Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №34, 2014-2015
Когда несколько лет назад я впервые начала заниматься теорией моды, я была поражена тем, что это направление научных исследований поставило в центр считающиеся обычно маргинальными группы, в частности геев и лесбиянок. Нигде больше в науке я не сталкивалась с такими горячими спорами вокруг фигуры денди, который размывает четкие гендерные, сексуальные и классовые границы, совершая свой туалет напоказ, и не читала текстов об их одержимых модой английских предшественниках — изнеженных денди XVIII века. Кроме того, у меня появилась возможность читать лекции о моде как главном инструменте создания и разрушения классовой, гендерной и сексуальной идентичности. До того как начать изучать моду, я занималась гендерными исследованиями и увидела все теории о гендере и сексуальности в новом свете — в свете той значимой роли, которую играли повседневные практики моды в формировании этих теорий.
Особенно интересен в этом плане рубеж веков, когда благодаря сексологам Рихарду фон Крафт-Эбингу (Krafft-Ebing 1965) и Хэвлоку Эллису (Ellis 1895) получила распространение идея о том, что сексуальная идентичность человека — не только внутреннее качество, но может быть также связана с внешностью. И Эллис, и Крафт-Эбинг утверждали, что склонность женщины одеваться в элегантные мужские костюмы и смокинги свидетельствует о ее гомосексуальности, о «внутренней патологии»1. В то время как для некоторых женщин такие переодевания были средством расширить свою сферу общения, другим они служили эротическим кодом, выражающим их вожделение по отношению к другим женщинам. В таком случае переодевание и/или мужская манера поведения становились манифестацией их лесбийской идентичности. Мне интересны и более современные гендерные и сексуальные теории, обычно обозначаемые понятием «квир-теория» и ассоциирующиеся в первую очередь с именами Джудит Батлер (Butler 1990) и Джудит Халберстам (Halberstam 1998). Обе в размышлениях о гендере и сексуальности отталкивались от моды, рассматривая в качестве примеров королев (Батлер) и королей (Халберстам), переодевавшихся в одежду противоположного пола, и делая вывод, что гендер и сексуальность являются социальными конструктами, что мужественность и женственность — свободные означающие, а не естественные, заданные и неизменные качества.
Конечно, теоретики моды, такие как Элизабет Уилсон (Wilson 1985), утверждали это еще до Батлер и Халберстам. Уилсон во многом опередила свое время — в том числе как феминистка, которая не осуждала моду, а видела в ней важное социальное средство, которое позволяет выразить личность и тело как культурно значимые концепты, а также предоставляет негетеросексуальные способы творчески противостоять жестким гендерным нормам. Можно сказать, что она одной из первых сделала шаг в сторону квир-моды.
Все более странная мода
Кстати, о слове «квир». Это очень интересное словечко, получившее за последнее десятилетие широкое распространение, в том числе и в области исследований моды. Исторически английское слово queer использовалось во многих значениях: как синоним странности, отклонения от нормы, аномалии, а также как разговорная и оскорбительная характеристика гомосексуалистов. Квир-теория, как она впервые была определена Терезой де Лауретис в 1991 году, стала методом, успешно применявшимся при критике построенных на идентичности исследований о геях и лесбиянках и при споре с гетеростскими предпосылками о том, что считается теорией и знанием (de Lauretis 1991: iii–xviii). Идеи де Лауретис в слегка переработанном виде вошли в область культурных исследований, где они стали аналитическим понятием, перформативом, способом считывания культурного текста. Квир-метод прочтения восходит в первую очередь к работам Ив Кософски Сэджвик (Sedgwick 1997: 1–37), которая оперировала понятиями «параноидальной» и «восстановительной» моделей чтения. Параноидальная установка тесно связана с симптоматическим прочтением, ищущим в культурном тексте умолчаний, пропусков и намеков. Параноидальная модель отличается подозрительностью; в ней ставится целью выявить, как гетерозм формирует наши знания и вытесняет на периферию негетеросексуальные элементы. Восстановительная модель — более позитивная форма критики; ее цель — скорее вскрывать умолчания, чем просто указывать на них. Она стремится восполнить имеющиеся знания и указать широкий спектр возможностей прочтения (Ibid.: 24–28).
Способ выжить: семиотика гей-моды
Если в аналитической концепции Сэджвик симптомами гетеросек-систской культуры названы умолчания и пропуски, то теоретик моды и предшественник квир-теории Ролан Барт в своих работах и особенно в своей теории дендизма обращал внимание на «выступающие детали» (Barthes 2005: 60–64). В отличие от многих исследователей моды, Барт рассматривает дендизм не только как историческое явление и определенную самоидентификацию. Для него денди воплощает в себе особое отношение к одежде. Иными словами, для Барта «денди» — в первую очередь теоретико-аналитический инструмент. В его эссе «Дендизм и мода» часто усматривают критику серийного производства из-за фразы «мода убила дендизм». Однако мало кто обратил внимание на его мысль по поводу деталей, конструирующих образ. Почему он акцентирует внимание на «почти незаметных», «пустячных» штрихах в наружности денди? Потому что эта мелочь — важнейший показатель непохожести денди. И это непохожесть не в смысле собственного стиля одежды, а в смысле дистанции по отношению к гетеросексуалам: по Барту, деталь принадлежит к дискретным знакам, рассчитанным на опознание человека «такими же, как он сам».
Только подумайте о «невидимках», о которых пишет Шон Коул в своей прекрасной книге «Наденем свою одежду» (Don We Now Our Gay Apparel2) (Cole 2000: 59–69), и о французском интеллектуале, читающем модные женские журналы и разрабатывающем теорию детали в дендизме. Эта теория была адресована посвященным — весьма остроумное изобретение скрытого гомосексуалиста. Барт создал свою квир-теорию — или, скорее, квир-семиотику? — поскольку у него не было другого выхода. Быть гомосексуалистом значило скрывать свою идентичность, а принадлежать к группе значило уметь расшифровывать эти невидимые знаки. Важно помнить исторический контекст, в котором появилась теория Барта: это было время, когда даже такие организации, как «Общество Маттачине», советовали геям и лесбиянкам следовать в одежде конвенциональным моделям, чтобы быть принятыми гетеросексуальным сообществом. Организация призывала геев и лесбиянок сменить броскую одежду на более традиционную: женщин — носить юбки, мужчин — рубашки, галстуки и костюмы. «Респектабельная» и «привычная» манера одеваться объявлялась предпочтительной по сравнению с подчеркнуто иным обликом, чтобы заставить гомосексуалистов вернуться к норме.
С периферии в центр
Геи и лесбиянки действительно научились выражать свою ориентацию не прямо, а через одежду, стиль и поведение. Следует заметить, что современное понимание гомосексуальности сформировалось одновременно со взглядом на современное общество как на «общество внешнего» (Sennett 1992: 152–153), а на костюм — как на семиотическую систему, подобную языку, по отношению к которой индивидуальные стили являются дискурсами (Barthes 1990). Обе концепции оказались спасительными для субкультуры геев и лесбиянок в среде гомофобии и гетерозма. «Гей-семиотика» (Fisher 1977) помогла выжить сексуально маргинальным группам.
Две выставки, прошедшие в Нью-Йорке одновременно осенью 2013 года: «История квир-моды: из-под замка на подиум», организованная Валери Стил и Фредом Деннисом в Музее при Институте технологии моды, и «Мир моды Жан-Поля Готье: с улицы на подиум», изначально организованная Монреальским музеем изящных искусств при участии самого Жан-Поля Готье и воссозданная в Бруклинском музее, — представляют интересную точку зрения на развитие этой истории, а также на культурный и теоретический сдвиг от понятия гомосексуальности к понятию «квир». Они также заставили меня задуматься о разнице между «гей-выставкой» или «тематикой нетрадиционной ориентации» и «квир-выставкой». Это различие заметно уже в подзаголовках обеих выставок, предполагающих перемещение с периферии к центру. Название выставки в Институте технологии моды предполагает, что мода некогда находилась взаперти, но теперь выходит в открытое пространство. Другое название, «С улицы на подиум», говорит о скачке из области (низкой) уличной культуры в область высокой культуры — мир высокой моды.
Подзаголовки обеих выставок отсылают к недавним теоретическим дискуссиям. Название выставки в Институте технологии моды напомнило мне о классической работе Ив Кософски Сэджвик «Эпистемология чулана» (1991), где она утверждает, что западная эпистемология лучше всего описывается метафорой чулана. «Чулан» для нее не конкретное место, но дискурсивное пространство, связанное для общества с тайнами, замалчиванием и эвфемизмами. Оно создает границы, разделяющие частное и публичное, видимое и невидимое. Что касается выставки Готье, то ее название предполагает критику «эффекта просачивания» моды, о котором говорил Георг Зиммель (Simmel 1971). Как известно, Зиммель считал, что мода определяется классовыми различиями, а ее изменения происходят в результате действия противоположных сил. Он полагал, что верхние классы общества задают эталон моды и, как только этот эталон «просачивается» в низшие классы, верхние классы изменяют норму и процесс начинается заново. Однако выставка Готье наводила на другие мысли — что моду определяет именно обыденная, «уличная» культура. Подзаголовок выставки Готье соответствует современным теоретическим подходам, согласно которым серийное производство сделало моду общедоступной и подчиняется установлениям не высших классов, а улицы и субкультур (ср.: English 2007).
На выставке Готье были представлены вещи из коллекций модельера с 1970-х годов по настоящее время. Ее целью было показать, как искусно Готье создает из уличных стилей и сексуальных субкультур желанные предметы высокой моды. На переднем плане оказались также связи Готье со СМИ и медийной культурой и его личное знакомство с такими знаменитостями, как Мадонна, сделавшее его, по общему признанию, ведущим дизайнером-деконструктивистом в мире моды. За выставкой в Институте технологии моды стояла и другая, более общая мысль: что вплоть до наших дней геи и лесбиянки оставались вне истории моды — как во многом они оставались и вне истории искусства (ср.: Cooper 1995; Duberman 1997; Hammond 2000; Fernandez 2001) — и что эта выставка восстанавливала в правах их наследие в области моды. Поэтому она, хоть и была небольшой, охватывала значительный период времени — от XVIII века по наше время, — представляя отдельные наряды одержимых модой изнеженных английских денди и склонных к переодеваниям девиц, элегантные мужские костюмы лесбиянок начала ХХ века, футболки активистов борьбы со СПИДом 1980-х годов с политическими лозунгами вроде Safe Sex Is Hot Sex и костюмы, надевавшиеся для однополых брачных церемоний в 2000-х годах. На выставке также были перечислены модельеры, несомненно бывшие гомосексуалистами, но никогда не показывавшие этого открыто: Кристиан Диор, Кристобаль Баленсиага, Перри Эллис, Руди Гернрайх, придумавший купальник без лифа и халаты унисекс и основавший «Общество Маттачине», и Мадлен Вионне, которая, как предполагается на сайте выставки, «возможно, была бисексуалкой».
На выставке были представлены и изделия модельеров, которые были открытыми гомосексуалистами, в том числе бандажные бальные платья Джанни Версаче, легендарный «Смокинг» Ива Сен-Лорана, розовые моряцкие костюмы Жан-Поля Готье, мужские юбки и бархатное оранжевое платье с коническим лифом, а также, скорее, относящаяся к стилю унисекс одежда от Джил Сандер. Упоминались и гомосексуальные клиенты некоторых модельеров: например, Ларри Крамер, который, как утверждали, надевал костюм от Ива Сен-Лорана. Хотя организаторы предполагали проследить историю квир-моды, на самом деле они, скорее, показали гомосексуальных дизайнеров и их творчество. Большинство экспонатов, однако, никак не нарушали гендерные рамки и представляли собой скорее образцы женской высокой моды. Критерий, из которого кураторы исходили в своей «истории квир-моды», относился скорее к сексуальной ориентации (знаменитого) модельера, чем к роли одежды в становлении квир-моды.
От одежды к самоопределению: за рамками
Выставка в Институте технологии моды меня как-то не удовлетворяет, хотя хочу заметить, что это немаловажное событие. Если гомосексуальность — или, более обобщенно, негетеросексуальность — является такой существенной частью и творческим импульсом моды, нужно не участвовать в (вос)создании запертого чулана. Эта тема должна так или иначе присутствовать во всех посвященных моде выставках, ведь мода всегда тесно связана с телом, полом и сексуальностью. Одновременно я не могу не задаваться вопросом, действительно ли здесь затрагивалась какая-то новая проблема: большинство затронутых тем широко обсуждались в области моды, истории искусства и гендерных исследований. Более того, разве выставка не послужила подтверждением одного из самых назойливых стереотипов: что модельер-мужчина — гомосексуалист, придумывающий красивые платья для (гетеросексуальных) женщин? Вызывает сомнения, повлияет ли выставка, подчеркивающая гомосексуальную ориентацию дизайнера, на гомофобию, играющую такую важную роль в пренебрежении к моде? Характерно, что выставка отстала и в другом плане: хотя название предполагало, что речь пойдет о квир-моде, на самом деле предметом внимания оказалась гей-мода. Кроме того, на выставке прямо и настойчиво акцентировалась сексуальная ориентация модельера: «Диор был гомосексуалистом», — и это в сопроводительном тексте, объясняющем, какое отношение созданное им вечернее платье имеет к квир-моде. Следует спросить, распространяется ли сексуальная ориентация дизайнера на придуманные им/ею вещи, делая их также гомосексуальными? Если да, то как быть с моделями, созданными негомосексуалистами? Можно ли включать их в историю квир-моды? Для чего понадобился список гомосексуальных дизайнеров?
