Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №20, 2011
Ленинградские моды 1960-1970-х. В рамках Московского международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии — 2011». Галерея искусств Зураба Церетели, Москва. 31 марта - 10 мая 2011
В СССР долгое время журналы мод были легализованной фантастикой, красивой пропагандой несбыточных надежд — предложенные модели если и можно было повторить, то с большим трудом. Ткани доставали по большому блату, а о модной фурнитуре можно было сразу забыть. Листая страницы журналов, смотрели не просто на костюмы, а на картинки красивой жизни, образы как будто и не-советского быта и бытования: в реальной жизни в таких платьях и костюмах красоваться можно было изредка. В 1960-е годы официально утверждаемая советская мода «оттаяла» вместе с приподнятым «железным занавесом». В появившихся культурных проталинах и отдушинах советский человек мог не только работать, но и отдыхать. Бегать на танцы, романтически бесцельно гулять по улицам города, ездить на морские прогулки и курорты, одеваясь каждый раз особым способом. Эта эпоха открытий и скромных радостей показана в проекте «Ленинградские моды 1960-1970-х» кураторов Александры Карповой и Екатерины Кондраниной. Выставка составлена из личных архивов бывших манекенщиц, главных героинь журнальных съемок, и показывает не только историю моды тех лет. Это рассказ и о девушках, и о развитии журнальной фотографии, зачастую демонстрирующей непривычно свободные образы и сюжеты.
Основу экспозиции составляет коллекция черно-белых фотографий из собрания Евгении Хартлебен-Куракиной, в то время одной из самых востребованных ленинградских манекенщиц (как сегодня сказали бы — топ-модели). Журнал Ленинградского дома моделей стал в те годы образцом стиля и элегантности, опубликованные в нем тенденции и модели были особо модными, не похожими на скучные страницы официальных «женских» изданий. Вместо стоящих непроницаемыми истуканами манекенщиц и простейших задников в съемках тех лет появилась непривычная динамика — в сюжетах фотографий, движениях моделей, в выездных фотосессиях на улицах, во дворцах и парках. И образы с этих фотографий были совершенно иными — не героинями, готовыми войти в огонь и воду, не работницами социализма, а женщинами другой эпохи. Отчасти это было правдой — большая часть манекенщиц была из семей бывших петербургских аристократов. Они носили «модельные» платья, перчатки и шляпки с удивительной свободой, в их позах и улыбках не чувствовалось ничего казенного и искусственного; шагали по мраморным интерьерам и резным лестницам дворцов как по собственным виллам и домам; показывали одежду классического, национального, морского, спортивного, романтического и делового стилей, словно привыкли менять наряды по дюжине раз на дню — для похода в театр, на званый ужин, пляж или свидание.
Почти все снимки на выставке — работы фотографа Петра Сегаля. Это и портреты крупным планом, и студийные съемки отдельных моделей, и сюжетные выездные фотосессии на двоих-троих человек. Каждый из кадров — как микромир, отдельная история о дружбе и расставании, встрече и одиночестве вдвоем, беседе света и тени на модно уложенной прическе, пронзительном изгибе шеи, велеречивости взгляда сквозь опущенные ресницы. На одной из фотографий герои, юноша и девушка, сняты на борту корабля. Этот жанр морской беззаботной прогулки тут стал и изображением «по-заграничному» красивой жизни, и сложных отношений героев. В кадре нет одномерной безмятежности — на палубе молодой человек в блестящих ботинках и ладно скроенном костюме вальяжно сидит, закинув ногу на ногу и покуривая сигарету. Рядом стоит элегантная девушка в костюме для прогулок (удлиненная юбка, короткий жакет, шляпа с волнистыми полями), мягко глядящая на спутника. Он же словно и не замечает ее, любуясь прелестями самой жизни и по-итальянски прекрасным dolce fa niente — ничегонеделанием. На другом снимке около гостинцы «Ленинградская» так и не поймешь — случайна встреча героев на улице, и вообще встреча ли это или горькое расставание.