Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №31, 2014
Пятая международная выставка художественного войлока и арт- текстиля «Новая жизнь традиций». ТВК «Гостинка ART», Санкт- Петербург. 26 октября — 3 ноября 2013
Выставка «Новая жизнь традиций» была задумана на волне растущего интереса к новому, а точнее сказать, хорошо забытому старому материалу и впервые состоялась в феврале 2009 года в Петербурге. Она собрала около сорока участников — профессионалов и любителей из ближнего и дальнего зарубежья. Традиционные техники работы с текстилем представляли мастера из Киргизии и Узбекистана. Особенный интерес вызвали работы мастеров из Финляндии Каролины Арвилом- ми и Родерика Уэлша, которые работают с художественным текстилем уже более двадцати лет. Участвовали мастера из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Петрозаводска (иллюстрации см. во вклейке).
Уже тогда на выставке был представлен широкий спектр возможностей войлока: посетители увидели предметы одежды, сумки, украшения, картины и игрушки. Проект вызвал такой интерес, что вторая выставка была организована в ноябре того же года и с тех пор проводится регулярно. Хочется отметить, что если посетители шли на первую выставку скорее из любопытства, ожидая увидеть вариации на тему валенок, то теперь под словом «войлок» искушенные зрители подразумевают дизайнерскую одежду, экстравагантные украшения и даже инсталляции. Каждый год в рамках выставочного проекта кипит жизнь: для участников и посетителей проводятся экскурсии, встречи, мастер- классы. Сейчас это единственное настолько масштабное мероприятие в Петербурге, посвященное художественному войлоку. В этом году выставка сменила адрес и впервые прошла в театрально-выставочном комплексе «Гостинка ART», в самом сердце северной столицы.
Войлок начал набирать популярность в России около десяти лет назад. Конечно, и раньше носили валенки и фетровые шляпки — изделия из нетканых шерстяных материалов. Но теперь речь зашла уже о совсем другом войлоке. Оказалось, что валять шерсть можно своими руками в домашних условиях. В магазинах для рукоделия появилась натуральная непряденая шерсть всевозможных оттенков, творческие студии начали приглашать на мастер-классы по валянию или фелтингу.
Сначала чаще всего использовали именно заимствованные обозначения этого вида рукоделия: фелтинг от английского felt (войлок), филь- цевание — от немецкого filz (войлок). Дело в том, что интерес к художественному войлоку пришел к нам из Европы, где этот материал не выходит из моды уже более двадцати лет. Приживется у нас, видимо, все же русское, сразу понятное и легко запоминающееся слово «валяние».
Научиться валять очень заманчиво, ведь в этой технике можно изготовить практически все, что угодно: предметы одежды и обуви, головные уборы, украшения, игрушки и даже интерьерные объекты. При этом сам процесс изготовления войлока довольно прост, мастер может обучить азам ремесла буквально в течение одного занятия. Впрочем, как и любой другой вид рукоделия, валяние требует терпения, а для создания авторского изделия нужны фантазия и вкус.
Модницы быстро оценили и полюбили войлок. Шерсть — материал натуральный, экологически чистый, теплый, мягкий и легкий. Неслучайно центральным событием на выставке стало дефиле Felt Fashion Show, в рамках которого свои коллекции показали российские и голландские модельеры. В рамках года дружбы России и Голландии в выставке приняли участие несколько фелтмейкеров из Нидерландов. И именно голландская художница по войлоку Анни Вельдкамп завоевала гран-при.
Одежда из натуральной шерсти «дышит», прекрасно защищает от холода и сырости. Эти свойства валяных изделий были известны еще в древние времена — археологи находят свидетельства использования войлока на территории от Тибета до современной Финляндии. Историки считают, что валять человечество научилось раньше, чем прясть, ткать или вязать. Валяние возникло и развивалось независимо во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Основной материал для создания войлока и в те времена, и сейчас — овечья шерсть, хотя свойством сваливаться обладает также шерсть верблюда, козы, ламы, некоторых пород собак.
Технология валяния во всех странах была сходной. Сам принцип основан на том, что шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой, благодаря которому волокна могут сцепляться друг с другом. После стрижки шерсть животных промывали, просушивали, расчесывали, окрашивали при помощи натуральных красителей. Подготовленную таким образом шерсть выкладывали в несколько слоев, смачивали водой, сворачивали в рулон и катали по земле. Особенно крупные изделия, например ковры, валяли, привязав рулон к седлам всадников.
Конечно, в разных регионах традиции войлоковаляния были окрашены своим национальным колоритом. В древности из него делали не только головные уборы и обувь, но даже домашнюю утварь, доспехи и стены юрт. Считается, что в России войлок появился благодаря мон- голо-татарам. В нашей стране особенно ценили теплоизоляционные свойства войлока, с удовольствием носили валенки, а также использовали этот материал для хозяйственных нужд. Позднее было налажено промышленное производство войлока — фетра.
Несмотря на то что изделия из войлока представлены в музеях многих стран (в Эрмитаже выставлен уникальный пазырыкский войлок V века до н.э.), имена войлочных дел мастеров прошлых эпох до нас не дошли. Но зато на наших глазах современные дизайнеры и модельеры обращаются к этому материалу. Удивительная особенность валяных изделий заключается не только в их практических свойствах, но также в уникальности и неповторимости свалянного вручную войлока. «Валяние допускает свободу формы и цвета, к которой я всегда стремилась», — делится дизайнер из Финляндии Каролина Арвиломми.
Теперь, когда первые опыты в освоении шерсти остались позади, дизайнеры смело используют все возможности этого пластичного, богатого по цвету и фактуре материала, экспериментируют с формами. Художница из Петербурга Юлия Романович рассказывает: «Когда произошла моя встреча с войлоком, серьезно учиться не удалось: тогда еще здесь было мало мастеров, мне просто показали принцип — как войлок получается, и я начала экспериментировать. И вот эта матовая пластичная структура, которой можно придавать форму (создавать ее я довольно скоро научилась), потребовала от меня изображения. Больше всего я любила и умела изображать город, и вот я сваляла шляпу с изображением города. Шляпа — это сфера, пространство. Получился город без рамок, окружающий зрителя, вырастающий над ним, как купол — разве это когда-нибудь удалось бы на плоском холсте?» (artforspb. ru/vsyo-delo-v-shlyape).
Возрождение традиции войлоковаляния принесло не только новый художественный подход к материалу, но и инновации в технике его создания. Традиционно войлок создавали при помощи воды или пара. Этот метод — так называемое «мокрое» валяние — является и сейчас основным в изготовлении войлочного полотна. Отдельно стоит упомянуть о технике приваливания шерстяных волокон к натуральным тканям (шелку, хлопку, льну) или сваливание шерсти с волокнами растительного происхождения (лен, крапива, бамбук, кокос) и шелковыми волокнами. Эта техника получила название нано- или нуновойлок (от английского nunofelt или немецкого nunufilz).
Экспериментируя с волокнами, художники создают удивительные фактуры, в комбинации матовой шерсти с благородно поблескивающим шелком возникают новые оптические эффекты. Мастера открыли для себя искусственные (например, вискоза) и синтетические (например, нейлон) волокна, которые сами не обладают способностью сваливаться, но в комбинации с натуральной шерстью позволяют добиться необычных эффектов, создать новую фактуру. Кроме эстетического значения, использование волокон и тканей в нуновойлоке имеет и утилитарный смысл: они армируют изделие, придают ему прочность. Кроме «мокрого» способа создания войлока, существует также «сухое» валяние. Сваливание шерсти происходит при помощи специальных игл с насечками. Иглопробивные машины выпускают сейчас не только для промышленного, но и для домашнего использования. С иглами для валяния работают и вручную — именно так создают объемные объекты, например игрушки.
Такие широкие возможности в обработке шерсти, ее пластичность побуждают мастеров к новым экспериментам. Шерсть комбинируют не только с другими тканями, волокнами или пряжей, но и с природными, флористическими материалами: скелетизированными листьями, перьями, деревянными фрагментами.
Тема природы очень близка мастерам войлока: обращение к натуральным материалам в своем творчестве часто становится манифестом в защиту экологии. «Планета Земля — меньше, чем кажется» — так сформулировали организаторы тему последней выставки, приглашая участников и зрителей подумать о хрупкости нашей планеты. Смысловой доминантой экспозиции стала инсталляции из войлока и корней деревьев художницы и драматурга из Голландии Агнес Спруит «Танцуя вокруг Матери-Земли». Посетителям мероприятия предлагали написать небольшое послание о любимом уголке природы, о красоте Земли и о тревоге за нее и затем прикрепить к инсталляции. В рамках этой темы был также представлен проект «Природа обнимает меня», в который вошли коллекции одежды группы голландских фельтмей- керов Карин Геман, Эльс ванн Лис, Сесиль Круип и Диты Блом.
В этот раз наряду с традиционными мастер-классами в рамках выставки впервые проходили самые настоящие «Войлочные бои». Сценарий проведения боев разработала Юлия Хабарова, бессменная руководительница Творческой мастерской «ЮлиАнна». Пять талантливых фелтмейкеров — Юлия Козырева, Ульяна Удинцева, Анастасия Миронова, Елена Найденова и Ольга Цхай — должны были на глазах у зрителей создать предмет одежды в экостиле. На работу было отведено шесть часов, причем мастера не знали заранее, что из материалов им будет предоставлено. В ходе боев зрители получили уникальную возможность наблюдать мастеров за работой, а более искушенные смогли оценить различия в технологиях на всех этапах: раскладки, валяния, посадки изделий. И именно зрителям предстояло выбрать победительницу, которой стала Анастасия Миронова, создавшая элегантный приталенный жакет.
В заключение хочется отметить, что выставка «Новая жизнь традиций» вновь продемонстрировала, как растет интерес к войлоку. Все больше модельеров и дизайнеров обращаются к этому неповторимому материалу, мастерство исполнения совершенствуется и даже сама идея использования в творчестве натуральных материалов приобретает социально значимый оттенок, побуждая задуматься о взаимоотношениях человека с природой.