Проблема была в том, что на выставке в Институте технологии моды проигнорировали понятие идентичности. Именно этот вопрос с 1990-х годов был центральным для квир-теории, и при попытке ответить на него выяснилось, что определить составляющие гомосексуальности — или, проще говоря, кого считать геем и лесбиянкой, — совсем не так просто. Несмотря на то что есть немало модельеров, считающих себя геями или лесбиянками, огромное количество людей к ним не относится. Вопрос, возникающий у специалиста по квир-теории при взгляде на экспозицию, заключается в том, как знание о сексуальной ориентации дизайнера соотносится с его творчеством? Зависит ли квир-мода от сексуальной ориентации модельера? Если бы мы не знали, что модельер гомосексуалист, что бы мы увидели?
Другая проблема квир-теории заключается в том, что возникают сложности при попытке задним числом причислить к гомосексуалистам исторических персонажей, живших до середины XIX века. Хотя Алан Брей (Bray 1988) связывает формирование современного понимания гомосексуальности с концом XVIII века и лондонскими мужскими борделями, говоря о сообществе мужчин со сходным образом мыслей, носивших похожую одежду и говоривших на собственном жаргоне, он также указывает, что эти собрания необязательно предполагали секс. Хотя «сексуальное желание было подоплекой всего происходящего… оно часто выражалось в том, что они вместе пили, флиртовали и сплетничали в дружеском кругу» (Ibid.: 84). Кроме того, Брей полагает, что значимость этих борделей определялась тем, что в них гомосексуальность стала осознаваться как больше чем половой акт — «как способ существования» (Jagose 1996: 12). Сообщество их посетителей, модных денди, расшатало твердые, обусловленные классовым делением правила выбора одежды. Именно поэтому, а не из-за своей предполагаемой сексуальной ориентации, они со временем вошли в историю культуры. Эти персонажи — лишь собирательные образы, которые, вслед за Бартом, мы можем теперь использовать, изучая квир-моду и прослеживая отклонение от традиции в моде, а не в людях.
По следам освободительного гей-движения
Один из вопросов, пробужденных этой выставкой: зачем рассматривать квир-моду с точки зрения идентичности в период, когда специалисты по квир-теории в последние десятилетия только и занимались деконструкцией связанных с идентичностью категорий? Я не хочу сказать, что это понятие совершенно утратило смысл после появления квир-теории, но его использование стало явно проблематичным. В своем весьма прямолинейном подходе к понятию идентичности организаторы выставки, по-видимому, пошли по следам Освободительного движения геев и лесбиянок (Gay and Lesbian Liberation Movement). Одним из его главных идеологических принципов было побудить людей открыто демонстрировать свою сексуальную ориентацию — именно по этому пути пошли в Институте технологии моды, перечислив «модельеров-гомосексуалистов». Целью Освободительного движения было путем личной и коллективной открытости перевести лесбиянство и гомосексуализм из разряда патологий в разряд допустимых возможностей самоопределения (Vänskä 2009: 227–235). Эта новая стратегия открытости во многом опиралась на политику идентичности, явно нацеленную на то, чтобы поставить под сомнение одну из негласных привилегий гетеросексуальности — ее «невидимую видимость». Когда женский и мужской гомосексуализм стали более заметными внешне, так называемое «подозрение в гомосексуализме» повсеместно распространилось среди американцев (Seidman 1998: 183). Эта идеологическая установка определенно присутствовала и на выставке: открыв публике сексуальную ориентацию модельера, организаторы намеревались показать допустимость гомосексуальности в истории моды. А может быть, даже распространить «подозрение в гомосексуальности» на моду в целом. Как таковая эта цель похвальна и достойна восхищения.
Однако после появления квир-теории возможны некоторые сложности при проведении выставки, которая основана на политике идентичности освободительного движения и на которой утверждается, например, что дизайнер, никогда открыто не показывавший свою гомосексуальность, был геем. Надо отвлечься от конкретных модельеров и спросить: как проявляется нетрадиционная ориентация в его творчестве? Разрушают ли его модели гетеросексуальную нормативность (Warner 1991: 3–17) моды, ставят ли они под сомнение границы мужского и женского, оставляют ли место для других видов сексуальности, помимо жестких рамок идентичности?
Положительной чертой выставки было то, что она позволила ясно увидеть историческую специфику мужского и женского гомосексуальных костюма и стиля. Хотя сегодня переодевания и гендерная двусмысленность стали одной из переменчивых модных тенденций, некогда они служили средством рассказать о своей сексуальности подобным себе. Визуально отличающийся облик гомосексуалиста — безусловно важная веха в истории политики идентичности Освободительного движения геев и лесбиянок 1970-х годов. Костюмы, представленные на выставке, также свидетельствовали, что не бывает трансисторических сексуальных иден-тичностей — наоборот, эти стили определены конкретными историческими особенностями в рамках своего исторического и социального контекста. Не существует подлинного мужского или женского гей-стиля.
Долго и счастливо?
Если история квир-моды формируется идентичностью и соответствующими ей стилями, то чем определяется ее настоящее или будущее? Судя по этой выставке, тем, что люди вступают в брак в одинаковых костюмах. Или, как мы узнаем о двух женщинах, планирующих свою свадьбу: «Не уступим самому Распутину. Мы терпеть не можем платьев». Разумеется, каждый волен вступать в брак в той одежде, какая ему по душе, и обходиться при этом без платья с рюшечками. Однако я не уверена, что это единственная тенденция в квир-моде. На самом деле до сих пор неясно, имеют ли отношение к квир-моде те, кто вступает в однополые браки, — или, когда говорят о квир-стиле, все еще имеют в виду модификации мужской одежды и стиля унисекс. Почему бы не показать женщин, вступающих в брак в платьях с рюшечками? Разве это недостаточно необычно? Как бы то ни было, самые горячие споры в области квир-теории на сегодняшний день касаются гомосексуальных браков. По мнению Лорен Берлан (Berlant 2011), однополый брак можно назвать стремлением к недостижимой благопристойности: как продвижение по социальной лестнице, как возможность найти избавление от позорного клейма гомосексуалиста в надежной (моногамной) связи. Некоторые считают гомосексуальные браки подчинением гетеросексуальной норме, то есть ассимиляцией, отказом от таких призывов квир-политики, как сексуальная свобода. Для других такие браки знаменуют лишь расширение нового либерального, построенного на частной собственности государства, где социальные привилегии (например, связанные со здравоохранением) распространяются главным образом на тех, кто состоит в браке (см.: Bernstein & Taylor 2013). А по мнению третьих, однополые браки являются не чем иным, как символом эпохи «гомонормативности», которая приходит на смену «гетеронормативности» (Duggan 2002: 175–194).
Хотя стремление просветить широкую публику отчасти оправдывает акцент на идентичности, с точки зрения науки такой подход, увы, весьма сужает горизонты. Он сосредоточивается на квир-идентичности, а не на методе, с помощью которого можно анализировать одежду и объяснить ограниченность и пробелы дискурса идентичности. На выставке, в результате акцента на идентичности, были в основном представлены костюмы, не вписывавшиеся в традиционное понимание мужественности и женственности, например мужские костюмы Марлен Дитрих и современных лесбийских невест/женихов или экстравагантная розовая с блестками мантия Либераче. Излишнее внимание к идентичности таит в себе опасность, что история квир-моды окажется поверхностной, включающей в себя лишь (открытых) гомосексуалистов-модельеров и любителей переодевания.
Только мужчины и европейцы?
В этой связи меня особенно интересует вопрос о лесбиянках, берущих на себя женскую роль (так называемых «фэм»): как могла бы выглядеть фэм-история моды — или она не имеет отношения к квир-моде? Теоретически фэм-история моды могла бы влиять на моду (Volcano & Dahl 2008). Фэм-мода не вписывается в представления ни о традиционной, ни о лесбийской моде и бросает вызов любым однозначным определениям моды, гендера и сексуальности: лесбийскому и гетеросексуальному, женскому и мужскому, фемининному и маскулинному, — указывая на то, что лучше не начинать разговор о квир-моде в привычных терминах идентичности. Фэм-мода требует, скорее, множественности и гибкости подходов. На самом деле с этой точки зрения понятно, что мода как таковая несет в себе что-то от этой «странности» и что даже в популярной женской моде можно обнаружить двусмысленные элементы, пусть внешне она и не подвергает сомнению гендерные рамки. Фэм-мода — женственная одежда для женственных женщин — показывает перформативность квир-моды, ее способность конструировать гендер и сексуальность, а не просто отражать в манере одеваться устойчивую гомосексуальную идентичность.
Заслуга этой выставки в том, что ей удалось передать подвижность и противоречивость моды: несмотря на попытку классифицировать гендерные и сексуальные идентичности, она также размывает привычные границы — между гетеросексуальностью и гомосексуальностью, мужским и женским, пассивным и активным. Мне хотелось бы увидеть раздел, посвященный роли фэм в истории квир-моды, поскольку я уверена, что они также могут играть в ней определенную роль, сравнимую с той, какую характерный для фэм взгляд сыграл для понятия взгляда в целом (Vänskä 2005: 65–85). Нет причин полагать, что классическая женская мода — высокие каблуки, открытые платья, облегающие блузки и брюки — непременно гетеросексуальна. Нет необходимости лишний раз повторять, что и явные примеры лесбийской моды равноценны гендерной нейтральности, универсальности или мужественному стилю. Следовало бы рассмотреть связь между платьем фэм и женским телом, но пока нас оставили в заблуждении, что квир-мода строится на идентификации. Для такого анализа могли бы послужить многие современные примеры — лесбиянки «фэм» из телесериала «Секс в другом городе» или сами его постфеминистские героини. Было бы интересно узнать, что сказали бы кураторы о влиянии этих образов на историю квир-моды.
Кроме того, при организации выставки имело смысл учесть также недавние споры о том, что понятие квир-моды стали относить только к культовым европейцам-мужчинам (Halberstam 2005: 219–233), таким как гомосексуальные модельеры или денди. Не все гомосексуальные дизайнеры — мужчины и европейцы, а дендизм явно существовал и существует не только в Европе (Miller 2009). То, что в 2013 году на выставке квир-моды не был представлен ни один неевропейский модельер или заказчик, выглядит как тревожный симптом. Напрашиваются возражения в духе постколониальной критики: выставка, предметом которой становится мифическое прошлое квир-моды, а главным героем — европеец-гомосексуалист, провоцирует также приукрашенное видение гей-моды (Muñoz 1999). Оно затрудняет критический анализ этого прошлого, которое тем не менее продолжает существовать в настоящем; например, анализ того, насколько мир моды все еще остается европейским, культурно однородным и маскулинным, несмотря на ее «глобализацию» и обращенность к универсальному «квир-субъекту».
Танцы на улице
Лучшим — и самым необычным — разделом выставки в Институте технологии моды была, безусловно, экспозиция футболок активистов борьбы со СПИДом. Она не только ставила под сомнение традиционное понимание (высокой) моды, но также больше соответствовала названию выставки: термин «квир» напрямую связан со СПИДом и активистскими движениями, которые отчасти и создали теорию, вошедшую в науку 1990-х годов под названием квир-теории. Активисты борьбы со СПИДом проблематизировали осмысление понятия «индивид» в медицине, перенесли акцент с идентичности на половой акт и расширили сам термин, распространив его не только на геев и лесбиянок, но и на бисексуалов, трансгендеров, проституток и зараженных ВИЧ (Jagose 1996: 94). Эта коллекция футболок живо напоминала о том, как ЛГБТ-сообщество было вынуждено предпринять какие-то меры и кардинально пересмотреть свою тактику. Образование квир-сообщества было протестом против понятия идентичности, а одежда играла важную роль в борьбе с гомофобией. Это собрание футболок показало, что мода может быть действенным инструментом квир-активизма, хотя сама по себе идея футболок с политическими лозунгами в конце ХХ века уже не была чем-то новым.
Что активисты борьбы со СПИДом сделали для идентичности и ее проявления в одежде, то Жан-Поль Готье сделал для высокой моды и использования в ней гендерных кодов лишь несколькими годами раньше. Готье больше, чем кого бы то ни было, можно назвать основателем квир-моды. Работа Готье — яркий пример того, как модельер выходит за рамки однозначной идентичности и творчески пользуется ее элементами как конструктором, из которого можно складывать бесчисленные комбинации деталей. Выставка в Бруклинском музее позволила увидеть, что Готье — не просто открыто утверждающий свою гомосексуальность дизайнер, который придумал корсет с конусообразным лифом и мужскую юбку. Источником вдохновения для него была улица, особенно гомосексуальная субкультура и ее стереотипные образы: бретонский моряк (хотя сам Готье также связывал полосатый морской костюм со своей матерью и тем, как она одевала его в детстве), трансвеститы мужского пола, фетишисты, занимающиеся проституцией мужчины и женщины, гей-панки.
Пусть выставка Готье и рассказывала о художнике, подпадающем под стереотип модельера-европейца, она раскрывала источники его вдохновения и показывала вещи в отрыве от сексуальной ориентации дизайнера. Даже если он отталкивался от сексуальных субкультур, он был способен и творчески преобразовать субкультурные «гей-коды» в инструмент, позволяющий изменять моду в более широком смысле и пролагать пути к новым возможным моделям самоопределения, не связанным непосредственно ни с какой конкретной идентичностью. Свои корсеты и конусообразные бюстгальтеры он придумал не только для женщин — их могут носить и мужчины. Готье недаром называют enfant terrible моды: на выставке было очень наглядно показано, что он в своем деле никогда не стремился ни к респектабельности, ни к элегантности, предпочитая деконструкцию гендера, моды и стереотипов вкуса (Vinken 2004: 119–126). Он также представляет собой образец дизайнера, использующего все знаки — будь то знаки сексуальные, как в его «Будуаре», субкультурные, как в «Панках», этнические, как в «Городских джунглях», или религиозные, как в его коллекции «Рабби Шик» — в качестве свободных означающих, из которых художник, иронизируя и играя, может составлять различные коллажи.
Выставке Готье также удалось стать примером нового подхода к моде: хотя она и представляла собой парад манекенов, это были не немые куклы, а некие постгуманистские киборги а-ля Донна Харауэй. Они оживали благодаря анимации в духе Тони Оуслера, которая проецировалась на пустые лица, и манекены пели, подмигивали, смотрели на зрителя и разговаривали с ним в облике самого Готье, приветствующего посетителей у входа. В каждом зале была своя особая атмосфера, менявшаяся в зависимости от экспозиции. Например, ранняя коллекция «Панки» (1977) была представлена в уличных декорациях, с граффити и одеждой, сделанной из нетрадиционных материалов, в соответствии с идеологией панков: мусорных пакетов, неопрена и рваной джинсовой ткани. Фирменное изделие Готье, бюстгальтер с конусами для Мадонны, и корсеты, из нижнего белья превратившиеся в обычную одежду, помещались в будуаре, обитом розоватым шелком, — что подчеркивало чувственность этих предметов и их связи с телом (Мадонны).
Жан-Поль Готье никогда не боялся эпатажа — и в этом явно сказываются последствия Освободительного движения геев, — что сделало эту выставку настоящей выставкой квир-моды. Он соединил условности гендерных дресс-кодов с тем, что знал о субкультурах, и успешно содействовал деконструкции значения гендера, сексуальности, костюма и моды. Это была не просто выставка моды, но мультимедийное шоу, где смешивались и сочетались детали и материалы, обычно ассоциирующиеся с мужской или женской одеждой. Одно можно сказать наверняка: Жан-Поль Готье — крупнейшая фигура в истории квир-моды. Возможность одновременно увидеть выставку в Институте технологии моды и выставку Готье оказалась настоящим удовольствием и ценным впечатлением, над которым я еще долго буду размышлять. Обе эти выставки, несмотря на все отмеченные мной недостатки, побуждают к обсуждению квир-теории, моды и истории. Остается только надеяться, что это лишь начало, отправная точка для новых исследований, дискуссий и выставок. Сегодня, когда в некоторых странах, например в Российской Федерации, на права геев и лесбиянок идет жесткое наступление, особенно важно поддерживать обсуждение квир-подтекста всей культурной продукции, включая моду. Организаторам этих двух выставок удалось отразить сложность затронутого вопроса, указав задачи, определяемые самим форматом выставки. Выставки моды неизбежно сосредоточены вокруг предметов, несущих значения, которые очень трудно выявить и объяснить зрителю. Мультисенсорная выставка Готье показала, что кураторам модных выставок приходится сталкиваться с необходимостью проработки композиции и другими неизменными проблемами. На выставке Готье задача была решена творчески, стиранием границ между выставкой мультимедийного искусства и моды. Поместив костюмы и коллекции одежды в творческий контекст, организаторы сместили акцент с отдельных предметов и моделей на фантастический мир моды Жан-Поля Готье. Выбор в качестве «героя» одного дизайнера также придал выставке большую целостность. Хотя по своему устройству эта выставка была более сложной, экспозиция в Институте технологии моды была более многомерной и глубокой по своему содержанию. Я хочу отдать должное Валери Стил и Фреду Деннису, работавшим над этой выставкой: показать ЛГБТ-идентичности, а уж тем более разрушить их — непростая задача. Обе выставки определенно указали на необходимость дальнейшей разработки задач, стоящих перед выставкой квир-моды, а также ее возможного вклада в историю этой странной моды.
Перевод с английского Татьяны Пирусской
Литература
Barthes 2005 — Barthes R. Dandyism and Fashion // Andy Stafford and Michael Carter (eds). The Language of Fashion / Trans. Andy Stafford. Oxford: Berg, 2005 [1962]. Pp. 60–64.
Barthes 1990 — Barthes R. The Fashion System. Berkeley, CA: University of California Press, 1990 [1967].
Berlant 2011 — Berlant L. Cruel Optimism. Durham, NC; London: Duke University Press, 2011.
Bernstein & Taylor 2013 — Bernstein M., Taylor V. The Marrying Kind?: Debating Same-Sex Marriage within the Lesbian and Gay Movement. Minneapolis, MN: University of Minneapolis Press, 2013.
Bray 1988 — Bray A. Homosexuality in Renaissance England. London: Gay Men’s Press, 1988.
Butler 1990 — Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. N.Y.; London: Routledge, 1990.
Cole 2000 — Cole Sh. “Don We Now Our Gay Apparel”: Gay Men’s Dress in the Twentieth Century. Oxford: Berg, 2000.
Cooper 1995 — Cooper E. The Sexual Perspective: Homosexuality and Art in the Last 100 Years in the West. London; N.Y.: Routledge, 1995 [1986].
de Lauretis 1991 — de Lauretis T. Queer Theory: Lesbian and Gay Sexualities // differences: A Journal o f Feminis t Cultural Studies. 3(2). 1991. Pp. iii–xviii.
Donoghue 1993 — Donoghue E. Passions between Women. British Lesbian Culture 1668–1801. N.Y.: Harper Collins Publishers, 1993.
