Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №31, 2014

Анна Степанова
Войлок — ближе к телу
Просмотров: 903

Пятая международная выставка художественного войлока и арт- текстиля «Новая жизнь традиций». ТВК «Гостинка ART», Санкт- Петербург. 26 октября — 3 ноября 2013

 

Выставка «Новая жизнь традиций» была задумана на волне растуще­го интереса к новому, а точнее сказать, хорошо забытому старому ма­териалу и впервые состоялась в феврале 2009 года в Петербурге. Она собрала около сорока участников — профессионалов и любителей из ближнего и дальнего зарубежья. Традиционные техники работы с тек­стилем представляли мастера из Киргизии и Узбекистана. Особенный интерес вызвали работы мастеров из Финляндии Каролины Арвилом- ми и Родерика Уэлша, которые работают с художественным текстилем уже более двадцати лет. Участвовали мастера из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Петрозаводска (иллюстрации см. во вклейке).

Уже тогда на выставке был представлен широкий спектр возмож­ностей войлока: посетители увидели предметы одежды, сумки, укра­шения, картины и игрушки. Проект вызвал такой интерес, что вторая выставка была организована в ноябре того же года и с тех пор прово­дится регулярно. Хочется отметить, что если посетители шли на пер­вую выставку скорее из любопытства, ожидая увидеть вариации на тему валенок, то теперь под словом «войлок» искушенные зрители подразу­мевают дизайнерскую одежду, экстравагантные украшения и даже ин­сталляции. Каждый год в рамках выставочного проекта кипит жизнь: для участников и посетителей проводятся экскурсии, встречи, мастер- классы. Сейчас это единственное настолько масштабное мероприятие в Петербурге, посвященное художественному войлоку. В этом году выставка сменила адрес и впервые прошла в театрально-выставочном комплексе «Гостинка ART», в самом сердце северной столицы.

Войлок начал набирать популярность в России около десяти лет назад. Конечно, и раньше носили валенки и фетровые шляпки — из­делия из нетканых шерстяных материалов. Но теперь речь зашла уже о совсем другом войлоке. Оказалось, что валять шерсть можно своими руками в домашних условиях. В магазинах для рукоделия появилась натуральная непряденая шерсть всевозможных оттенков, творческие студии начали приглашать на мастер-классы по валянию или фелтингу.

Сначала чаще всего использовали именно заимствованные обозначе­ния этого вида рукоделия: фелтинг от английского felt (войлок), филь- цевание — от немецкого filz (войлок). Дело в том, что интерес к худо­жественному войлоку пришел к нам из Европы, где этот материал не выходит из моды уже более двадцати лет. Приживется у нас, видимо, все же русское, сразу понятное и легко запоминающееся слово «валяние».

Научиться валять очень заманчиво, ведь в этой технике можно из­готовить практически все, что угодно: предметы одежды и обуви, го­ловные уборы, украшения, игрушки и даже интерьерные объекты. При этом сам процесс изготовления войлока довольно прост, мастер может обучить азам ремесла буквально в течение одного занятия. Впро­чем, как и любой другой вид рукоделия, валяние требует терпения, а для создания авторского изделия нужны фантазия и вкус.

Модницы быстро оценили и полюбили войлок. Шерсть — материал натуральный, экологически чистый, теплый, мягкий и легкий. Неслу­чайно центральным событием на выставке стало дефиле Felt Fashion Show, в рамках которого свои коллекции показали российские и гол­ландские модельеры. В рамках года дружбы России и Голландии в вы­ставке приняли участие несколько фелтмейкеров из Нидерландов. И именно голландская художница по войлоку Анни Вельдкамп заво­евала гран-при.

Одежда из натуральной шерсти «дышит», прекрасно защищает от холода и сырости. Эти свойства валяных изделий были известны еще в древние времена — археологи находят свидетельства использования войлока на территории от Тибета до современной Финляндии. Исто­рики считают, что валять человечество научилось раньше, чем прясть, ткать или вязать. Валяние возникло и развивалось независимо во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Основной материал для создания войлока и в те времена, и сейчас — овечья шерсть, хотя свой­ством сваливаться обладает также шерсть верблюда, козы, ламы, не­которых пород собак.

Технология валяния во всех странах была сходной. Сам принцип основан на том, что шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой, благодаря которому волокна могут сцепляться друг с другом. По­сле стрижки шерсть животных промывали, просушивали, расчесывали, окрашивали при помощи натуральных красителей. Подготовленную таким образом шерсть выкладывали в несколько слоев, смачивали во­дой, сворачивали в рулон и катали по земле. Особенно крупные из­делия, например ковры, валяли, привязав рулон к седлам всадников.

Конечно, в разных регионах традиции войлоковаляния были окра­шены своим национальным колоритом. В древности из него делали не только головные уборы и обувь, но даже домашнюю утварь, доспехи и стены юрт. Считается, что в России войлок появился благодаря мон- голо-татарам. В нашей стране особенно ценили теплоизоляционные свойства войлока, с удовольствием носили валенки, а также использо­вали этот материал для хозяйственных нужд. Позднее было налажено промышленное производство войлока — фетра.

Несмотря на то что изделия из войлока представлены в музеях мно­гих стран (в Эрмитаже выставлен уникальный пазырыкский войлок V века до н.э.), имена войлочных дел мастеров прошлых эпох до нас не дошли. Но зато на наших глазах современные дизайнеры и модельеры обращаются к этому материалу. Удивительная особенность валяных изделий заключается не только в их практических свойствах, но так­же в уникальности и неповторимости свалянного вручную войлока. «Валяние допускает свободу формы и цвета, к которой я всегда стре­милась», — делится дизайнер из Финляндии Каролина Арвиломми.

Теперь, когда первые опыты в освоении шерсти остались позади, дизайнеры смело используют все возможности этого пластичного, бо­гатого по цвету и фактуре материала, экспериментируют с формами. Художница из Петербурга Юлия Романович рассказывает: «Когда про­изошла моя встреча с войлоком, серьезно учиться не удалось: тогда еще здесь было мало мастеров, мне просто показали принцип — как войлок получается, и я начала экспериментировать. И вот эта матовая пластичная структура, которой можно придавать форму (создавать ее я довольно скоро научилась), потребовала от меня изображения. Боль­ше всего я любила и умела изображать город, и вот я сваляла шляпу с изображением города. Шляпа — это сфера, пространство. Получился город без рамок, окружающий зрителя, вырастающий над ним, как ку­пол — разве это когда-нибудь удалось бы на плоском холсте?» (artforspb. ru/vsyo-delo-v-shlyape).

Возрождение традиции войлоковаляния принесло не только новый художественный подход к материалу, но и инновации в технике его создания. Традиционно войлок создавали при помощи воды или пара. Этот метод — так называемое «мокрое» валяние — является и сейчас основным в изготовлении войлочного полотна. Отдельно стоит упо­мянуть о технике приваливания шерстяных волокон к натуральным тканям (шелку, хлопку, льну) или сваливание шерсти с волокнами рас­тительного происхождения (лен, крапива, бамбук, кокос) и шелковы­ми волокнами. Эта техника получила название нано- или нуновойлок (от английского nunofelt или немецкого nunufilz).

Экспериментируя с волокнами, художники создают удивительные фактуры, в комбинации матовой шерсти с благородно поблескиваю­щим шелком возникают новые оптические эффекты. Мастера откры­ли для себя искусственные (например, вискоза) и синтетические (на­пример, нейлон) волокна, которые сами не обладают способностью сваливаться, но в комбинации с натуральной шерстью позволяют до­биться необычных эффектов, создать новую фактуру. Кроме эстетиче­ского значения, использование волокон и тканей в нуновойлоке имеет и утилитарный смысл: они армируют изделие, придают ему прочность. Кроме «мокрого» способа создания войлока, существует также «сухое» валяние. Сваливание шерсти происходит при помощи специальных игл с насечками. Иглопробивные машины выпускают сейчас не толь­ко для промышленного, но и для домашнего использования. С игла­ми для валяния работают и вручную — именно так создают объемные объекты, например игрушки.

Такие широкие возможности в обработке шерсти, ее пластичность побуждают мастеров к новым экспериментам. Шерсть комбинируют не только с другими тканями, волокнами или пряжей, но и с природ­ными, флористическими материалами: скелетизированными листья­ми, перьями, деревянными фрагментами.

Тема природы очень близка мастерам войлока: обращение к нату­ральным материалам в своем творчестве часто становится манифестом в защиту экологии. «Планета Земля — меньше, чем кажется» — так сформулировали организаторы тему последней выставки, приглашая участников и зрителей подумать о хрупкости нашей планеты. Смысло­вой доминантой экспозиции стала инсталляции из войлока и корней деревьев художницы и драматурга из Голландии Агнес Спруит «Тан­цуя вокруг Матери-Земли». Посетителям мероприятия предлагали написать небольшое послание о любимом уголке природы, о красоте Земли и о тревоге за нее и затем прикрепить к инсталляции. В рамках этой темы был также представлен проект «Природа обнимает меня», в который вошли коллекции одежды группы голландских фельтмей- керов Карин Геман, Эльс ванн Лис, Сесиль Круип и Диты Блом.

В этот раз наряду с традиционными мастер-классами в рамках вы­ставки впервые проходили самые настоящие «Войлочные бои». Сце­нарий проведения боев разработала Юлия Хабарова, бессменная руко­водительница Творческой мастерской «ЮлиАнна». Пять талантливых фелтмейкеров — Юлия Козырева, Ульяна Удинцева, Анастасия Миро­нова, Елена Найденова и Ольга Цхай — должны были на глазах у зри­телей создать предмет одежды в экостиле. На работу было отведено шесть часов, причем мастера не знали заранее, что из материалов им будет предоставлено. В ходе боев зрители получили уникальную воз­можность наблюдать мастеров за работой, а более искушенные смогли оценить различия в технологиях на всех этапах: раскладки, валяния, посадки изделий. И именно зрителям предстояло выбрать победитель­ницу, которой стала Анастасия Миронова, создавшая элегантный при­таленный жакет.

В заключение хочется отметить, что выставка «Новая жизнь тради­ций» вновь продемонстрировала, как растет интерес к войлоку. Все больше модельеров и дизайнеров обращаются к этому неповторимо­му материалу, мастерство исполнения совершенствуется и даже сама идея использования в творчестве натуральных материалов приобретает социально значимый оттенок, побуждая задуматься о взаимоотноше­ниях человека с природой.



Другие статьи автора: Степанова Анна

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба