Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №31, 2014
«Странная история моды: из-под замка на подиум» (A Queer History of Fashion: From the Closet to the Catwalk). Галерея специальных выставок Музея Института технологии моды, Нью-Йорк. 13 сентября 2013 — 4 января 2014
Одно из самых значимых свойств одежды — способность в сжатой форме передавать смысл, вложенный в нее дизайнером или тем, кто ее носит. Этот смысл, в свою очередь, заставляет окружающих определять и классифицировать человека, выбирающего ту или иную одежду, в соответствии с заданными культурными категориями, среди которых не последнее место занимает триада «пол — гендер — сексуальная ориентация». Подобные суждения, выносимые мгновенно и регулярно, настолько внутренне присущи нам, что кажутся естественными, неизменными и неоспоримыми. Выставка, посвященная истории квир-моды, невероятно важна и невероятно, что она, подробно исследующая этот вопрос, проводится впервые. «Странная история моды: из-под замка на подиум», проходившая с 13 сентября 2013 года по 4 января 2014 года, отражает сложность этой темы, одновременно показывая, как трудна обсуждаемая проблема для категоризации и изучения.
Фред Деннис, старший куратор по костюму, и Валери Стил, директор и главный куратор Музея Института технологии моды, надеются, что это событие будет способствовать созданию «более благоприятной атмосферы для тех, кто оказался изолированным из-за своей сексуальной ориентации, гендерной идентичности или ее выражения», говорится в выставочном каталоге. Выставка уделяет много внимания вкладу квир-стиля в моду, но касается и более общих вопросов, связанных с трудностями выявления, категоризации и полноценного определения этого стиля.
Экспозиция, как видно из названия, строится в основном по хронологическому принципу, позволяя проследить смену культурного климата в каждую эпоху с точки зрения приятия или отвержения ею квир-сообществ. Преимуществом такой линейной организации является наглядность чередующихся настроений: традиционность одежды 1950-х годов, созданной модельерами — скрытыми гомосексуалистами, такими как Диор, Бальмен, Мейнбохер, резко контрастирует с фрачными брюками, которые лишь десятью годами раньше начала носить Марлен Дитрих. Уличный стиль и высокая мода оказались на одном идейном уровне: «клоны Кастро», как в 1970-е годы стали называть жителей одноименного квартала Сан-Франциско (кожаная безрукавка, укороченные джинсы и ковбойские сапоги в сочетании с подчеркнуто мужественным телосложением), представлены рядом с белым шелковым костюмом Jean Paul Gaultier, сходство которого с ярким образцом контркультуры Сан-Франциско выглядит карикатурно.
Выставка выявила политический потенциал моды: на дальней стене зала развешаны в ряд футболки 1980-х годов, направленные на привлечение внимания к проблемам ЛГБТК-сообщества и повышение информированности о ВИЧ. Небольшой подраздел выставки посвящен влиянию на моду Стоунволлских бунтов 1969 года, после которых гей- идентичность в Америке стала ассоциироваться уже не с чудаковатой эксцентричностью, а с более грубым, идеализированным представлением об атлетической мужественности. Трудно вообразить на одном и том же мужчине, а тем более — в одном выставочном зале розовый с блестками костюм, накидку Либераче и суровый наряд «клонов Кастро», однако их сравнительная близость говорит о перевороте, обусловленном изменением политической обстановки. Сам физический облик мужчины здесь также является важным показателем: грубоватая кожаная одежда конца 1980-х — начала 1990-х годов была рассчитана на совершенно иное телосложение, чем одежда в стиле панк и модные молодежные вещи 1960-х и 1970-х годов.
Хронологический порядок подчеркивает успехи в достижении равенства, по крайней мере в прогрессивно-либеральном и гостеприимном Нью-Йорке. Признание геев и лесбиянок существенно возросло со времен Стоунволла, достигнув своего пика в июле 2011 года, когда городские власти узаконили однополые браки. Обе эти вехи в истории ЛГБТ-движения нашли свое отражение в выставке, где в последнем зале показали три свадебных ансамбля для однополых пар, которые надевали нью-йоркские геи и лесбиянки на церемонию бракосочетания. Однако недостаток хронологического изложения истории заключается в том, что она исключает тематическую организацию экспонатов. На выставке угадывается множество разновидностей квир-стиля, и встает вопрос: как систематизировать то, что порой нарочито не поддается систематизации? Тем не менее некоторые тематические линии все же просматривались и требовали более подробного рассмотрения.
Одна из затронутых вскользь тем, которые можно было бы развить более подробно, — взаимосвязь между модой и насилием. Не в одном случае одежда явно демонстрировала свои защитные функции. Например, халат, принадлежавший Ноэлу Кауарду, был снабжен плакатом со словами, которые английский драматург сказал в разговоре с Сесилом Битоном: «Важно не оставлять открытой ни одну брешь, чтобы не дать публике повода для насмешек... Я подвергаю себя беспощадному критическому осмотру перед выходом. Водолазка или неподходящий галстук подвергают вашу репутацию опасности». Это вроде бы шутливое замечание эксцентричного человека также поднимает проблему риска, которому подвергается человек, посредством одежды раскрывающий свою идентичность во враждебно настроенном обществе, и особой осторожности, которую ему приходится соблюдать в таких обстоятельствах, чтобы избежать изучающих взглядов, агрессии, а иногда и целенаправленного насилия. Саймон Дунан, креативный директор Barney's, сказал в интервью, размещенном на сайте выставки, что «геи очень чувствительны к идее представления себя, смене облика, маскировки», особенно когда гомосексуализм находится вне закона, как это было в Англии, когда Дунан был подростком. «Маскировка» в таких случаях становится не просто одним из внешних средств создания имиджа, но насущно необходимой защитой.
Весьма ощутимым, по крайней мере для автора этой рецензии, было то, что кураторы выбрали легкий путь, сосредоточившись в основном на модельерах-гомосексуалах и нескольких знаковых лесбийских образах, исключив гендерные идентичности и сексуальные ориентации, не вписывающиеся в эту бинарную оппозицию. Можно сказать, что из всего ЛГБТК-сообщества «Л» и «Г» были вполне представлены, но где же остальные, будь то бисексуалы, трансгендеры, неопределившиеся, асексуалы, пансексуалы или кто-то еще? Одно из немногих указаний на трансгендеров сбивает с толку своей односторонностью: экспликация рядом с джинсовым рабочим комбинезоном, какие носит лесбийская модель, а в прошлом — автомеханик, Дженни Шимицу, утверждает, что «успех ее нетрадиционной красоты помог проложить путь» для Леи Ти (транссексуальной модели, изначально мужского пола), Андрея Пежича (трансгендерного манекенщика, предпочитающего говорить о себе в женском роде и участвующего как в мужских, так и в женских показах) и Кейси Леглер (женщины, демонстрирующей мужскую одежду). Нестандартный образ Шимицу, хотя интригующий и явно притягательный, имеет мало общего с ежедневной борьбой, которую приходится вести трансгендеру, отстаивая свое право на физический облик, «незаконно», по мнению окружающих, им присвоенный. Другие образцы «классического» лесбийского стиля, такие как спортивная и рабочая одежда, кажутся чисто символическими и граничат с эссенциализмом, вызывая недоумение по поводу того, действительно ли лесбийская мода находится на столь ранней стадии развития.
В силу разных причин в других местах не пришли к такой же мере приятия гомосексуализма, как в Нью-Йорке, но и там, к сожалению, еще встречаются предрассудки и насилие, особенно в отношении трансгендерных мужчин и женщин. Согласно данным ежегодного отчета Национальной коалиции программ против жестокости и насилия из ненависти, трансгендеры в 3,32 раза чаще подвергались насилию со стороны полиции по сравнению с людьми, чей гендер соответствует биологическому полу, а трансгендерные женщины подвергались насилию в 2,90 раза чаще, чем все пострадавшие и жертвы в целом. Почему бы не сделать больший акцент на рассмотрении всех разновидностей квир-моды, тем более что проблема равенства трансгендеров все еще ждет своего решения?
Как показывает выставка, большей степени признания гей- сообщества в Нью-Йорке во многом способствовала мода и ее ключевая роль в упрочении культурного капитала города. Возможно, члены трансгендерного сообщества (пока) не внесли существенного вклада в экономику модной индустрии Нью-Йорка, но они, как никто, остро осознают решающую роль одежды и внешности в самовыражении (или самозащите), и было бы интересно увидеть более развернутый критический анализ этой проблемы, особенно теперь, когда визуальные средства дают возможность положительно воздействовать на общество.
Можно ли этого добиться с помощью моды как источника прибыли или нужен более обширный набор средств, в том числе мультимедийный и междисциплинарный подходы, исследующие создание имиджа и гендерные границы, — вопрос, который следует обдумать. В этом смысле чувствовалась неполнота выставки, ограничивающейся лишь одеждой, тогда как возможности мультимедиа могли бы быть более многогранными, они углубили бы наше видение и понимание темы, для чего одной одежды недостаточно. Тем не менее каталог выставки проясняет многие из этих спорных моментов, поскольку включает в себя разные размышления на темы, связанные с квир-стилем, как и симпозиум, на котором присутствовали многие видные ученые и люди, могущие компетентно рассуждать о квир-стиле. Хотя трансгендеры снова оказались большей частью за пределами обсуждения, и каталог, и симпозиум являют собой новые ступени в научном осмыслении предмета.
Еще одна мысль, на которую наводит выставка, состоит в том, что очень трудно рассматривать работу дизайнера в отрыве от наших знаний о нем, и здесь экспозиция основывалась на предположении, что мода многое говорит о своем создателе. В некоторые периоды связь между модельером и костюмом была нерасторжимой: форма моряка яркого цвета фуксии так же ярко иллюстрирует представления о гомосексуальном мужчине в неразборчивые 1980-е годы, как и личность своего автора, неподражаемого французского дизайнера Жан-Поля Готье, чья гей-идентичность вполне открыто проявляется в его работах этого времени. Что касается других модельеров, то разглядеть их вклад в квир-моду трудно. Например, обретшее теперь культовый статус шелковое мини-платье со змеиным принтом от Александра Макку- ина (весна — лето 2010), к тому же ставшее эмблемой выставки, едва ли связывается с какой-то выраженной гомосексуальной идентичностью, вероятно, потому, что тематически разнообразное и сложное творчество Маккуина не подпадало ни под какие принятые категории. Является ли платье со змеиным принтом символом квир-моды лишь на том основании, что его придумал дизайнер, определявший себя как гея? В тексте выставочного каталога Стил затрагивает эту проблему, указывая на то, что созданное модельером не может «не иметь ни малейшего отношения» к его сексуальной ориентации. Однако она также замечает, что однозначно соотносить ту или иную моду с геями или лесбиянками не слишком правильно, если дизайнеры хотят избежать классификаций и навешивания ярлыков, и было бы слишком узко рассматривать платье Маккуина (и даже костюм Гальяно) исключительно в контексте сексуальной ориентации модельера.
Все эти длительные размышления возвращают нас к основному вопросу выставки: что именно представляет собой квир-мода? В зависимости от того, что мы понимаем под модой, мы можем всегда воспринимать результат творчества человека нетрадиционной ориентации как связанный с его квир-идентичностью, подразумевая, что на всем им созданном лежит этот отпечаток. Если же мы будем придерживаться мнения, что связь между означаемым и означающим произвольна, как это сделал бы французский семиотик и ранний теоретик моды Ролан Барт, то непонятно, почему костюм моряка цвета фуксии от Готье должен в большей или меньшей степени относиться к квир-стилю, чем платье Маккуина? Но если бы на выставке оказалась майка Национальной баскетбольной ассоциации США, принадлежащая Джейсону Коллинзу1, сочли бы мы это ошибкой? Едва ли, ведь Коллинз — первый профессиональный спортсмен, открыто позиционирующий себя как гея.
Рассуждая таким образом, мы все более затрудняемся ответить, что является частью квир-моды, а что — нет. Выставка поднимает эти вопросы, но с наибольшей очевидностью указывает на то, как много работы (в области науки и идеологии, политики и систематизации) еще предстоит проделать, чтобы прийти к удовлетворительному решению.
Перевод с английского Татьяны Пирусской
Примечание
1. Коллинз Джейсон (род. 1978) — американский баскетболист, выступавший в Национальной баскетбольной ассоциации. 29 апреля 2013 г. в журнале Sports Illustrated он признался в своей гомосексуальной ориентации, став первым среди действующих спортсменов ведущих американских спортивных лиг. (Прим. ред.)