Duberman 1997 — Duberman M. (ed.). Queer Representations: Reading Lives, Reading Cultures. N.Y.; London: New York University Press, 1997.
Duggan 2002 — Duggan L. The New Homonormativity: The Sexual Politics of Neo-liberalism // Castronovo R. & Nelson D.D. (eds). Materializing Democracy: Toward a Revitalized Cultural Politics. Durham, NC; London: Duke University Press, 2002.
Ellis 1895 — Ellis H. Sexual Inversion in Women // Havelock E. (ed.). Studies in the Psychology of Sex. N.Y.: Random House, 1895 [1900].
English 2007 — English B. A Cultural History of Fashion in the Twentieth Century: From the Catwalk to the Sidewalk. Oxford: Berg, 2007.
Fernandez 2001 — Fernandez D. L’Amour Qui Ose Dire Son Nom: Art et Homosexualité. Paris: Stock, 2001.
Fisher 1977 — Fisher H. Gay Semiotics. A Photographic Study of Visual Coding among Homosexual Men. San Francisco, CA: NFS Press, 1977.
Halberstam 1998 — Halberstam J. Female Masculinity. Durham, NC; London: Duke University Press, 1998.
Halberstam 2005 — Halberstam J. Shame and White Gay Masculinity // Social Text. 2005. Vol. 23. № 3–4, 84–85. Pp. 219–233.
Hammond 2000 — Hammond H. Lesbian Art in America: A Contemporary History. N.Y.: Rizzoli, 2000.
Jagose 1996 — Jagose A. Queer Theory. Carlton South: Melbourne University Press, 1996.
Krafft-Ebing 1965 — Krafft-Ebing R. von. Psychopatia Sexualis. N.Y.: Bell Publishing, 1965 [1886].
Miller 2009 — Miller M.L. Slaves to Fashion: Black Dandyism and the Styling of Black Diasporic Identity. Durham, NC: Duke University Press, 2009.
Muñoz 1999 — Muñoz J.E. Disidentifications: Queers of Color and the Performance of Politics. Minneapolis, MN: Minnesota University Press, 1999.
Sedgwick 1991 — Sedgwick E.K. Epistemology of the Closet. N.Y.: Harvester Wheatsheaf, 1991.
Sedgwick 1997 — Sedgwick E.K. Paranoid Reading and Reparative Reading, or You’re So Paranoid, You Probably Think This Introduction Is About You // Eve Kosofsky Sedgwick (ed.). Novel Gazing: Queer Readings in Fiction. Durham, NC; London: Duke University Press, 1997. Pp. 1–37.
Seidman 1998 — Seidman S. Are We All in the Closet? Towards a Sociological and Cultural Turn in Queer Theory // European Journal of Cultural Studies. 1998. 1(2). Pp. 177–192.
Sennett 1992 — Sennett R. The Fall of Public Man. N.Y.; London: W.W. Norton & Company, 1992.
Simmel 1971 — Simmel G. Fashion // Donald Levine (ed.). On Individuality and Social Forms. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1971 [1903]. Pp. 294–323.
Vinken 2004 — Vinken B. Fashion Zeitgeist: Trends and Cycles in the Fashion System. Oxford: Berg, 2004.
Volcano & Dahl 2008 — Volcano Del L., Dahl U. Femmes of Power: Exploding Queer Femininities. London: Serpent’s Tail, 2008.
Vänskä 2005 — Vänskä A. Why Are There No Lesbian Advertisements? // Feminist Theory. 2005. 6(1). Pp. 67–85.
Vänskä 2009 — Vänskä A. From Marginality to Mainstream: On the Politics of Lesbian Visibility during the Past Decades // McAuliffe M. & Tiernan S. (eds). Sapphists, Sexologists and Sexualities: Lesbian Histories. Vol. II. Cambridge: Cambridge Scholars Press, 2009.
Warner 1991 — Warner M. Introduction: Fear of a Queer Planet // Social Text. 1991. 9(4/29). Pp. 3–17.
Wilson 1985 — Wilson E. Adorned in Dreams: Fashion and Modernity. London: Virago, 1985.
Примечания
1. Трудно сказать, насколько исследования в области психологии и сексологии повлияли на лесбиянство или же уже существующие формы лесбиянства определили складывающуюся теорию. Историки и теоретики лесбиянства утверждали, что маскулинные лесбиянки существовали задолго до гипотез Эллиса и Крафта-Эбинга о сексуальной инверсии (см.: Donoghue 1993; Halberstam 1998).
2. Оригинальное название — строчка из популярной рождественской песни «Deck the Halls» — обыгрывает изменившийся со временем смысл слова «gay»: первоначальное значение «веселый» было впоследствии полностью вытеснено значением «гомосексуальный».