Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №20, 2011

Мария Хачатурьян
От леопардовой шкуры к партийной символике

Gillow J. Textiles africains. Couleur et creativite a l’echelle d'un continent. Editions du Regard, 2009. 240 pp.

 

Распространенный стереотип, согласно которому африканские або­ригены разгуливают по джунглям голышом, несомненно, ошибочен. Несмотря на то что на большей части африканского континента кли­мат такой, что большой нужды укутываться нет, существуют и до­вольно прохладные области, где одежда необходима: зимой в Саха­ре температура опускается по ночам до -18 градусов; в сезон дождей в самых высоких точках Эфиопского нагорья температура держится в районе +8 градусов, а о снеге в Кейптауне во время Чемпионата мира по футболу 2010 года слышали, наверное, все.

Кроме того, немаловажную роль сы­грало распространение монотеистиче­ских религий—христианства, распростра­нявшегося в Северной Африке и Эфиопии с первых веков нашей эры, и ислама, ко­торый появился в Северной Африке в VII веке, а до Африки южнее Сахары по торговым путям добрался еще несколько столетий спустя. И имамы, и христианские священники призывали па­ству прикрыть наготу, но и без них африканцы прекрасно знали, что репродуктивные органы необходимо закрывать от сглаза и колдунов. Однако если до появления миссионеров африканцы использовали для этого преимущественно шкуры, кожу, специально выделанную кору, листья рафии, то собственно ткани появились не раньше первых мусуль­ман. Как показывают археологические раскопки (Bolland 1991), пер­вые тканые фрагменты в Африке южнее Сахары датируются XI веком, найдены они были на территории Мали, в гробницах, приписываемых теллемам (мифическим древним людям, которые жили в скальных пе­щерах и якобы умели летать), по технике изготовления сильно напо­минают современные западноафриканские ткани, что свидетельствует о непрерывности традиции.

Книга «Африканский текстиль. Цвет и творчество в масштабе кон­тинента» Джона Гиллоу представляет собой альбом, содержащий ин­формацию как о традиционных нетканых материалах, так и собствен­но о тканях. Пять глав посвящены различным частям африканского континента: Западной, Северной, Восточной, Центральной и Южной Африке. Среди недостатков книги можно отметить неравномерное распределение материала: Западной Африке уделено существенно больше внимания, чем остальным регионам. Кроме того, встречаются в тексте и фактические ошибки. Однако эти недостатки компенсиру­ются богатством иллюстративного материала: в книге около 600 цвет­ных и черно-белых фотографий тканей и тех, кто их носит; имеются также кадры, иллюстрирующие процесс изготовления, от ткачества до окраски. Иллюстрации сопровождаются достаточно подробным пояс­нительным материалом. Остановимся на некоторых наиболее харак­терных особенностях, изложенных в книге.

Западная Африка характеризуется методом ленточного ткачества: на трехопорном станке ткутся длинные ленты материи шириной от 2,5 до 45 сантиметров (в среднем около 10-15 сантиметров), которые затем режутся и сшиваются край в край. Для ткачества могут исполь­зоваться как окрашенные, так и неокрашенные нити хлопка, шерсти или вискозы. Используется, как правило, полотняное переплетение, нередко добавляется дополнительная нить основы или утка, за счет чего создается рисунок, от простого геометрического до сложных изображений животных, букв и тому подобных орнаментов. Особый вид тканей, так называемые kente, изготавливают ашанти в Гане: там ткутся небольшие прямоугольники шириной те же 10-15 сантиме­тров и длиной 25-30 сантиметров, при этом используются специаль­ные станки-таблетки. Эти прямоугольники затем сшиваются в поло­сы, которые, в свою очередь, сшиваются между собой. Kente активно экспортируются в США, где приобрели бешеную популярность, став даже символом афроамериканской идентичности (Ross 1998): из них шьют одежду для черных кукол, в них одеваются молодожены, музы­канты, и даже Билл Клинтон на встрече с президентом Ганы Джер­ри Ролингсом в 1998 году с удовольствием обернулся в подаренную ему kente — продолжая традиции светских хроник, добавим, что сам Джерри был одет в тунику из шкуры леопарда.

При всем разнообразии традиционных техник фабричный хлопок, выкрашенный в технике воскового батика, в современной Западной Африке встречается гораздо чаще. Существует целая иерархия со­циокультурных ценностей, которые приписываются тому или иному типу хлопка в зависимости от его качества и производителя: настоя­щий батик, или true wax, ввозится из Голландии и Англии и стоит боль­ших денег; существуют более дешевые, но тем не менее качественные варианты, имитирующие восковую печать, называемые fancy. С тех пор как в начале 2000-х годов к рынку активно подключился Китай с его недорогими подделками, эта иерархия была нарушена, а многие местные фабрики были вынуждены остановить производство (Sylvanus 2006).

Характерной чертой текстиля в Северной Африке является вышив­ка — несомненно, в этом проявило себя османское влияние; кроме того, ряд предметов одежды — например, пояса — выполнены в камчатой технике. В рисунке нередко прослеживается влияние Средиземномо­рья, откуда в XV-XVI веках в Африку в массовом порядке бежали ев­реи и мавры.

В Южной Африке одежда зулусов нередко состоит из одних лишь набедренных повязок и разного рода бисерных браслетов, поясов и ожерелий. Такие предметы одежды многофункциональны: например, зулус имеет возможность, выплетая из бисера название политической партии, показать свою политическую ангажированность. Помимо Юж­ной Африки, бисер используется в долине реки Омо1 в Эфиопии, где из него также делают браслеты и диадемы и вышивают им шкуры. Бисер доставляется из Чехии фирмой Jablonex, которая является, очевидно, наследницей предприятий, ввозивших в Африку богемское (а также венецианское) стекло еще в те времена, когда его с успехом обмени­вали на золото и рабов (Picard 1987); сейчас на такой неравноценный обмен рассчитывать не приходится.

В Восточной Африке примечательны легкие белые хлопковые тка­ни, из которых шьют одежду эфиопские амхара. Кроме того, в Кении в настоящее время происходит бум фабричного производства тканей, которые используют для изготовления современных национальных костюмов. Например, в Эфиопии оромо предпочитают заворачивать­ся в яркий набивной хлопок, мужчины народностей хамар и банна ис­пользуют для набедренных повязок полосатые синтетические ткани, а воинственные мурси и маасаи накидывают на плечи толстые клет­чатые ткани, причем мурси предпочитают сине-фиолетовую гамму, а маасаи — красную.

Отдельный интерес представляют собой техники окраски ткани. Наиболее распространенной техникой, используемой на всем конти­ненте, является окраска с помощью разного рода ограничителей: это может быть вышивка волокном рафии, которое не пропускает краску, зашивание узелков и полос, которые затем, при распускании, дают непредсказуемый рисунок, а также использование крахмала или вос­ка, которые наносятся либо непосредственно, либо с помощью специ­альных штампов. Таким образом красят не только отрезы ткани, но и готовые вещи. При этом могут использоваться натуральные местные красители, полученные из охры, индиго, хны и других растений, либо импортированные. Нередко за окраской стоит сложный химический процесс: например, при производстве тканей типа bogolan (Lantambe 1999), национальной одежды в Мали, любимого сувенира европейских туристов, ткань сначала окунают в отвар листьев местного дерева, ко­торый окрашивает ее в желтый цвет. Затем наносится контур рисунка специальной грязью, которая выдерживается больше года. После этого наносится сам рисунок другим типом грязи, который содержит оксид железа, входящий в реакцию с таниновой кислотой, содержащейся в отваре, которым красили фон. В результате рисунок приобретает ин­тенсивный черный цвет. Затем грязь смывается, а желтый фон обес­цвечивается с помощью щелочи.

Набивной рисунок встречается крайне редко, одним из исключе­ний являются малийские ткани adinkra с черным рисунком, полу­ченным с помощью штампов, вырезанных из калабаса, при этом от­мечается, что основой являются импортированные из Китая ткани. Эти ткани используются в торжественных случаях: на похоронах, и тогда фон окрашивается в красный цвет, или на праздниках — в этом случае фон остается белым. Ручная роспись нечасто, но использует­ся, как, например, у ритуальных одежд народа ашанти, которые по­крываются арабскими каллиграфическими надписями, при том что сами ашанти не исповедуют ислам — традиция заимствована из Се­верной Африки. Помимо этого, довольно распространена апплика­ция, которая нашла применение, например, при изготовлении во­енных флагов народа фанти (Гана), которые служили в свое время посредниками между британцами и империей Ашанти в торговле слоновой костью, золотом, рабами и другими колониальными това­рами. В частности, флаги содержали изображение «Юнион Джека», выполненное с помощью аппликации, имевшее, как предполагалось, магическую силу.

Отдельно стоит рассказать о сырье, из которого изготавливается текстиль. Помимо упомянутых хлопка, вискозы, шерсти используются также волокна листьев пальмы рафия, которые на Мадагаскаре ткут с помощью горизонтального ткацкого станка, а в Кот-д'Ивуаре плетут. Кроме того, до сих пор в некоторых регионах Африки используются нетканые материалы: кора у пигмеев Конго, а также кожа и шкуры в Восточной Африке, в особенности в долине Омо в Эфиопии. Цельная одежда из шкур не шьется: женский наряд состоит из нагрудника и двух поясных фрагментов, более короткого переднего и заднего. При этом крой предметов одежды, сшитых из шкур, далек от примитивно­го и служит для определения принадлежности человека к тому или иному племени. У народности цамай, которых соседи прозвали хво­статыми людьми, задний поясной фрагмент очень длинный, сужает­ся к концу и волочится по земле наподобие шлейфа. У нянгатом крой задней юбки еще более экстравагантный: она также достигает земли и состоит из двух прямоугольных частей разной длины, сшитых бок о бок и украшенных снизу разноцветными кусочками шкур, собран­ных в складки.

При всем богатстве традиций в Африке традиционный текстиль за­мещается повсеместно фабричными тканями или, еще чаще, готовой одеждой секонд-хенд, которая продается на развалах и обходится де­шевле, чем пошив одежды из новых тканей. Однако сила племенных традиций, с одной стороны, и наплыв туристов, которых интересует не европейское прет-а-порте, а именно местный костюм, с другой, по­зволяют предположить, что традиционный текстиль в Африке сохра­нится и для будущих поколений исследователей.

 

Литература

Bolland 1991 — Bolland R. Tellem Textiles. Archaelogical finds from burial caves in Mali's Bangiagara cliff. Amsterdam: KIT press, 1991.

Lantambe 1999 — Lantambe T.M. Bogolan. Un art textile du Mali. Les Al izes, 1999.

Picard 1987 — Picard J., Picard R. Picard African Imports. Carmel, 1987.

Ross 1998 — Ross D.H. Wrapped in Pride. Ghanaian Kente and Africain American Identity, Regents of the University of California, 1998.

Sylvanus 2006 — Sylvanus N. Des fils enchevetres. Les comergantes togolaises dans les reseaux mondiaux du textile. These de doctorat nouveau regime, Ecole des hautes etudes en sciences sociales, 2006.

 

Примечание

1. О долине реки Омо см. статью К.В. Бабаева: www.babaev.net/omo/omo.pdf.



Другие статьи автора: Хачатурьян Мария

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба