зал Bless в Институте искусств насыщен визуальными впечатлениями. Десятки изделий размещаются рядом с огромным разноцветным занавесом. Напоминающий характерные для 1960-х годов занавесы из бусин N. 45 Musiccurtain (2010) состоит из тысяч цепочек, сплетенных из металлических колец. Раздвигая цепочки, чтобы пройти сквозь занавес, вы слышите не только дребезжащий металлический звук, но и звон встроенных китайских колокольчиков. Musiccurtain здесь выступает и сам по себе, и как специальный фон, оттеняющий самые яркие изделия Bless. К нему подвешены Fringeheels (2011) — туфли с бахромой, к которым все еще прикреплен ценник, расческа Hairbrush (1999), сумка Personbag (2011/12) и свитер из коллекции N. 19 Uncool. Изюминка этой инсталляции в том, что она воплощает приверженность фирмы к дизайну в контексте, и посетители чувствуют, что попали в осязаемый, подвижный мир Bless. Пока перемещаешься по залу, предметы постоянно предстают в новом свете, зрение перенасыщается и надо прикладывать усилия, чтобы среди этой визуальной какофонии разглядеть Floating Pocket (2011), предметы из коллекции N. 26 Cable Jewellery (2005) или сумку Longchamp Pliage (2010), которая складывается в браслет. Растворение дизайнерских вещей в их естественной среде создает целостное произведение искусства, где уже нет отдельных элементов, а преобладает единое настроение. Акцент на общее впечатление усиливается и малочисленностью подписей к экспонатам. Есть только одна табличка для занавеса Musiccurtain и всех прикрепленных к нему предметов, и, хотя некоторые работы упоминаются отдельно, большинство остается неназванными. Легко не заметить остальные подписи, спрятанные за занавесом и развешанные на стене в таких местах, куда редкий зритель отважится проникнуть. Поэтому общий замысел направлен на большей частью интуитивное постижение этого причудливого мира, сосредоточенное не на самостоятельных элементах, а на общности целого. Здесь отражено стремление фирмы вплетать дизайн в ткань жизни, но посетителю трудно анализировать эту беспорядочную картину. Первый зал напоминает захламленную лавку старинных вещей, где могут оказаться настоящие сокровища, но только самые настойчивые среди разного барахла доберутся до чего- нибудь стоящего. Редкие подписи также затрудняют понимание концепции Bless. На внутреннем кольце занавеса висит связанный вручную просторный, плотный, пестрый и неуклюжий шерстяной свитер. В зависимости от вашего вкуса этот свитер может показаться и воплощением уютного тепла, и кошмарным подарком тетушки Эдны, покупающей пряжу в последние дни распродаж. Без контекста трудно понять, как смотреть на такой свитер. Только если посетитель позже заглянет в каталог выставки, он узнает, что это свитер из коллекции Bless N. 19 Uncool, которая, как разъясняет куратор Зои Райан, «разрушила представления о высокой и низкой моде и, не столь явно, но от этого не менее весомо, указала на наметившуюся в сфере моды тенденцию недооценивать ручную работу» (Ryan 2012: 28).
Boudicca
Если Bless — молодежный бренд самодельных вещей, то Boudicca — бренд для беспокойных интеллектуалов, зрелых и искушенных в искусстве. Лондонская фирма, созданная Зоуи Броуч и Брайном Киркби, партнерами в работе и в жизни, названа в честь древней королевы бриттов, воительницы, возглавившей восстание против римских завоевателей. В плане стиля Boudicca похожа на смесь из Alexander McQueen, Donnie Darko, Morrissey и Ivan Grundahl. Вдохновляющие идеи Броуч и Киркби находят интуитивно и открыто это культивируют. Их работа не только отражает глубокое понимание истории моды, но простирается дальше, в области истории искусства, романов XIX века, западной философии, рок-музыки и кино. Изделия Boudicca хороши тем, что эти различные влияния в них искусно соединяются в нечто большее, чем сумма отдельных частей.
В своей третьей коллекции Броуч и Киркби экспериментировали с конструкцией из бумаги вместо ткани. Простая фактура бумаги дала возможность опробовать смелые, необычные формы: пышные рукава, цветные пояса в японском стиле, большие рельефные оборки и орнаментальные украшения, которые стояли прямо, не прилегая к телу, что было бы невозможно для обычной ткани. Так возникла их, возможно, самая прекрасная и воздушная коллекция, снятая ими на видео (Couture 03: Essays, январь 2009), где она удачно гармонирует с музыкой Арво Пярта. Видео, которое могло быть записью показа, само по себе является произведением искусства. Броуч и Киркби ухитряются переплетать разные тематические планы — среди которых Виктор Гюго, Уррака, королева Саморы, матадор Патриция Маккормак и портрет графини Мэри Корнуоллис эпохи Тюдоров, — не маскируя их, но и без излишнего педантизма. Одежда вся пронизана аллюзиями: можно проследить источник вдохновения, вдумчивую работу над ним и его преображение в бумаге и ткани. В получившемся фильме визуальные образы непринужденно сменяют друг друга, как в стихотворных строчках, и перетекают в музыкальный этюд, сопровождающий историю и, в свою очередь, приходящий ей на смену. Видео Couture 03: Essays открывается цитатой из «Человека, который смеется» Виктора Гюго: «Что такое история? Отголосок прошедшего в будущем. Отсвет, отбрасываемый будущим на прошедшее». Слова Гюго отвечают духу современности и стилизации, который присущ бренду. Дизайнеры Boudicca рассматривают свое творчество как часть непрерывного диалога с историей Великобритании, историей моды, историей искусства и историей идей.
Загадочная отрешенность, характерная для эстетики Boudicca, прекрасно воспроизведена в Институте искусств благодаря темно-серым стенам и приглушенному освещению. Немалая часть экспозиции отведена видеозаписям Boudicca. На некоторых из них — показы мод, но документальность часто уступает место параллельной реальности одежды Boudicca. На видео System Error (1999) запечатлен показ одноименной коллекции. Все предметы демонстрировала одна и та же модель, поэтому люди, сидевшие тогда в зале, ощущали явный дискомфорт, а сам показ дробился паузами из-за времени, нужного на переодевание. В фильме же ускоренное воспроизведение скрадывает пробелы, и модель каждый раз быстро появляется уже в новом наряде. У того, кто смотрит видеоролик, тревожные чувства вызывает в основном музыка к нему, написанная часто сотрудничающим с Boudicca Дэниэлом Пембертоном и вызывающая в памяти психологические триллеры 1980-х годов. System Error — единственное видео, которое отображается на большом экране с полноценным звуком; остальные ролики можно посмотреть на мониторах с наушниками для двух человек. Следствием такого решения становится то, что гнетущее чувство напряжения, вызываемое музыкой к System Error, пронизывает всю выставку. Музыка соответствует залу Boudicca в целом, но отчасти слышна также в залах Bless и Backlund, где она идет вразрез с визуальными впечатлениями.
Не все видео демонстрируют одежду Boudicca. Самый потрясающий фильм этой коллекции — The Library Kills (2008), девятиминутный монтаж из быстро сменяющихся изображений: мода, искусство, история, эротические журналы и фотографии с места преступления сплавлены в поэтическое повествование о смерти, увиденное всеведущим и вездесущим оком камеры Вертова и пропитанное духом Хельмута Ньютона. (Вот наглядный пример эклектики и эрудиции, свойственных Boudic- ca. The Library Kills вознаграждает зрителя, способного разглядеть отсылки к Джованни Лоренцо Бернини, Мэтью Барни, Луису Бунюэлю, Фрэнсису Бэкону, Иерониму Босху, Хансу Беллмеру, Ги Бурдену, Эмме Белфор, Биллу Брандту, Виктору Берджину и др.2) Мастерство фильма в том, как он использует элементы классики, будучи рассчитанным на поколение MTV, чтобы интуитивно выстроить сцену, срежиссированную как безудержный танец преступления. Этим фильмом, самой сильной из представленных работ, можно было бы заменить System Error и показывать на большом экране только его.
Среди немногих «объектов» в зале Boudicca — их духи Wode (2008), название которых перекликается с названием бренда, так как, согласно легенде, голубая пыльца резеды (woad) использовалась Боудиккой и ее сторонниками для боевой раскраски. Флакон похож на металлический распылитель для краски, а вблизи отражающая поверхность кажется растягивающим изображение цилиндрическим зеркалом. Wode существует в двух версиях — как духи и как краска. Хотя и то и другое выглядит как отличный инструмент для граффити, «прозрачный» вариант наносится как любая другая туалетная вода, зато «цветная» версия ложится яркими синеватыми брызгами. Когда они высыхают, синева начинает медленно исчезать3. Смесь запахов можжевельника, шалфея, смолы, кожи и болиголова (именно таким ядом, как утверждают некоторые легенды, лишила себя жизни Боудикка, чтобы избежать римского плена) спрятана под стеклом, а магию краски иллюстрирует находящийся здесь же видеоролик, героиня которого натирает себе синей краской шею, пока та не становится прозрачной. Такова трагедия парфюмерии, сестры моды: аромат, самое главное, что заключает оболочка, мы никогда не «видим». Вместо этого в музее мы рассматриваем дизайн флакона4.
На выставке «Создавая объект» работа Boudicca представлена в основном в форме видео, но планировка помещения этого не учитывает. Решив развешать экраны на стенах, как картины, Райан или не учла перенасыщенности восприятия просмотром сразу многих роликов, или не предполагала, что посетители на самом деле будут смотреть их все; здесь явно не хватает, где присесть. Текст для зала Boudicca также можно было бы пересмотреть. Принимая во внимание интеллектуальную утонченность, присущую бренду, выставка должна была бы помочь посетителям включиться в этот диалог. Слишком многие пояснения оканчиваются ничего не говорящими безвкусными банальностями; нам сообщают, что работа «побуждает к новым поискам» и что представленные изделия «требуют анализа, но открыты для интерпретации». Эти пустые слова не дают посетителям более глубокого понимания. Изучение моды за последнее время достигло больших успехов, и появляется все больше вдумчивых, содержательных публикаций на темы, раньше затрагивавшиеся лишь небрежно и поверхностно. Посвященные моде выставки должны двигаться в том же направлении не только при составлении каталога, но и при самой планировке пространства. Руководители музея вправе ожидать большего притока посетителей, но должны быть готовы идти им навстречу.
Sandra Backlund
Последняя странная героиня этого созвучного трио — шведский дизайнер Сандра Бэкланд. В отличие от Bless и Boudicca, она работает одна. В контексте выставки отношения Бэкланд с «объектом» ставят в тупик. Даже если учесть незамысловатый постулат Райан о междис- циплинарности, Бэкланд не совсем вписывается в этот подход. Бэкланд, безусловно, наделена восприимчивостью к объемам, ее свитера опровергают привычные представления о силе тяжести и видоизменяют женскую фигуру. Оригинальные по крою и форме, ее тщательно вывязанные вещи тем не менее исполняют вполне традиционную функцию — укрывают тело. До недавнего времени Бэкланд настаивала на том, чтобы лично заниматься ручным изготовлением каждой вещи, вкладывая в нее сотни часов кропотливого труда. Используя пряжу, обычно наводящую на мысли о тепле и уюте, Бэкланд преобразует эти приятные ассоциации, и ее изделия выглядят элегантно и одновременно защищают, даже обороняют. Ее коллекция Last Breath Bruises (осень — зима 2008/09) больше всего похожа на латы самурая с их нагрудниками, наплечными «крыльями» и волнистыми поверхностями. Даже без столь явных отсылок вещи Бэкланд выглядят как панцирь для современной женщины. В ее коллекцию Ink Blot Test (осень — зима 2007/08) входит необычное платье-туника, сшитое будто из множества сложенных в технике оригами пирамид и напоминающее скелет динозавра, но от этого не менее изящное.
Текст, сопровождающий выставку, как правило, подчеркивает в творчестве Бэкланд прежде всего ее мастерство, а не искусство. Неоднократно упоминается ее умение работать с фактурой. Сказано, например, что «единственные границы — те, что она сама изначально определяет для себя, включая размер спиц, число петель и рядов и выбор материала». Такой подход к работе предполагает две возможные трактовки. Более сильная тяготеет к тому, чтобы видеть в Бэкланд представительницу концептуального искусства, перформанса, когда замысел задает некоторые свойства неизвестного конечного результата. В таком понимании, говоря словами Сола Ле Витта, «идея становится механизмом построения искусства» (Le Witt 1967: 80). Видение, предлагаемое Институтом искусств, выдвигает на первый план изготовление, а не идею, тем самым интерпретируя работу Бэкланд как упражнения профессионала, все еще цепляющегося за традиционные основы. Такой взгляд умаляет творчество Бэкланд, изображая его скорее как ре- алити-шоу, чем как воплощение определенного замысла.
Можно было бы сказать, что «объектность» (междисциплинарность) Бэкланд присутствует в архитектонике ее вязаных изделий или в ее связи с концептуальным искусством, но на выставке избран намного более буквалистский подход: над каждой моделью Бэкланд висит фотография Олы Бергенгрена, демонстрирующая свойства вещи в отрыве от тела. Фантастические, напоминающие панцирь насекомого или броню платья обретают мягкие, гибкие, подобные цветам очертания. В подписях к ним неоднократно утверждается, что фотографии раскрывают скрытое, но внутренне присущее этой одежде природное начало. Так появляется «объект» — когда вещи полностью вырваны из контекста. Именно в этом последнем зале, больше всего похожем на типичную выставку одежды с ее рядами манекенов, скрепляющая выставку концепция трещит по швам. Акцент на «объектности» представленных здесь моделей Бэкланд вызывает вопросы об употреблении этого термина в рамках всей выставки «Создавая объект».
Предполагается, что для Bless «объектность» — творческий метод, применяемый в пространстве между телом и домом, а их вещи призваны сократить этот зазор, как, например, шейное украшение, представляющее собой одновременно шнур-удлинитель. Но работу Bless Райан также вписывает в концепцию междисциплинарности и сотрудничества: совместные проекты, модные каталоги в рамках современных журналов, таких как Purple Journal и Intersection. Изделия Bless можно с одинаковым успехом рассматривать и как моду, и как дизайн для жизни. Выставка «Создавая объект» подчеркивает междисциплинарность Boudicca, делая акцент на «не-подиумных» аспектах их творчества — фильмах и манере подачи материала. Представленная одежда не показывает их работу как модельеров, а служит приложением к видеороликам. Видео, изображающее танцующую женщину в белой одежде, сопровождается манекеном в белом танцевальном боди. На экране руки ее партнера оставляют на платье черные следы всякий раз, как он прикасается к ней по ходу танца. Соответственно, костюм танцовщицы на выставке отражает результат этого действа: белая ткань покрыта скоплениями грязных пятен под мышками, на талии, на внутренней и внешней стороне бедер. Пальто Couture Coat (весна — лето 2007), слегка приталенное, с преувеличенно подчеркнутыми плечами, выставлено как раз рядом с экраном, где на видео появляется женщина в таком пальто. Ролик Adagio for Boredom (2011) показывает краткое действо в духе флюксуса, во время которого модель плюхается на клавиатуру, напоминая не то тряпичную куклу, не то обиженного ребенка. В случае с Бэкланд междисциплинарность, которую постулирует Райан, является большой натяжкой. Хотя сама художница и говорит о связи своего творчества со скульптурой (она всегда работает в трех измерениях, идет ли речь о наметке на манекене или о ее собственном теле), изделия Бэкланд не выходят за рамки традиционного вязания. Основное средство, при помощи которого доказывается, что работа Бэкланд взаимосвязана с другими видами искусства, — фотографии Бергенгре- на, превращающие одежду в натюрморт; поэтому междисциплинар- ность, или «объектность», — в действительности заслуга Бергенгрена. Эта неувязка оставляет Бэкланд несколько в стороне от темы выставки и вызывает подозрение, что ее присутствие было отчасти продиктовано желанием сохранить аллитерацию. В конечном счете подборка экспозиции позволяет посетителям получить представление об особенностях каждого бренда, но изолирует их друг от друга. В результате такого разделения идея не становится связующей для целого, а каждый раз остается за порогом предыдущего зала, и посетители, уходя, пытаются собрать все увиденное воедино.
В этой выставке многое заслуживает одобрения. Приятно, что музеи все чаще устраивают связанные с модой выставки (особенно, когда речь идет о музеях, где нет постоянной экспозиции одежды) и что кураторы с другими профессиональными интересами отваживаются на вылазку в мир моды. Выставка подобных масштабов для таких дизайнеров, как Bless, Boudicca и Sandra Backlund, в одном из крупнейших музеев США — событие редкое. Опыт показывает, что публика проявляет интерес к моде, в том числе и к не самым известным брендам. Было бы хорошо, если бы больше музеев отображали творческие находки многообещающих художников моды. Также важно, что выставка «Создавая объект» переосмысляет традиционно выстроенные рядами манекены и прокладывает путь новому подходу к подаче такого материала. Следует подметить, что нечто подобное можно было наблюдать и в 2011 году на выставке Александра Маккуина в Институте костюма, где подиумные показы были представлены как сценическое или кинематографическое действо. Не случайным может быть и то, что все пять дизайнеров выставки «Создавая объект» принадлежат к тому же поколению, что Маккуин (а также Хуссейн Чалаян, еще один мастер нестандартных решений), поскольку все родились в промежутке между 1965 и 1975 годами. Если эта тенденция закрепится среди современных дизайнеров, мы сможем увидеть еще не одну такую выставку. Так же как существуют передовые дизайнеры, расширяющие наши представления о том, что делают те, кто «делает одежду», выставка «Создавая объект» расширила сами возможности организации выставок, посвященных моде.
Перевод с английского Татьяны Пирусской
Литература
Kaprow 1959 — Kaprow A. The Legacy of Jackson Pollock // Art News. 1959. 57(6).
Le Witt 1967 — Le Witt S. Paragraphs on Conceptual Art // Artforum. 1967. 5(10).
Rauschenberg 1959 — Rauschenberg R. Robert Rauschenberg // Dorothy Miller (ed.). Sixteen Americans. N.Y.: Museum of Modern Art, 1959.
Ryan 2012 — Ryan Z. Fashioning the Object: Bless, Boudicca, Sandra Backlund. Chicago, IL: Art Institute of Chicago; New Haven, CT: Yale University Press, 2012.
Примечания
1) Следует отметить, что это направление не является основным, поскольку индустрия моды без конца плодит дамские сумочки, очки, а также стремится сразить покупателей еще одним новым ароматом; не следует также смешивать его с отношением к бренду как к делу всей жизни — случай Ральфа Лорена.
2) Это относится не только к букве Б, можно выбрать любую букву: Ли Миллер, Ман Рэй, Рене Магритт, Густав-Адольф Мосса, Дайдо Морияма — или, скажем, Роберт Франк, Федерико Феллини и т.д.
3) Новый аромат Fame (2012) от Lady Gaga превозносили как первую парфюмерную воду черного цвета. Но духи Леди Гаги на деле оказываются прозрачными, в то время как более рискованные Wode окрашивают кожу яркой синевой и требуется ждать полминуты, а то и больше, пока краска сотрется.
4) Первая выставка, предложившая посетителям «обонятельный» опыт, «Искусство аромата: 1889-2012», проходила в Музее искусства и дизайна с 20 ноября 2012 по 3 марта 2013 г.