Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №20, 2011
Архитектура платья: корсеты, кринолины, турнюры. Петропавловская крепость (филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга), Санкт-Петербург. 11 марта — 10 апреля 2011
На выставке «Архитектура платья: корсеты, кринолины, турнюры» были представлены предметы из собрания дизайнера и коллекционера Антона Приймака.
Уникальность экспозиции очевидна каждому, кто занимается костюмом, ведь предметы, которые когда-то были типичными модными аксессуарами и получили распространение везде, где главенствовала светская мода, совершенно не представлены в российских музеях. Впервые у широкой публики появилась возможность увидеть тайные конструкции, благодаря которым женщины 1880-1920-х годов выглядели такими утонченными и элегантными. Скрытые от посторонних глаз корсеты, кринолины и турнюры (экспонировалось более 50 атрибутов дамского туалета) являлись обязательными принадлежностями дамского туалета XIX — первой трети XX века, и именно они способствовали формированию модного силуэта своего времени. Экспонаты можно условно разделить на три периода: 1880-1890-е годы, рубеж XIX-XX веков, 1910-1930-е годы.
Среди предметов 1880-х годов можно было увидеть классические дамские корсеты, грандиозный турнюр-клетку, в большей степени напоминающий инженерное (архитектурное) сооружение, узкие кринолины-клетки, которыми продолжали пользоваться модницы вплоть до конца этого десятилетия. Один из экспонатов — нижняя юбка с обручами, вшитыми в заднее полотнище. Такие объекты тоже называли турнюрами.
Дамские клетки этой поры изготавливались из тонкой и гибкой стальной пружины. Вопреки сложившемуся мнению, и кринолины, и турнюры были практически невесомыми, мягкими и комфортными в использовании. Хранили их в сложенном виде, и в плоских витринах два кринолина представлены именно таким образом.
Практически все вещи такого плана выполнялись в очень сдержанной и скупой цветовой гамме. Это был бежевый, молочный или белый цвет. Поэтому один из выставленных кринолинов красного цвета — редкий и исключительный экспонат, а еще есть черный корсет на бретельках. Некоторые корсеты снабжены резинками для крепления чулок. Представленные предметы изготовлены в США, Великобритании, Испании.
Небольшие поясные турнюры 1890-х годов, выполненные из тонкой металлической сетки, а также плоские и набитые конским волосом турнюры-подушечки 1900-х годов свидетельствуют, каким образом менялись мода и женский силуэт с течением времени. На выставке можно было увидеть и изящные корсеты эпохи модерн, которые сильно сжимали живот и выгибали спину, способствуя формированию модного в ту пору S-образного силуэта. В дополнение к ним надевали небольшие турнюры в виде подушечек, которые помогали достичь желаемого эффекта изогнутой фигуры. В одной из витрин был представлен популярный в это же время накладной бюст.
Обращали на себя внимание и такие «мелочи», как розовый детский корсет, корсетные шнуры в коробке, резинки, ленты, разложенные в небольших витринах. Модные журналы этого периода позволяют сопоставить представленные предметы с тем силуэтом, который они должны были создать.
Основные экспонаты демонстрировались на особых манекенах, учитывающих анатомическое строение, а также модный силуэт, отвечающий идеалам красоты того или иного времени. Манекены выполнены руками коллекционера Антона Приймака, художника, дизайнера в области мебели и интерьера. Работая над реконструкцией исторических кринолинов и турнюров, в том числе для кино и частных собраний подлинного исторического костюма, дизайнер пришел к логическому выводу, что для того, чтобы эффектно и стилистически верно показать настоящее платье XIX века, не достаточно одного манекена.
Любое платье этого времени требует определенного силуэта и дополнительного объема, который в свое время формировался различного рода кринолинами, турнюрами и нижними юбками. А ведь форма и размеры кринолинов и турнюров постоянно менялись. В настоящий момент опыт позволяет Антону изготавливать предметы, наиболее приближенные к историческим образцам и по своему внешнему виду, и по свойствам (легкости, мягкости, упругости).
Рассказывая о себе, владелец уникальной выставки вспомнил, что его всегда интересовал исторический костюм, но с течением времени он стал замечать, что в большей степени его увлекает не столько внешний вид платья той или иной эпохи, сколько его внутреннее устройство. Особую любовь художника снискали моды XIX века, когда силуэт менялся стремительно и кардинально. И конечно же, модный силуэт создавался не платьем, а тем, что находилось под ним: предметами нижнего белья, корсетами, в то или иное время кринолином или турнюром.
Все началось с того, что в детстве Антон начал читать книги по истории костюма, создавал небольшие модели кринолинов и турнюров, имея, конечно, о них смутное представление, не видя настоящих исторических образцов. А изготовить кринолин второй половины 1860-х годов, практически плоский спереди и вытянутый назад, совсем непросто. Со временем, знакомясь с подлинниками, дизайнер понял, что в свое время был очень близок к истине. То есть можно сказать, что, будучи ребенком и творчески экспериментируя, будущий художник «изобретал велосипеды».
Начало коллекции было положено 11 лет назад, когда в одном из антикварных магазинов Санкт-Петербурга Антон случайно приобрел первый старинный корсет. Тогда же он более серьезно погрузился в изучение самой истории костюма и нижнего белья XIX века и начал собирать дамское нижнее белье — сорочки, панталоны, нижние юбки, накорсетники (камисоли) и пр. Отдельную статью в его коллекции составляют принадлежности дамского костюма, способствующие формированию модного силуэта, то есть в том числе и корсеты, кринолины и турнюры. Наиболее ранние предметы относятся к 1820 году, а наиболее поздние — к 1920-м годам. Конечно, это не исключает некоторых единичных вещей середины XX века.
Антон старается пополнять свою коллекцию вещами, которые очень хорошо сохранились: без повреждений или с незначительными признаками возраста. Лишь в особых случаях, если речь идет об исключительном предмете, он допускает наличие определенного рода утрат или небольших изменений. В коллекции много и таких вещей, которые никто никогда не носил. Именно это обстоятельство привлекло особое внимание специалистов, ведь хотя бы несколько раз затянутый корсет начинает деформироваться, а со временем теряет свою форму.
К вещам, вошедшим в коллекцию, владелец относится максимально бережно, прикасаясь к ним только в перчатках, стараясь создать наиболее приемлемые условия для хранения экспонатов.
Несколько лет назад в Москве владелец уникальных экспонатов уже предлагал вниманию публики два небольших выставочных проекта: на «Блошином рынке» со стендом, посвященным кринолину и нижнему белью 1850-1860-х годов, а также на выставке «Винтаж. Истории моды», где он демонстрировал турнюры и нижнее белье 1870-1890-х годов. 1 апреля 2010 года по приглашению издательства «Новое литературное обозрение» он демонстрировал корсеты из своей коллекции на презентации книги Валери Стил «Корсет», прошедшей в Москве. Таким образом представленная в Петропавловской крепости выставка — еще один успех молодого коллекционера и настоящий подарок для всех специалистов и широкой публики, интересующейся историей костюма.
Выставка была размещена в зале, расположенном в Иоанновском равелине Петропавловской крепости — небольшом помещении с низким сводчатым потолком и толстыми стенами, характерными для крепостной архитектуры начала XVIII века. Несколько больших витрин позволяли показать экспонаты в «полный рост», а в плоских наиболее выгодным образом расположились модные гравюры и мелкие предметы. Стены зала были декорированы увеличенными цветными иллюстрациями из модных журналов последней трети XIX — первой четверти XX века, а помимо сопроводительных текстов к экспонатам информацию можно было почерпнуть из буклетов, составленных куратором выставки Евгенией Гриншпан.