Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №20, 2011

Елена Тутатчикова
На что опирается японская модная индустрия, или Модное образование в Японии

Елена Тутатчикова —в 2011 году окончила Институт восточных культур и античности РГГУ. В сферу научных интересов входят история японской фотографии, визуальная культура Японии второй половины XIX — первой половины XX века. В 2009-2010 годах проходила стажировку в Токийском университете иностранных языков, обучалась модному дизайну в арт-колледже Bigakko.

 

Уже не первое десятилетие современные японская мода и дизайн вызы­вают горячий интерес во всем мире, никого не оставляя равнодушным. Токио по праву можно назвать одним из центров мировой моды. От­сюда начали свой путь такие знаменитые дизайнеры, как Йодзи Яма­мото, Кэндзо Такада, Рэй Кавакубо. Здесь на Токийской неделе моды ежегодно заявляют о себе новые молодые модельеры и бренды, а по районам Харадзюку или Дайканъяма щеголяют поклонники много­ликой японской уличной моды.

Откуда же возникает постоянный приток новых сил в японской мод­ной индустрии? Возможно, ответ нужно искать в здешних университе­тах, колледжах и школах, где дают образование в области моды. Япон­ские университеты и колледжи ежегодно выпускают на свет не только дизайнеров и модельеров-конструкторов, но и необходимых модной индустрии стилистов, журналистов, маркетологов и специалистов в других смежных областях.

Сегодня японское модное образование привлекает многих молодых людей со всего мира. Возможно, и в России есть желающие учиться модному делу в Японии—для них в нашей статье мы рассмотрим не­сколько школ, базирующихся в Токио.

 

Колледж дизайна одежды Бунка (Бунка Фукусо Гакуин) — Bunka Fashion College

 

История современного модного образования в Японии началась в 1919 году, когда была основана Школа пошива женской и детской одежды Намики. Это было первое образовательное учреждение, где стали преподавать технологию и дизайн одежды в европейском сти­ле. В 1936 году школа получила свое современное название — Колледж дизайна одежды Бунка (Бунка Фукусо Гакуин, в английском вариан­те — Bunka Fashion College).

С тех пор это самое респектабельное и известное модное учебное заведение Японии выпустило немало известных во всем мире дизайнеров. Среди них Кэндзо Такада, Йодзи Ямамото, Хироко Косино, Тисато Цумори, Кэйта Маруяма, Дзюнъя Ватанабэ.

Сейчас Колледж Бунка, занимающий лидирующие позиции в мод­ном образовании в Японии, является частью Образовательного фон­да Бунка Гакуэн (Bunka Gakuen), в структуру которого также входят Женский университет Бунка и Высшая школа Бунка (Bunka Fashion Graduate University). Кроме того, Фонд Бунка Гакуин владеет издатель­ством, выпускающим учебную и справочную литературу, а также один из самых влиятельных в Японии модных журналов — журнал «Соэн». Ежегодно для студентов, получающих образование в области моды, Фонд Бунка устраивает конкурс на Премию Соэн.

На большинстве факультетов Колледжа Бунка базовый курс, как правило, предусматривает образование в течение двух лет, после чего можно продолжить обучение по специализированной программе. По окончании четырех лет обучения выдается аттестат «высококвалифицированного специалиста», приравнивающийся Министерством культуры и образования Японии к аттестату бакалавра университета. Программа обучения в этом колледже дает комплексное образование в области моды, достаточное для того, чтобы стать специалистом в той или иной области.

В колледже несколько факультетов — модного дизайна, модных тех­нологий, коммуникации и маркетинга, прикладных искусств.

На факультетах модного дизайна и модных технологий в течение первых двух лет студенты главным образом получают знания в об­ласти дизайна и конструирования женской одежды как фундамента модного дизайна. Кроме того, изучаются история, теория моды и мод­ное производство. Как правило, специализация начинается с третьего курса. Так, на факультете модного дизайна оно идет по трем специ­альностям — дизайнер, модельер-конструктор и дизайнер от-кутюр. Также на этом факультете существует отделение исследований в области моды.

На факультете технологии распределение идет по отделениям про­изводства готовой одежды (отдельно в которую входит кафедра дизайна мужской одежды), производственного мерчандайзинга, дизайна вяза­ных изделий и др. Особенностью образования на факультете модно­го дизайна и факультете модных технологий является полноценный и разносторонний образовательный план, включающий в себя и тео­рию, и практику моды.

На факультете коммуникации и маркетинга обучают журналистов, стилистов и специалистов в области модного бизнеса.

В структуру факультета прикладных искусств входят курсы тек­стильного дизайна, дизайна головных уборов, обуви, сумок и аксес­суаров.

Колледж имеет несколько центров, материалы которых использу­ются в учебных целях,—это центры текстиля, костюма (здесь хранятся работы известных дизайнеров и студенческие работы—призеры кон­курсов), видеоматериалов. Также существуют Центр планирования, организующий выставки, лекции и показы, Музей костюма Бунка и огромная библиотека, включающая в себя 320 тысяч наименований литературы в области моды.

В настоящее время Колледж Бунка имеет более семидесяти отделе­ний по всей стране. Кроме того, он поддерживает обменную програм­му с лондонским колледжем Сент-Мартинс и Школой дизайна Парсонс в Нью-Йорке.

Иностранцы, желающие обучаться в Колледже Бунка, должны под­твердить на экзаменационном тесте по японскому языку знания, до­статочные для обучения на японском (уровень сложности экзамена равен второму уровню теста на знание японского языка «Нихонго но- рёку сикэн»). Помимо языкового теста, во вступительные испытания для иностранцев входит только собеседование.

 

Токийский арт-колледж модного дизайна (Токио фукусёку сэммон гакко) — Tokyo Fashion Art College

 

Кроме Колледжа Бунка, являющегося, без сомнения, лидером в япон­ском модном образовании, в Токио существует не один десяток мод­ных школ. Одна из самых старых — Токийский арт-колледж модного дизайна, основанный в 1946 году.

Подход к модному образованию в этом колледже отличается от про­граммы в Бунка: здесь она создана с расчетом трудоустройства в той или иной компании — производителе готовой одежды, и учебный про­цесс также приближен к рабочим условиям.

Колледж известен своей «оригинальной системой практики», по которой студенту предоставляется возможность набраться опыта на производстве или в компании, в зависимости от своей специальности. Нередко такая практика, сопровождающаяся подработкой для студен­тов, переходит в трудоустройство.

Токийский колледж модного дизайна нельзя назвать школой, при­званной сделать каждого своего студента художником мирового мас­штаба. Однако в ее более камерной и теплой атмосфере с индивиду­альным подходом к каждому есть свои преимущества. Студенту здесь предоставляется свобода действий и оказывается поддержка его идей, а организация совместных проектов с известными токийскими произ­водителями одежды позволяет приобрести опыт работы в модной ин­дустрии. Студенты также имеют возможность выставлять свои работы в связанных с колледжем магазинах в модных районах Токио Харад- зюку и Дайканъяма.

Образование в колледже проводится по курсу дизайна, конструи­рования, технологии, стилистов и бизнес-курсу.

Программа дизайна предусматривает обучение, дающее основы про­цесса производства одежды и создания коллекции для бренда — начи­ная от создания образа до реализации готовой продукции.

Процесс обучения модельеров-конструкторов приближен к услови­ям работы в компании, где задачей специалиста является изготовление конструкции по заданному дизайну.

Технический курс подразумевает обучение в области сценическо­го костюма. Здесь обучают студентов, желающих стать в дальнейшем театральными художниками по костюмам.

Каждая программа рассчитана на два года, однако желающие могут продлить обучение еще на два года. По окончании четырех лет выда­ется диплом специалиста.

Ежегодно колледж набирает небольшое число студентов. На отде­ление дизайна готовой одежды, конструктора и технолога — по 20 че­ловек, 50 — на бизнес-курс, на курс стилистов — 60 и на модельный курс — 10 человек.

 

Колледж Mode Gakuen

 

Колледж Mode Gakuen имеет отделения в Токио, Осаке, Нагое, а так­же в Париже.

Обучение здесь делится на курсы дизайна одежды, дизайна инте­рьера, модных технологий, графики, бизнеса, а также визажиста, сти­листа, парикмахера.

На отделении дизайна обучают по специальностям: дизайнер бренда, дизайнер готовой одежды, дизайнер мужской одежды, детской одеж­ды, дизайнер аксессуаров, обуви и головных уборов.

Так же как в Токийском колледже модного дизайна, в систему об­разования Mode Gakuen входят базовый двухгодичный курс, а также специальный курс в течение дополнительных двух лет, по окончании которого выдается диплом специалиста, равный диплому бакалавра университета. Кроме того, по окончании основной двухгодичной про­граммы учащийся имеет возможность поехать на стажировку в париж­ское отделение Mode Gakuen.

Помимо основной программы, в колледже есть вечерние курсы, которые могут посещать студенты других вузов, а также работающие люди.

Mode Gakuen известен своей «системой гарантированного трудо­устройства»: для каждого выпускника колледж находит компанию, принимающую его на работу.

Колледж открыт для иностранных студентов (в 2010 году здесь об­учались 270 иностранцев, преимущественно студенты из Азии), од­нако все занятия проводятся только на японском языке, поэтому от желающих учиться в Mode Gakuen требуется достаточное знание языка (не менее второго уровня экзамена Нихонго норёку сикэн). Для студентов-иностранцев, в достаточной степени владеющих разговор­ным, но недостаточно письменным языком, допускается проведение экзаменов в течение учебного года в устной форме. Также существует система поддержки иностранных студентов.

 

Esmod Japon

 

В 1994 году этот первый французский модный колледж открыл свое отделение сначала в Токио, а затем и в Осаке. Преподавание здесь ве­дется японцами и иностранцами, а выпускники нередко находят ра­боту за границей.

Обучение в колледже проходит по основной и дополнительной про­граммам. Экзаменационные испытания (в зависимости от специаль­ности включают сочинение, собеседование и показ работ) проводятся только для поступления на основную программу.

Основной курс делится на три направления: отделение модного твор­чества (три года обучения), отделение международного образования (три года) и отделение модного бизнеса (два года).

На международном отделении требуется знание английского язы­ка. Третий год обучения для учащихся этого отделения проходит в па­рижском Esmode, а по окончании курса обучения выдается сертифи­кат французского образца.

 

Школ, специализирующихся на модном образовании, в одном толь­ко Токио можно найти несколько десятков—выбор учебного заведения зависит от планов на будущее, амбиций и средств. Помимо специализи­рованных учебных заведений, существуют и арт-школы, в которых есть классы модного дизайна и конструирования (как в арт-школе Bigakko, интервью с ведущим преподавателем модного класса которой можно найти в 18 выпуске «Теории моды»), и арт-университеты, в которых на факультетах дизайна можно обучаться дизайну одежды или текстиля (например, в токийском Университете искусств Тама существует от­деление текстильного дизайна).

Иностранному абитуриенту следует знать, что система стипендий в японском вузе подразумевает возвращение стипендии в течение опре­деленного времени после окончания университета (как правило, сти­пендия от вуза выдается только японским студентам на конкурсной основе). Однако в Японии существуют фонды и организации, поддер­живающие иностранных студентов, например Japan Student Services Organization (JASSO). Ежегодно конкурсы на стипендии проводит Ми­нистерство культуры и образования Японии, однако не все образова­тельные учреждения участвуют в его программах.

Несомненную сложность для иностранца составляет обязательное знание японского языка для обучения в японском вузе или коллед­же. Выходом в этой ситуации может стать предварительное обучение в языковой школе. По всей Японии существует множество школ для иностранцев. Тем же, кто заинтересован в обучении в Колледже Бунка, можно посоветовать Институт японского языка, входящий в систему Образовательного фонда Бунка, являющийся по сути школой япон­ского языка для иностранных студентов.

 

Анкеты выпускников

 

Имя: Томохико Ивасаки

Возраст: 26 лет

Профессия: работает в агентстве по планированию производства мужской одежды, отделение текстиля

Окончил: Университет Мэйдзи, факультет политики и экономики (Токио); Колледж дизайна одежды Бунка, вечернее отделение факуль­тета модного дизайна; Esmod Japon, курсы модельера-конструктора

Колледж Бунка я выбрал потому, что мог заниматься там парал­лельно с учебой в университете, а также потому, что на выбранном мной отделении плата за учебу была на порядок ниже, чем в других колледжах.

Второе отделение (вечернее)—это курс, дающий исключительно базовые знания в основных областях: конструировании (к этому относится черчение базовых плоскостных конструкций и пошив только женской одежды), создании эскизов, изучении материалов, драпировке, истории моды и т.д.

Для меня это была школа, дающая довольно широкие знания и технику конструирования и дизайна одежды. Однако, как оказалось на практике, в работе на производстве этих знаний совершенно недостаточно, поскольку это всего лишь базовые знания. Причина в том, что многие из моих преподавателей занимались исключительно преподаванием, не работая в производстве одежды.

Если необходимо получить нечто большее, чем основы дизайна и прочие базовые знания, то следует не только учиться в колледже, но собственными путями искать своего наставника и свое место. Кроме того, необходимо четко понимать свою цель.

На курсы модельера-конструктора в колледже Esmod я пошел, уже ра­ботая, поэтому выбрал те, которые можно было посещать раз в неделю в выходной. Это были курсы конструирования женской одежды с расче­том на тех, кто уже обладает базовыми специальными знаниями.

Здесь преподавание ведется с большим расчетом на применение тех­ники и знаний на практике. Учат, например, черчению, какое применя­ется на производстве у современных производителей одежды.

 

Имя: Таканори Энами

Возраст: 44 года

Профессия: дизайнер, владелец бренда Engine Label

Окончил: Колледж дизайна одежды Бунка, факультет модных технологий, отделение технологии производства одежды

Я выбрал Бунка по совету своего старшего товарища, а также потому, что практически все известные японские дизайнеры были выпускниками этого учебного заведения.

Я хотел стать модельером-конструктором, поэтому выбрал отде­ление технологии производства одежды. В то время самыми крутыми были одежда из магазина Worlds End Малкольма Макларена и дизайн Джона Гальяно. Их переходящее все воображаемые границы понимание конструкции одежды оказало на меня сильное влияние. Именно поэтому я решил стать модельером-конструктором и во время ученичества только и делал, что копировал их одежду.

В колледже многие студенты были очень одаренными, быстро схва­тывали технику и обладали индивидуальным взглядом, поэтому твор­чество каждого было стимулом для всех нас.

Заданий и работы было много, поэтому некоторые из моих друзей даже бросили учебу. Конечно, период учебы в колледже был сложным, но именно благодаря Бунка я смог научиться тому, что впоследствии стало основой моего мастерства.



Другие статьи автора: Тутатчикова Елена

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба