Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №34, 2014-2015
Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (2014. Vol. 18.2)
Введение
Одежда как форма невербальной визуальной коммуникации
является мощным проводником провокационных социальных
заявлений, поскольку последние не обязательно конструируются
или воспринимаются на сознательном или рациональном уровне.
Крейн (Crane 2000: 237)
Область исследований, именуемая «теорией моды», традиционно уделяет много внимания «стильному» костюму и, как правило, почти не занимается одеждой, которую носят обычные люди, — разумеется, если речь не идет о субкультурных группах, стоящих у истоков той или иной модной традиции. Стиль «панк», например, недавно заслужил окончательное признание в мире современной высокой моды: в 2013 году ему была посвящена выставка в Метрополитен-музее в Нью-Йорке под названием «Панк: от хаоса к моде». Британские «клубные стили» 1980-х годов были официально приняты модным сообществом в том же году, что и маркировала выставка в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Вместе с тем прошло тринадцать лет с тех пор как Диана Крейн исследовала виды костюма, характерные для различных социальных классов, в своей масштабной работе, посвященной социальному содержанию моды и стиля. Многие полагали, что появление этой книги положит начало дебатам по поводу одежды, которая не связана ни с высокой модой, ни с субкультурными стилями. Этого, однако, не произошло. «Повседневный» костюм по-прежнему плохо изучен. Заявляя, что «большинство женщин не интересуются модой» (Crane 2000: 241), Крейн имела в виду идеализированные образы высокой моды. К собственной одежде люди далеко не безразличны. Ниже я попытаюсь показать, что в недавнее время в этой сфере образовался новый тип самопрезентации, не связанный с высокой модой, весьма специфический по содержанию и заслуживающий внимания исследователей моды.
(Продолжение читайте в печатной версии журнала)