Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №20, 2011

Елена Игумнова
Ленинградские моды 1960-1970-х

Ленинградские моды 1960-1970-х. В рамках Московского международного фестиваля «Мода и стиль в фото­графии — 2011». Галерея искусств Зураба Церетели, Москва. 31 марта - 10 мая 2011

 

В СССР долгое время журналы мод были легализованной фантасти­кой, красивой пропагандой несбыточных надежд — предложенные модели если и можно было повторить, то с большим трудом. Ткани до­ставали по большому блату, а о модной фурнитуре можно было сразу забыть. Листая страницы журналов, смотрели не просто на костюмы, а на картинки красивой жизни, образы как будто и не-советского быта и бытования: в реальной жизни в таких платьях и костюмах красо­ваться можно было изредка. В 1960-е годы официально утверждаемая советская мода «оттаяла» вместе с приподнятым «железным занаве­сом». В появившихся культурных проталинах и отдушинах советский человек мог не только работать, но и отдыхать. Бегать на танцы, ро­мантически бесцельно гулять по улицам города, ездить на морские прогулки и курорты, одеваясь каждый раз особым способом. Эта эпо­ха открытий и скромных радостей показана в проекте «Ленинград­ские моды 1960-1970-х» кураторов Александры Карповой и Екатери­ны Кондраниной. Выставка составлена из личных архивов бывших манекенщиц, главных героинь журнальных съемок, и показывает не только историю моды тех лет. Это рассказ и о девушках, и о развитии журнальной фотографии, зачастую демонстрирующей непривычно свободные образы и сюжеты.

Основу экспозиции составляет коллекция черно-белых фотогра­фий из собрания Евгении Хартлебен-Куракиной, в то время одной из самых востребованных ленинградских манекенщиц (как сегодня сказали бы — топ-модели). Журнал Ленинградского дома моделей стал в те годы образцом стиля и элегантности, опубликованные в нем тенденции и модели были особо модными, не похожими на скучные страницы официальных «женских» изданий. Вместо стоящих непрони­цаемыми истуканами манекенщиц и простейших задников в съемках тех лет появилась непривычная динамика — в сюжетах фотографий, движениях моделей, в выездных фотосессиях на улицах, во дворцах и парках. И образы с этих фотографий были совершенно иными — не героинями, готовыми войти в огонь и воду, не работницами социализ­ма, а женщинами другой эпохи. Отчасти это было правдой — большая часть манекенщиц была из семей бывших петербургских аристократов. Они носили «модельные» платья, перчатки и шляпки с удивительной свободой, в их позах и улыбках не чувствовалось ничего казенного и искусственного; шагали по мраморным интерьерам и резным лестни­цам дворцов как по собственным виллам и домам; показывали одежду классического, национального, морского, спортивного, романтиче­ского и делового стилей, словно привыкли менять наряды по дюжи­не раз на дню — для похода в театр, на званый ужин, пляж или свидание.

Почти все снимки на выставке — работы фотографа Петра Сега­ля. Это и портреты крупным планом, и студийные съемки отдельных моделей, и сюжетные выездные фотосессии на двоих-троих человек. Каждый из кадров — как микромир, отдельная история о дружбе и расставании, встрече и одиночестве вдвоем, беседе света и тени на мод­но уложенной прическе, пронзительном изгибе шеи, велеречивости взгляда сквозь опущенные ресницы. На одной из фотографий герои, юноша и девушка, сняты на борту корабля. Этот жанр морской без­заботной прогулки тут стал и изображением «по-заграничному» кра­сивой жизни, и сложных отношений героев. В кадре нет одномерной безмятежности — на палубе молодой человек в блестящих ботинках и ладно скроенном костюме вальяжно сидит, закинув ногу на ногу и покуривая сигарету. Рядом стоит элегантная девушка в костюме для прогулок (удлиненная юбка, короткий жакет, шляпа с волнистыми полями), мягко глядящая на спутника. Он же словно и не замечает ее, любуясь прелестями самой жизни и по-итальянски прекрасным dolce fa niente — ничегонеделанием. На другом снимке около гостинцы «Ле­нинградская» так и не поймешь — случайна встреча героев на улице, и вообще встреча ли это или горькое расставание.



Другие статьи автора: Игумнова Елена

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба